Авто старше 15 лет до сих пор составляют наибольшую долю парка автомобилей в России
Александр Климнов, фото автора и Яндекс
Экология в нынешнем веке вошла в число приоритетных тем, а в рамках данной темы наибольшее внимание уделяется выбросам CO2 автомобильным транспортом. Так как на сегодня обстоит дело с данным вопросом в России?
По данным ГИБДД практически половина всех ТС в РФ – а это ~30 млн автомобилей (всех типов и классов) оснащены двигателями класса Евро-3 и ниже либо с неустановленным экологическим классом, в основном это машины старше 10–15 лет.
Судя по графику российский автопарк вырос за последние три года на 3,3% (с 57,1 до 59 млн), и доля особо неэкологичных машин без «экокласса» в нем удельно падает (17,2 до 16,8%), а доля «современных» машин классов от Евро-4 до Евро-6 растет (с 25,1 до 27,2%), причем, доля особо чистых машин класса Евро-6 выросла вдвое – с 0,04 до 0,08%. Власти уже не первый год ломают голову над судьбой «свалочного» автопарка – ибо «разрешить нельзя запретить» из-за далеко идущих социальных последствий.
Кстати, в ПДД уже ввели несколько лет назад запрещающие знаки (на заставке) для автомобилей с неэкологичесными двигателями. В свою очередь ФГУП НАМИ создает систему по присвоению экологического класса старым автомобилям.
Очевидно, что первыми городами, где появятся запреты для автомобилей с низким Экологическим классом, станут Москва и Санкт-Петербург.
Из той же статистики ГИБДД следует как обновляется автопарк. Если пять лет назад в РФ были зарегистрированы 1,9 млн легковых машин в возрасте одного года, то в 2020-м их стало их уже втрое больше. Но при этом самой массовой категорией по-прежнему остаются автомобили в возрасте старше 15 лет (с 14,3 до 13,9%), так как их количество, хотя и сокращается, но крайне небыстрыми темпами. Парк же авто в возрасте 10–15 лет за последние годы даже немного вырос (с 8,4 до 8,6%).
Самый большой региональный парк автомобилей, естественно, в столичном регионе – 8,3 млн, что составляет 13% от автопарка всей страны. За год суммарный прирост в Москве и Московской области составил 2,4% или ~200 тыс. машин.
Кстати, уровень автомобилизации в Москве уже далеко не самый высокий в стране – впереди идут Подмосковье, Свердловская, Челябинская области и другие регионы.
P.S. Очевидно, что более низкое количество авто на столичную душу населения связано как с опережающим развитием в Москве общественного транспорта: в виде рельсового – метро, трамваев и городских электричек (МЦК и МЦД) и такси с каршерингом; так и с перегруженностью столичных магистралей, которые несмотря на довольно активное дорожное строительство, все же не слишком выдерживают городской трафик в часы пик, так повышение средней транспортной скорости потока за минувшее десятилетие (при огромных затратах на эстакады и туннели) составило по 1 км/ч в год.