Прогнозы ценового поведения топлива до конца 2018 года
Александр Климнов, фото автора
На этой неделе Life исследовал противоречивые мнения чиновников по поводу перспектив цены на бензин до конца года. Так, Центробанк утверждает, что топливо до конца года не вырастет, хотя в Росстате в сентябре зафиксировали пусть и небольшой, но заметный рост цен. В свою очередь исследование информационно-аналитического центра «Кортес» показало, что цены на дизтопливо в конце сентября побили рекорд, так оптовая цена на летнее дизельное топливо «Класс 5» в период 24–28 сентября выросла на 423 рубля – до ₽52 471 за тонну. В свою очередь оптовые цены на разные марки бензина пошли разными курсами, так АИ-95 подешевел на ₽38 – до ₽55 359 за тонну, а АИ-92 подорожал на ₽37 – до ₽49 427 за тонну. В среднем розничные цены на бензин всего за неделю выросли на 1–3 копейки. Формально рост небольшой, но фиксируется он регулярно.
Эксперт компании «Международный финансовый центр» Дмитрий Чечулин напомнил, что хотя летом цена бензин и начала снижаться, но продлилось это недолго, а снижение было несильным, так АИ-95 понизился с ₽45,35 за литр до ₽45,05, что слишком мало. А теперь цена превысила ₽45,47 на бирже и ₽45,7 на АЗС. По его словам, тенденция однозначно свидетельствует о продолжении роста цен. Так как рынок энергоресурсов един для всего мира, а сегодня российским нефтепеработчикам значительно выгоднее поставлять топливо за границу с учетом двух-трех-кратной разницы с ценами внутреннего рынка. Так, что российским потребителям уже стоит морально готовиться к европейскому уровню цен на топливо. Достижение такого масштаба цен вполне возможно в течение 1–3 лет. До конца года по мнению того же эксперта за литр АИ-95 могут начать просить ₽47–48. Высокие цены на топливо провоцирует и рост барреля. Так, за последние несколько дней стоимость нефти сорта Brent взлетела на 14% – до $85 за баррель. Сколько еще такой уровень цен будут сохраняться? Уже через месяц должен вступить в силу второй пакет санкций против Ирана, что приведет к снижению объема поставок нефти на рынок до одного миллиона баррелей в сутки.
По этому поводу аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко высказался в том духе, что высокие цены продержатся до тех пор, пока спекулянты не получат явных сигналов о готовности главных производителей – США, России и Саудовской Аравии заполнить «освобожденный» Ираном объем поставок.
Старший аналитик ГК «Альпари» Анна Бодрова отметила, что «В России дополнительно на повышение цен на бензин воздействует повышение НДС до 20%, а также ожидаемое в 2019 году увеличение акцизов. Пока же на цены воздействует и высокий сезонный спрос на топливо из-за продолжающейся уборочной. К тому же владельцы легковушек вернулись из отпусков и с каникул, поэтому потребность в бензине объективно возросла, так что продавцы могут спокойно повышать цены. По окончании уборочной в октябре рост цен на бензин приостановится, но снова возобновится к декабрю, после чего повышательный тренд может продлиться как минимум до весны. В среднем АИ-95 может вздорожать до конца года еще на 20–35 копеек за литр, а АИ-92 – на 10–30 копеек».
Ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский отметил, что: «В себестоимости бензина налоги и акцизы занимают 64%, транспортировка и работа НПЗ – 20%, стоимость нефти дает лишь 15%, а наценка АЗС составляет всего лишь 1%. Фактически единственным реальным способом остановить повышение цен стало бы снижение акцизов, но это возможно лишь при значительном обострении ситуации с топливными ценами.
Валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров считает, что: «Сильнее всего цены на топливо будут колебаться на средних и мелких АЗС. Они больше зависят от партии поставки конкретной логистической цепочки. В крупных городах сильнее всего традиционно повышаются цены на заправках у крупных магистралей и в оживленных зонах. Даже на АЗС одного и того же крупного топливного холдинга цена может сильно варьироваться в зависимости от расположения конкретной заправочной станции».
Ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс» Мария Сальникова констатирует: «До конца года мы не ждем роста цен на бензин, а вот после Нового года скачок может быть неожиданным и резким. В перспективе на октябрь–декабрь 2018 года поддержку оптимистичным оценкам Центробанка и Минэкономразвития окажут стабильность рубля и принятые правительством меры по расширению объемов биржевых продаж и соблюдению крупными нефтяными компаниями договоренностей по заморозке цен. С Нового года будет введена новая система ценообразования на бензин, которая и приведет к повышению цен. Новая система будет учитывать отмену экспортных пошлин, и увеличение налога на добычу полезных ископаемых, а также появится система субсидий для нефтеперерабатывающих заводов. По оценкам Марии Сальниковой, уже в январе 2019 года бензин может подорожать на 6–9%.
Впрочем, не все финансисты дают столь пессимистичный прогноз. Так, трейдер-аналитик компании «Финист» Денис Лисицын считает, что повышение цен на бензин вероятно, но пока преждевременно, так как пока еще действует соглашение нефтепереработчиков с правительством о заморозке цен на бензин до конца года. К тому же нефтяники обещали сдерживать цены на топливо и увеличивать поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. До конца года правительство проработает ряд мер по дальнейшему сдерживанию цен на бензин, включая изменения в налогообложении, введение субсидий и отмену экспортных пошлин.
Загрузка