Пекин сэкономил на субсидиях электромобилям и гибридам и обрушил их рынок
6 декабря 2019
Продажи NEV в Китае за октябрь 2019 года стали предметом тревоги мирового сообщества
Александр Климнов, фото wsj.com
Обозреватель Роланд Ирл с портала EV-volumes пишет, что резкое снижение продаж NEV (BEV+PHEV+FCEV) в Китае продолжается и даже ускоряется. Предварительные результаты за октябрь показывают снижение регистраций на 48% по сравнению с октябрем 2018 года (точные данные по СААМ по октябрю 2019 года – минус 46,8% до 49,9 тыс. по BEV и минус 38,8% по PHEV до 16,2 тыс. – авт.), так что даже результаты октября 2017 года оказались выше. Спад начался в июле сразу после того как вступило в силу объявленное Пекином снижение субсидий на покупку BEV и PHEV, но последовавшее мощное обрушение сегмента NEV привело в замешательство как политиков, так и аналитиков рынка. Ожидавшегося после снижения стимулов к покупке NEV обычного восстановления продаж через 2-3 месяца так и не состоялось. Столь длительный провал вряд ли была частью плана Пекина. MIIT, определяющий курс для отрасли NEV, полон решимости санировать данный сегмент, который показал признаки перегрева и переполнен стартапами с непонятными перспективами существования. Помимо сокращения субсидий, была повышена «планка входа» на рынок NEV, включая ограничение количества субподрядчиков, занимающихся производством, установление минимума финансовых средств, выделяемых на НИОКР и организацию производственные мощности. Были ужесточены также технические параметры, например, снова возросли требования к емкости и безопасности аккумулятора. Именно пожароопасность аккумуляторных батарей вызывает опасения у общественности. Совокупный негативный эффект от таких требований и ограничений стал гораздо глубже. Даже лидеры рынка несут большие убытки в сегменте NEV, а сокращение объемов продаж среди мелких игроков с 2-3-летней историей присутствия на рынке говорит о стратегических проблемах.
Китайский автомобильный рынок в целом снижается в течение уже 16 месяцев подряд, в то время как продажи NEV продолжали расти, по крайней мере, до июня нынешнего года. Именно благодаря сильным результатам первого полугодия текущего года баланс продаж NEV все еще остается положительным. В период с января по октябрь потребителям было доставлено 963 тыс. (+19%) легковых и коммерческих ТС типа NEV, включая 748,3 тыс. (+16,5%) исключительно аккумуляторных электромобилей и электробусов из которых 666,1 тыс. (+22,6%) легковых электромобилей и 192,2 тыс. (–5,2%) PHEV. Кстати, легковых FCEV не было совсем, а почти все «водородомобили» пришлись на электробусы (1,19 тыс. с приростом в 8,7 раза).
Бум электромобилей и гибридов в Китае закончился? Или это передышка перед новым большим скачком?
Прогноз на полный 2019 год несет гораздо большую неопределенность, чем недавно. Аналитики из КНР не ожидают восстановления сегмента за последние 2 месяца года. Прогноз EV-volumes на 2019 год – объем сегмента NEV составит от 1,1 до 1,2 млн (BEV и PHEV в подсегментах SUV, MPV и LCV), при том что рынок легковушек Поднебесной достигнет объема 25,4 млн, что на 8% ниже, чем в 2018 году. Наиболее оптимистическая оценка – 1 млн 164 тыс. дает долю NEV в 4,6% от рынка при нулевом росте к 2018 году.
Основные маркеры рынка, такие как целевые показатели Пекина по наращиванию выпуска NEV, ограничения для традиционных автомобилей (ICE), портфели по расширению модельных рядов EV у традиционных производителей и инвестиции в зарядную инфраструктуру, говорят о дальнейшем росте сегмента NEV, но нет никаких признаков того, что сектор возвращается к своим потрясающим и неуклонные темпам роста в 60-100%, показанным им в предыдущие годы. Должностные лица Поднебесной повторно заявили о целевом показателе продаж 2 млн ТС в сегменте NEV в 2020 году. Сюда относятся и 150–200 тыс. электрогрузовиков и электробусов. Падение спроса и производства
Продажи сегмента NEV в сентябре упали на 25% после 12-процентного в августе и 2-процентного в июле.
Вторая половина 2019 года в сегменте NEV никак не может радовать ни китайские власти, ни местных и международных аналитиков
В октябре падение только ускорилось: предварительные данные дают мрачную цифру обвала на 48%, включая оценки импорта и легкого коммерческого транспорта. Что касается доли NEV на рынке, то сокращение оказалось относительно меньше, так как автомобильный рынок в целом сократился на 3–7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи NEV в настоящее время приближаются к уровню 2017 года, что намного ниже фактических значений 2018 года и прежнего повышательного тренда по данным первого полугодия 2019 года.
Субсидии для NEV были сокращены в несколько раз за последние годы. Однако текущая тенденция отражает не только снижение спроса из-за сократившихся финансовых стимулов. У NEVs может возникнуть свой первый кризис доверия: правительство теперь настаивает на качестве, а не на количестве, на конкуренции, а не на субсидиях, OEM-производители возвращаются к более прибыльному производству ICE, потребители теряют веру в борющихся производителей NEV и чрезмерно оптимистичные претензии в отношении спецификаций транспортных средств. Поддержка послепродажного обслуживания отстает, и были пожары батареи. Кроме того, налоги на покупку автомобилей с традиционным двигателем были снижены на несколько процентов, чтобы стимулировать рынок транспортных средств. Нулевой рост в этом году
Столь резкий спад не ожидался ни политиками, ни большинством аналитиков.
В лучшем случае сегмент NEV в КНР покажет в этом году «нулевой» рост
В конце 2018 года 2 миллиона NEV в 2019 году казались правдоподобными, в июне большинство прогнозов на нынешний год все еще были на уровне 1,6 млн, а после июльских результатов снизились до 1,5 млн. В настоящее время ожидаются от 1,1 до 1,2 миллиона легковых NEV, что в среднем означает нулевой рост данного сегмента в этом году (см. график выше – авт.). На фоне общего авторынка, сократившегося примерно на 8% по сравнению с прошлым годом, доля NEV все же продолжит расти с 4,2% до 4,6% (при том что Пекин требовал уже в этом году не менее 10% – авт.).
Трудно найти разумные объяснения такому разладу фактического состояния рынка и громадью планов Пекина. Думается, что в будущем планирование будет более реалистичным. Кроме того, необходимо расшить узкие места при производстве сырья и аккумуляторных батарей.
В следующем статье будет проанализировано как обвал рынка влияет на объемы продаж конкретных производителей NEV. Следите за новостями на портале www.rim3.ru