Российский автомобильный рынок в марте стал активно восстанавливаться

Российский автомобильный рынок в марте стал активно восстанавливаться

13 апреля 2023


Китайские марки активно укрепляют свою роль на российском рынке и в автопроме


автор

Александр Климнов, фото автора


Структура российского автомобильного рынка в марте
Общие продажи автомобилей всех типов упали в РФ в I квартале 2023 года на 31% до 218,6 тыс., причем, несколько поддержали рынок коммерческие ТС, т.е. грузовики и автобусы.
Автомобильныйц-рынок-РФ-по-сегментам.gif
А вот легковушки упали к прошлому году на 35% (до 171,3 тыс.) против 59% в 2022-м к 2021-му годам, а LCV – на 40% (до 16,4 тыс.) против 48% в 22/21. Зато продажи грузовиков (MCV+HCV) подскочили, иного слова не подберешь, на 21% (до 26,7 тыс.) против спада на 16% в 2022-м к 2021-му, причем, исключительно за счет «китайцев», преимущественно самосвалов и седельных тягачей, ну а автобусы выросли на 10% (до 4,2 тыс.) против минус 7% в 22/21 гг.

Интересно, что доля легковушек в 78,4% осталась в I квартале текущего года ровно такой же как и за весь 2022 год, тогда как ранее их доля была выше 88%, что вполне объяснимо, наибольшим давлением санкций именно на легковой сегмент.

Структура рынка легковых автомобилей в марте
Рынок новых легковых автомобилей постепенно восстанавливается после обвала в марте–апреле прошлого года, причем, в нынешнем первом квартале даже быстрее, чем за три последние квартала прошлого года, хотя еще на 35% ниже уровня I квартала 2022-го – 171,3 тыс., при том, что весь прошлый год показал падение рынка новых легковушек почти на 59% до 626,3 тыс. Продажи в марте 2023-го оказались на 24,5% лучше, чем в феврале, но на 11,4% хуже к марту 2022-го.
Рынок-легковых-автомобилей_март'23.gif
График еженедельных продаж также показывает их оживление в марте, причем, во всех сегментах, включая коммерческие автомобили.
Новые-ТС_еженедельная-динамика-рынка.gif
Премиальный сегмент в январе-марте упал до своего «плинтуса» в 4%, так как премиальные немецкие бренды в Топ-25 (BMW, Mercedes-Benz и Audi) потеряли свыше 70% продаж каждый, а тогда как японский Lexus – почти 36%.
Структура-рынка-новых-автомобилей_март23.gif
В бюджетном сегменте рынка в январе-марте лидирует LADA с ростом почти на 42% (до 24,5 тыс.) к марту прошлого года и долей рынка почти в 35%. Далее идут сплошные «китайцы»: Chery (8,0 тыс., рост в 4,2 раза, доля рынка 11,5%), Haval (6,9 тыс., рост в 2,5 тыс., доля 9,8%), Geely (5,3 тыс., рост в 3,3 раза, доля 7,5%) и EXEED (3,4 тыс., рост в 4,1 раза, доля 4,8%). И только за ними идут «корейцы» Kia и Hyundai, чьи продажи обвалились на 64,2% и на 66,5%, соответственно, и доли их упали до 4,8% и 4,1%. Интересно, что на 8-м месте дебютировавшая только в середине прошлого года марка OMODA (очередной суббренд концерна Chery) с продажами 2,4 тыс. и долей 3,4%.

Доля юрлиц в марте выросла сразу на 4 п.п. до 23,7%, по предположению г-на Удалова из-за массовых флит-закупок в сервисы каршеринга и такси.

По типу кузова в марте лидируют… универсалы, но данная категория включает также SUV-ы (на их долю приходится порядка 58% рынка), так что реально лидирует именно такой тип кузова. На долю седанов пришлось менее 1/5 (19%) против почти четверти (24%) годом ранее, хэтчбеки заняли 13%, а доля всех прочих (купе, кабриолеты и проч.) упала до 2% против 4% в марте 2022-го.

