РОАД рассказал о достижениях авторитейла в 2019 году
23 января 2020
По данным РОАД финансовый объем рынка новых автомобилей в России поставил в прошлом году рекорд в 2,51 триллиона рублей
Александр Климнов, фото автора
Сегодня, 23 января в пресс-центре РОССИЯ СЕГОДНЯ прошла итоговая пресс-конференция Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) под слоганом «Авторитейл: Итоги 2019. Возможности 2020». Президент РОАД и член совета директоров ГК «Блок Роско» Олег Моисеев и вице-президент РОАД и операционный директор «КЛЮЧАВТО» Сергей Киселев привели цифры деятельности ассоциации в прошлом году и рассказали о ее насущных проблемах, а также перспективах на 2020 год.
Так число дилеров, состоящих в ассоциации РОАД, составило в 2019 году – 3380 членов против 3355 в 2018-м, но 4100 в 2010-м. В расчете на один дилерский центр (ДЦ) продажи автомобилей составили в 2019 году 792 ед., включая 272 ед. новых и 520 ед. с пробегом, соответственно, рост продаж б/у автомобилей вырос на 3%, а коэффициент продаж подержанных автомобилей к новым составил 0,52 против 0,42 в 2018-м и 0,24 (524 ед.) в 2010-м.
Доля дилеров китайских брендов достигла 19% или 645 из общего числа 3380 дилеров, против 16,4% (552 дилеров) в 2018 году.
Суммарный рынок новых и подержанных легковых автомобилей в России составил 7,16 млн из которых 1,76 млн (–2,3%) пришелся на новые и 5,4 млн (–0,4%) на машины с пробегом из которых 918 тыс. или 17% было продано через официальных дилеров. К 2030 году их доля на вторичном рынке должна достигнуть 30% против 8% в 2015 году.
Динамика емкости рынка новых легковых автомобилей в 2019 году составила ₽2,51 трлн, что больше, чем годом ранее (нижний предел был в 2015-м с ₽1,79 трлн), причем при снижении физических продаж, т.е. исключительно за счет роста цен, обусловленного повышением НДС до 20% и утилизационного сбора.
Динамика дилерской сети Топ-10 брендов (по данным Автостат), например, для лидирующей LADA при росте ее продаж на 1% (до 362,4 тыс.) составила +3 ДЦ (до 301 ДЦ), при этом продажи на 1 ДЦ остались прежними по 1203 автомобиля. Для идущей 2-й KIA при сокращении продаж на 1% (до 225,9 тыс.) количество ДЦ выросло на 7 (до 192), но количество продаж на ДЦ сократилось на 4% до 1176 ед. Замыкающий Топ-3 Hyundai остался при нуле (178,8 тыс.) с минус 2 ДЦ (до 181 ДЦ) и ростом продаж на 1 ДЦ на 1% до 988 ед.
наилучший рост продаж в Топ-10 у Mercedes-Benz (+11% до 42,1 тыс.) а рост продаж у единичного ДЦ – у Skoda (+12% до 750 ед.). Худший результат у Nissan – продажи рухнули на 20% до 65 тыс., количество ДЦ данного бренда сократилось на 6 до 126, а продажи у каждого из них – на 15% до 516 ед.
Прогноз РОАД на основе базовых условий настоящего периода (т.е. без учета возможных форс-мажоров – авт.) составляет на 2020 год 7 млн автомобилей, причем, рынок новых машин упадет на 8% (порядка 160 тыс.), а вот сегмент автомобилей с пробегом останется на уровне показателей 2019 года.
Далее О. Мосеев и С. Киселев говорили о текущих проблемах, стоящих перед автомобильными дилерами из РОАД, в частности о проблеме обеления вторичного рынка, что должно включать установление не номинальной, а реальной ответственности, как недобросовестных дилеров, так и «скручивателей пробега». Так, сейчас штраф по косвенной статье о мошенничестве за такое деяние составляет лишь ₽500 и никак не стесняет целую «подпольную индустрию» скручивальщиков, не стесняющихся даже размещать уличные баннеры с предложением своих незаконных услуг. Поэтому РОАД просит Думу, правительство и лично президента РФ принять прямой закон против «скручивальщиков пробега» (упирая, например, на то что в ряде штатов США и в Канаде такие законы есть и достаточно эффективно действуют) со штрафами в ₽1 млн для юрлиц и не менее ₽300 тыс. для физлиц, причем, г-н Мосеев прямо заявил, что даже если согласно сомнениям МВД здесь и появится соответствующая коррупционная составляющая: «такой закон все равно будет лучше, чем нынешняя полная безнаказанность скручивальщиков». Кроме того, надо пробить занесение параметра «актуального пробега» в полис ОСАГО, что с переходом на его электронную форму технически сделать будет гораздо проще. Далее по данной теме стоит застарелая проблема отмены двойного НДС, который платит и продавец подержанного автомобиля и его покупатель, а также достижение прозрачности данных по залогам и обременению подержанного автомобиля, что становится возможным с введением электронного ПТС, где такая информация вполне может быть отражена. На рынке сервисных услуг предлагается создание равноправных рыночных условий для всех игроков рынка, официальных дилеров и Независимых Сервисных центров.
По вопросам кредитования предусматривается усиление взаимодействия с ЦБ РФ, а с «Газпромнефть – смазочные материалы» с целью повышения эффективности автодилеров и развития цифровых продуктов. Для повышения эффективности дилерских центров РОАД предлагает свои продукты: Индекс РОАД, Автотеку, обучение в Академии РОАД, а также юридическую и информационную поддержку. Для взаимопонимании дилеров и производителей, регулировании рынка сервисных услуг и проч.
Загрузка