Поставки китайских автомобилей в РФ превысили $1 миллиард в месяц
20 июня 2023
Импорт китайских легковушек вырос за 5 месяцев 2023 года в 4,8 раза
Александр Климнов, фото автора
Импорт новых автомобилей в РФ продолжает активно развиваться на фоне фактического дефицита машин на рынке. Так, поставки из КНР в финансовом выражении бьют рекорды, достигая почти $1 млрд в месяц.
Импорт новых легковых автомобилей в РФ по итогам января–мая оказался в 4,8 раза выше, чем в докризисном 2021 году, составив 171,5 тыс. машин. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года ввоз вырос в 2,7 раза.
Основная доля (70,5%) импорта пришлась на автомобили из КНР. Всего за пять месяцев поставки из Поднебесной достигли 120,9 тыс. легковых автомобилей.
При этом в месячной динамике импорта заметно влияние курса рубля: так, в апреле по сравнению с мартом ввоз сократился на 9,1%, до 33,8 тыс., а в мае, напротив, вырос сразу на 51,1% к предыдущему месяцу, до 51,2 тыс. Дилеры отмечали, что поставки замедлялись в апреле на фоне ослабления рубля.
Аналитики, в свою очередь, указывают, что импорт при текущем уровне спроса и курсе рубля останется стабильным, к тому же его подогревают слухи о повышении утильсбора. При этом, они отмечают, что резкий скачок объемов импорта вызван длительным отсутствием предложения в массовом сегменте отечественных моделей, прежде всего, LADA Vesta.
Врио главы ФТС Руслан Давыдов сказал: «Почти в три раза вырос импорт китайских легковых автомобилей, очень серьезный рост по специальной технике и грузовикам. Я думаю, европейцы сами себе в ногу стреляют, сами себе отрезали рынок в 200 млн человек».
Доля китайских марок в продажах новых легковых машин по итогам мая по данным «Автостат» составила 46% (около 33,2 тыс.) против 17% годом ранее, включая российское производство Haval.
Доля европейских марок сократилась с 20% до 5%, корейских – с 25% до 8%, японских – с 12% до 6%. Официально же иностранные автопроизводители в Россию легковые автомобили из ЕС, Кореи и Японии не поставляют.
В результате в РФ сформировался дефицит предложения в сегменте автомобилей до 2 млн руб., поскольку после ухода иностранцев такие модели предлагал только отечественный бренд LADA, но лишь в сериях Granta и Niva.
Автозаводы из КНР традиционно поставляли в РФ почти что исключительно кроссоверы и лишь с 2023 года стали предлагать и седаны. Фактически в течение года в РФ не продавались аналоги, включая Hyundai Solaris, KIA Rio, VW Polo и Skoda Rapid, но предложение в сегменте SUV постепенно насыщалось за счет марок из Поднебесной.
Эксперт Сергей Удалов из «Автостата» отметил: «Если бы LADA Vesta производилась в течение всего этого срока, то ее продажи были бы высокими. И возможно, не пришлось бы говорить об экспансии брендов из Китая, поскольку те и так зашли в сегмент с большим опозданием – например, BAIC, Kaiyi».
Машины ушедших из РФ брендов ввозятся в нашу страну в обход официальных каналов – через так называемый параллельный импорт. Его доля в продажах с начала года росла и в последние месяцы достигла 12–14% от месячных продаж в 72,2–75,6 тыс. Таким образом ежемесячно ввозится ~9,6 тыс. автомобилей, причем, основная их часть поставляется именно из Китая.
По данным таможенной статистики КНР, в денежном выражении экспорт легковых машин в РФ в январе–мае вырос в 5,2 раза, до $3,6 млрд. Причем в апреле отгрузки в РФ приблизились к $1 млрд, составив $976,9 млн, что пока что стало рекордным месячным объемом в 2023 году. Однако в мае отгрузки оказались почти на 17,2% ниже ($809,4 млн), скорее всего, именно из-за динамики валютного курса.
С начала года экспорт готовых автомобилей из Китая оказался по деньгам выше, чем во все предыдущие периоды – ранее он максимально достигал $227,8 млн в январе 2022 года. В этом году минимальный объем фиксировался в январе – $397,4 млн.
Сергей Удалов считает, что хотя сейчас курс доллара и юаня снова идет вверх, но это пока не катастрофично для импорта.
Он говорит: «Такой рост уже происходил, и скорее, пока речь идет о том, что маржинальность продаж будет сокращаться. Если курс дальше не пойдет вверх, то импорт останется на таких же уровнях».
Эксперт поясняет, что цена на автомобили сейчас определяется конъюнктурой рынка, в том числе ограниченным до сих пор предложением при наличии спроса, а не себестоимостью, так что резерв для маржи еще есть.
Сейчас Минпромторг по просьбе АВТОВАЗа вновь обсуждает повышение утильсбора. На этом фоне может произойти всплеск импорта, считает аналитик, поскольку есть «боязнь ухудшения условий при понимании, что спрос на автомобили есть».
P.S. Возврат на рынок LADA Vesta NG явно должен снова перевернуть рынок, прежде всего седанов нижнесреднего ценового сегмента, причем, флит-продажи (по крайней мере первоначально) явно составят значительную часть реализации этой модели.