Доля бензиновых моделей поднялась до 93,5% против 88,5% годом ранее. Существенно сократилась доля дизельных моделей – с 9,4% в марте 2022-го до 4% в нынешнем году. Доля электромобилей поднялась с 0,3% до 1%, т.е. троекратно, впрочем, по данному сегменту (как и по ДСМ и грузовикам) будет отдельный материал. Прочие (т.е. гибридные и газомоторные – авт.) сократились немного – с 1,8% до 1,5%.
Рынок-новых-легковых-авто-по-месту-производства.gif
В наибольшей степени с прошлого года пострадал сегмент новых иномарок российской сборки, так как практически все автозаводы остановились из-за санкций еще весной прошлого года, который упал с 57% до 19%. Естественно, доля российских марок выросла на этом фоне с 23% до 37%. Официальный импорт вырос с 20% до 32%, а ранее не применявшийся альтернативный (параллельный) импорт составил заметные 12%.
Рынок-новых-легковых-автомобилей-с-пробегом_март.gif
Вторичный рынок легковушек в возрасте до 7 лет вырос за первый квартал на 5% до почти 1,2 млн машин, тогда как более старых – на 11% (до 162,5 тыс.), правда, эти данные только за январь–февраль.
Динамика-импорта-легковых-авто.gif
Динамика импорта за I квартал представляет собой разительный контраст с двумя предыдущими годами, особенно по легковушкам с пробегом, причем, особенно импорт как новых, так и подержанных автомобилей вырос в марте.
Доля-ввоза-легковых-автомобилей-по-странам.gif
Доли импортных легковых по странам происхождения в марте показывают для новых легковушек огромное преобладание Китая (70,8%), за которым идет Казахстан (12,6%) и Беларусь (3,8%), причем, это также практически только китайские модели местной сборки. А вот машины с пробегом преимущественно ввозят из Японии (48,3%), а также Армении (18,8%) и Беларуси (12,5%), через последние страны преимущественно ввозятся европейские марки.
Динамика-срежневзвешенных-цен-на-автомобили.gif
Динамика цен на рынке новых легковушек показывает рост по двум месяцам 2023 года на 16% до 2,52 млн руб. (в 2022-м средняя цена выросла на 20% до 2,38 млн руб.), тогда как на вторичном рынке цены за авто с пробегом выросли за январь-февраль на 13% до 980 тыс. руб., а в 2022-м – на 33% до 890 тыс.
Выдачи-автокредитов-на-новые-легковые-автомобили.gif
Выдача автокредитов на покупку новых легковых машин физически выросла в марте в 3,6 раза к аналогичному месяцу 2022 года, а в рублях – в 3,4 раза, тогда как по январю и февралю еще наблюдалось их существенное снижение.
Выдачи-автокредитов-на-легковые-автомобили-пробегом.gif
Автокредиты на машины с пробегом растут еще бодрее – в плюсе за все три месяца первого квартала, причем, в марте они скакнули в 3,5 раза по количеству и в 4,5 раза в рублях.
Прогноз-рынка-легковушек-на-2023-год.gif
Прогноз по рынку на 2023 год от «Автостата» составляет 870 тыс. (рост на 39%) для оптимистического сценария, 780 тыс. (+25%) для базового прогноза и 630 тыс. (рост всего на 0,5%) к 2022 году. Благоприятный прогноз весьма оптимистичен ведь, например, АВТОВАЗ вынужден досрочно уйти на корпоративные каникулы в конце мая из-за срыва поставок комплектующих рядом иностранных партнеров, порвавших контракты из-за угрозы вторичных санкций, а это означает, что выполнить свой бизнес план по производству более 400 тыс. автомобилей, ему будет еще сложнее, не говоря уже об УАЗе, который сократил выпуск в марте 2023-го к тому же месяцу 2022-го более чем на 1/3, так что выполнить такой прогноз поможет только перезапуск большинства сборочных заводов, остановленных в прошлом году, но теперь уже с китайскими партнерами.
Производство-легковых-автомобилей.gif

Топ-10 производителей легковых автомобилей даны по странам Таможенного союза, а не только РФ и отечественные автозаводы (читай ВАЗ и УАЗ) выглядели в марте отнюдь не оптимистично

Однако, такой тренд, в свою очередь означает еще большую зависимость российского авторынка от Китая.

Базовый сценарий, в принципе, близок к прежним прогнозам и означает восстановление рынка на ¼, ну а пессимистический – на уровне прошлого года, пока что должен быть перевыполнен, хотя в первом квартале 2022-го еще вовсю продавались российские и импортные иномарки ведущих брендов. Так, что критическим для показателей нынешнего года станет именно II квартал.

P.S. Итак, российский рынок восстанавливается да счет импорта из Китая и сопредельных стран, тогда как отечественный автопром пока что сильно хромает в условиях санкций.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Китай нажаловался в ВТО на ЕС за повышение тарифов на импорт электромобилей

Китай нажаловался в ВТО на ЕС за повышение тарифов на импорт электромобилей

Несмотря на окончательное повышение импортных тарифов ЕС на китайские BEV Брюссель и Пекин ищут компромисс

30.10.2024

GasSuf-2024: рынок газомоторной техники – мифы и факты

GasSuf-2024: рынок газомоторной техники – мифы и факты

Группа ГАЗ изложила на конференции в рамках GasSuf-2024 свое видение рынка газомоторной техники

24.10.2024

Российский авторынок в сентябре остался в Топ-3 в Европе

Российский авторынок в сентябре остался в Топ-3 в Европе

Российский авторынок в сентябре ушел на третье место со второго в европейском рейтинге

22.10.2024

Резкая индексация утильсбора на импортную сельхозтехнику устраивает отечественных производителей, но страшит аграриев

Резкая индексация утильсбора на импортную сельхозтехнику устраивает отечественных производителей, но страшит аграриев

Для защиты падающего рынка отечественных сельхозмашин предлагается взвинтить утильсбор на импортные аналоги

10.10.2024

Российский парк электромобилей и подключаемых гибридов достиг 90 тысяч

Российский парк электромобилей и подключаемых гибридов достиг 90 тысяч

В парке электромобилей и подключаемых гибридов в РФ лидерство захватили модели сегмента SUV

09.10.2024

ЕС включает красный свет перед китайскими электромобилями, но немцы против

ЕС включает красный свет перед китайскими электромобилями, но немцы против

Еврокомиссия окончательно решила ввести «антидемпинговые» пошлины против электромобилей китайского производства, но немецкий автопром против

07.10.2024

Новых легковых автомобилей в сентябре 2024 года продали на 37% больше – 151 тысячу

Новых легковых автомобилей в сентябре 2024 года продали на 37% больше – 151 тысячу

За три квартала 2024 года рынок новых легковушек вырос на 61% до 1,16 миллиона

04.10.2024

Возврат к списку