Покупка автомобиля для россиян вновь стала роскошью
20 ноября 2023
Разница между финансовыми возможностями граждан и стоимостью новых автомобилей становится критической
Александр Климнов, фото автора
Разница между финансовыми возможностями граждан и стоимостью новых автомобилей становится критической, так, если, в 2013 году для такой покупки требовалось 30 среднемесячных зарплат, то в 2023 нужно уже 60, причем, по словам аналитиков, это совсем не предел.
Эксперты «Открытия Авто» утверждают, что в настоящее время средняя цена новых легковушек достигает в стране уже почти 4 млн рублей, а машин с пробегом ~2 млн (а по данным «АВТОСТАТ» ~1,5-2 раза меньше– авт.).
Похожие цифры приводит и основатель автомобильного маркетплейса Fresh Денис Мигаль.
По официальным данным Росстата среднемесячная зарплат россиян на сегодня составляет 70 000 рублей. Отсюда и получается, что стоимость нового легкового автомобиля эквивалентна 60 среднемесячным зарплатам, а подержанного – 40 зарплатам.
Таким образом для покупки автомобиля среднестатистическому россиянину надо будет вообще ничего не покупать и только откладывать все денежные средства на покупку машины в течение пяти лет. Но даже при такой чисто гипотетической ситуации пока он будет копить ценник на машину может вырасти еще сильнее.
Представители «Открытия Авто» подтвердили: «Автомобили стали снова роскошью, на которую приходится долго копить, а чаще брать кредит. Во многом так случилось из-за вымывания доступного сектора седанов, которые пропали вместе с санкционными марками. Новые машины уже китайского производства пришли к нам по другим ценам – сильно дороже миллиона рублей».
В «Авилоне» не видят причин для снижения стоимости «параллельных» авто.
Кстати, проведенный еще в сентябре опрос «Комсомольской правды», в котором приняли участие 5,3 тыс. человек показал, что всего 3% россиян могут свободно купить новую машинуЕще 14% опрошенных могут позволить себе машину лишь в кредит, а возможности накопить у них нет.
Лишь 8% россиян планируют обновить автомобиль до конца года, а еще 15% респондентов планируют покупку машины не в этом году (всего 2% копят деньги, не хотят влезать в кредиты и ждут снижения цен).
Еще 7% опрошенных заявили, что могли бы позволить себе новую машину, продав старую. Однако при этом новинка будет попроще, чем нынешняя модель, которой они владеют.
Еще 4% присматриваются к подержанной машине.
А 1% респондентов планирует получить автомобиль от родственников в подарок.
Кстати, треть (32%) россиян не рассматривают покупку автомобиля в принципе, предпочитая общественный транспорт. Кто-то из них не готов тратить время на ожидание в пробках, кто-то не хочет разбираться в технических особенностях.
Всего же 44% опрошенных вообще не могут себе позволить себе такую дорогую покупку. Четверть респондентов купили машину много лет назад и не планируют менять ее в перспективе.
Так, что разница между финансовыми возможностями граждан и стоимостью новых автомобилей становится критической.
P.S. Как бы ни оценивать рост цен, но емкость рынка фактически уменьшилась в разы, и хотя восстановление идет относительно быстро, но на прежние (досанкционные) объемы в обозримом будущем выйти не получится. Насчет же предпочтения общественного транспорта личному автомобилю – такой выбор возможен только в крупнейших мегаполисах (прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге) с развитым общественным транспортом…