Пекин сэкономил на субсидиях электромобилям и гибридам и обрушил их рынок

Пекин сэкономил на субсидиях электромобилям и гибридам и обрушил их рынок

6 декабря 2019


Продажи NEV в Китае за октябрь 2019 года стали предметом тревоги мирового сообщества


автор
Александр Климнов, фото wsj.com

Обозреватель Роланд Ирл с портала EV-volumes пишет, что резкое снижение продаж NEV (BEV+PHEV+FCEV) в Китае продолжается и даже ускоряется. Предварительные результаты за октябрь показывают снижение регистраций на 48% по сравнению с октябрем 2018 года (точные данные по СААМ по октябрю 2019 года – минус 46,8% до 49,9 тыс. по BEV и минус 38,8% по PHEV до 16,2 тыс. – авт.), так что даже результаты октября 2017 года оказались выше. Спад начался в июле сразу после того как вступило в силу объявленное Пекином снижение субсидий на покупку BEV и PHEV, но последовавшее мощное обрушение сегмента NEV привело в замешательство как политиков, так и аналитиков рынка. Ожидавшегося после снижения стимулов к покупке NEV обычного восстановления продаж через 2-3 месяца так и не состоялось. Столь длительный провал вряд ли была частью плана Пекина. MIIT, определяющий курс для отрасли NEV, полон решимости санировать данный сегмент, который показал признаки перегрева и переполнен стартапами с непонятными перспективами существования. Помимо сокращения субсидий, была повышена «планка входа» на рынок NEV, включая ограничение количества субподрядчиков, занимающихся производством, установление минимума финансовых средств, выделяемых на НИОКР и организацию производственные мощности. Были ужесточены также технические параметры, например, снова возросли требования к емкости и безопасности аккумулятора. Именно пожароопасность аккумуляторных батарей вызывает опасения у общественности. Совокупный негативный эффект от таких требований и ограничений стал гораздо глубже. Даже лидеры рынка несут большие убытки в сегменте NEV, а сокращение объемов продаж среди мелких игроков с 2-3-летней историей присутствия на рынке говорит о стратегических проблемах.

Китайский автомобильный рынок в целом снижается в течение уже 16 месяцев подряд, в то время как продажи NEV продолжали расти, по крайней мере, до июня нынешнего года. Именно благодаря сильным результатам первого полугодия текущего года баланс продаж NEV все еще остается положительным. В период с января по октябрь потребителям было доставлено 963 тыс. (+19%) легковых и коммерческих ТС типа NEV, включая 748,3 тыс. (+16,5%) исключительно аккумуляторных электромобилей и электробусов из которых 666,1 тыс. (+22,6%) легковых электромобилей и 192,2 тыс. (–5,2%) PHEV. Кстати, легковых FCEV не было совсем, а почти все «водородомобили» пришлись на электробусы (1,19 тыс. с приростом в 8,7 раза).
CN-I-10-2019.jpg

Бум электромобилей и гибридов в Китае закончился? Или это передышка перед новым большим скачком?

Прогноз на полный 2019 год несет гораздо большую неопределенность, чем недавно. Аналитики из КНР не ожидают восстановления сегмента за последние 2 месяца года. Прогноз EV-volumes на 2019 год – объем сегмента NEV составит от 1,1 до 1,2 млн (BEV и PHEV в подсегментах SUV, MPV и LCV), при том что рынок легковушек Поднебесной достигнет объема 25,4 млн, что на 8% ниже, чем в 2018 году. Наиболее оптимистическая оценка – 1 млн 164 тыс. дает долю NEV в 4,6% от рынка при нулевом росте к 2018 году.
Основные маркеры рынка, такие как целевые показатели Пекина по наращиванию выпуска NEV, ограничения для традиционных автомобилей (ICE), портфели по расширению модельных рядов EV у традиционных производителей и инвестиции в зарядную инфраструктуру, говорят о дальнейшем росте сегмента NEV, но нет никаких признаков того, что сектор возвращается к своим потрясающим и неуклонные темпам роста в 60-100%, показанным им в предыдущие годы. Должностные лица Поднебесной повторно заявили о целевом показателе продаж 2 млн ТС в сегменте NEV в 2020 году. Сюда относятся и 150–200 тыс. электрогрузовиков и электробусов.

Падение спроса и производства
Продажи сегмента NEV в сентябре упали на 25% после 12-процентного в августе и 2-процентного в июле.
CN-A-10-2019.jpg

Вторая половина 2019 года в сегменте NEV никак не может радовать ни китайские власти, ни местных и международных аналитиков

В октябре падение только ускорилось: предварительные данные дают мрачную цифру обвала на 48%, включая оценки импорта и легкого коммерческого транспорта. Что касается доли NEV на рынке, то сокращение оказалось относительно меньше, так как автомобильный рынок в целом сократился на 3–7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи NEV в настоящее время приближаются к уровню 2017 года, что намного ниже фактических значений 2018 года и прежнего повышательного тренда по данным первого полугодия 2019 года.
Субсидии для NEV были сокращены в несколько раз за последние годы. Однако текущая тенденция отражает не только снижение спроса из-за сократившихся финансовых стимулов. У NEVs может возникнуть свой первый кризис доверия: правительство теперь настаивает на качестве, а не на количестве, на конкуренции, а не на субсидиях, OEM-производители возвращаются к более прибыльному производству ICE, потребители теряют веру в борющихся производителей NEV и чрезмерно оптимистичные претензии в отношении спецификаций транспортных средств. Поддержка послепродажного обслуживания отстает, и были пожары батареи. Кроме того, налоги на покупку автомобилей с традиционным двигателем были снижены на несколько процентов, чтобы стимулировать рынок транспортных средств.

Нулевой рост в этом году
Столь резкий спад не ожидался ни политиками, ни большинством аналитиков.
CN-G-10-2019.jpg

В лучшем случае сегмент NEV в КНР покажет в этом году «нулевой» рост

  В конце 2018 года 2 миллиона NEV в 2019 году казались правдоподобными, в июне большинство прогнозов на нынешний год все еще были на уровне 1,6 млн, а после июльских результатов снизились до 1,5 млн. В настоящее время ожидаются от 1,1 до 1,2 миллиона легковых NEV, что в среднем означает нулевой рост данного сегмента в этом году (см. график выше – авт.). На фоне общего авторынка, сократившегося примерно на 8% по сравнению с прошлым годом, доля NEV все же продолжит расти с 4,2% до 4,6% (при том что Пекин требовал уже в этом году не менее 10% – авт.).

Трудно найти разумные объяснения такому разладу фактического состояния рынка и громадью планов Пекина. Думается, что в будущем планирование будет более реалистичным. Кроме того, необходимо расшить узкие места при производстве сырья и аккумуляторных батарей.

В следующем статье будет проанализировано как обвал рынка влияет на объемы продаж конкретных производителей NEV. Следите за новостями на портале www.rim3.ru


Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Две трети российских автодилеров продают китайские марки

Две трети российских автодилеров продают китайские марки

Дилерские сети в России поставили рекорд по численности, но только за счет китайских марок

30.07.2024

Китайский автоэкспорт в Россию вырос в первой половине 2024 года

Китайский автоэкспорт в Россию вырос в первой половине 2024 года

Доля «китайцев» в легковом парке РФ достигла 4%

26.07.2024

«Автомаркетолог» уточнил расклад по парку легковушек

«Автомаркетолог» уточнил расклад по парку легковушек

Отечественные марки составляют свыше 2/3 российского парка легковых авто

24.07.2024

В Топ-3 по объему госзакупок вошли марки ГАЗ, УАЗ и LADA

В Топ-3 по объему госзакупок вошли марки ГАЗ, УАЗ и LADA

«Москвичей» для нужд чиновников стали покупать в пять раз больше, чем годом ранее, а Haval прибавил 25%

24.07.2024

Парк автомобилей в России на 1 июля 2024 года превысил 55 миллионов

Парк автомобилей в России на 1 июля 2024 года превысил 55 миллионов

Доля легковых автомобилей в российском автопарке составляет 85%

23.07.2024

Китайские авто: будущее российских дорог или временный тренд?

Китайские авто: будущее российских дорог или временный тренд?

Китайские автомобили успешно занимают российский рынок, но отечественные авто сохраняют ряд преимуществ

22.07.2024

Китайские производители активны во всех сегментах рынка грузовой автотехники

Китайские производители активны во всех сегментах рынка грузовой автотехники

Китайские марки особенно активны в сегментах фургонов и бортовых грузовиков

19.07.2024

Возврат к списку