Российский рынок легковых шин в 2024 году вырос на 13%
25 февраля 2025
Выпуск шин для легковых автомобилей в России вырос на 13% в 2024 году
Александр Климнов, фото дзен.ру
Производство шин для легковых автомобилей в РФ восстанавливается активно, впрочем, до результатов докризисного 2021 года пока еще далеко.
На сегодня большинство бывших иностранных заводов перезапущено, а спрос обеспечивает рост автопродаж, при этом экспансия китайских марок в Россию способствует запуску новых шинных продуктов.
Впрочем, оживление на рынке может оказаться недолгим – прогнозируемое в 2025 году падение продаж новых автомобилей, скорее всего, скажется и на шинном рынке.
По данным ЦРПТ (оператора системы маркировки «Честный знак») производство шин для легковых автомобилей в России в 2024 году выросло на 13% к 2023 году и достигло 34,6 млн штук.
Так, выпуск летних шин увеличился на 21,4%, до 14,67 млн шт., зимних ошипованных – на 8%, до 12,83 млн шт., зимних нешипованных – на 2,3%, до 5,02 млн шт., всесезонных – на 11,4%, до 1,37 млн шт. (см. диаграммы).
В ЦРПТ уточнили, что объем производства легковых шин оказался лучшим с 2022 года, что свидетельствует о росте мощностей внутри страны и стабильном спросе.
В «Кордианте» отмечают, что ситуация на шинном рынке стабилизировалась относительно предыдущего года.
«После ухода иностранных производителей заводы нашли новых собственников и почти все перезапустились», – добавляют в компании, уточняя, что положительная динамика выпуска наблюдается у легковых шин всех сезонов: производители развивают ассортимент, чтобы получить сбалансированный портфель.
В Pirelli подчеркивают, что уровень выпуска шин продолжает восстанавливаться после спада, который наблюдался в 2022 и 2023 годах, однако, по-прежнему остается ниже показателей 2021 года.
Один из ключевых факторов, способствовавший текущим результатам, – существенный рост продаж новых автомобилей в прошлом году, добавляет производитель.
По данным «Автостата», продажи новых легковых машин выросли на 48,4% год к году, до 1,57 млн шт., что стало лучшим показателем с 2019 года.
Продажи шин для легковых автомобилей в 2024 году в финансовом измерении увеличились на 27,5%, до 173,5 млрд руб.
В штуках реализация шин выросла на 13,2%, хотя абсолютных цифр в ЦРПТ не приводят.
Значительнее всего в денежном выражении вырос сегмент летних шин — на 32,3%, до 74,6 млрд руб.
Самая скромная динамика по всесезонным: увеличение на 10,5%, до 5,3 млрд руб.
Реализация зимних ошипованных шин выросла на 27,7%, до 61 млрд руб., зимних нешипованных – на 20,2%, до 31,3 млрд руб.
Основная доля рынка приходится на летние шины – 48,69%, зимняя ошипованная резина занимает 30,89%, зимние нешипованные шины – 17,19%, всесезонные – 2,54%.
Импорт всех легковых шин увеличился на 18% – до 25,83 млн штук.
Производители шин отмечают, что существенное влияние на рынок оказывает китайский автопром, который сейчас формирует более 50% автопродаж.
Гендиректор Ikon Tyres Андрей Пантюхов говорит: «Появляется спрос на новые типоразмеры. Увеличивается средний размер шины, потому что сейчас довольно высока доля кроссоверов и внедорожников».
По его словам, в прошлом году компания добавила в ассортимент около 30 новых типоразмеров.
В Pirelli уточняют, что с появлением китайских автопроизводителей в стране значительно выросли продажи шин диаметром 18–22 дюйма.
В «Кордианте» добавили: «Если раньше кроссоверами-бестселлерами были автомобили типа Hyundai Creta с посадочным дюймом 16–17, то пришедшие им на смену китайские автомобили форсировали рост доли 18–19 дюймов».
При этом дефицита шин, поясняют в компании, в целом нет.
По данным ЦРПТ, средневзвешенные цены на шины для легковых автомобилей в 2024 году выросли на 12%, до 6,6 тыс. руб.
В частности, зимние ошипованные в среднем подорожали на 12,2%, до 7,57 тыс. руб., зимние нешипованные – на 12,6%, до 6,85 тыс. руб., всесезонные – на 8,4%, до 7,83 тыс. руб., летние – на 12,3%, до 5,8 тыс. руб.
По мнению Дмитрия Бабанского из SBS Consulting, рост связан с удорожанием заемных средств, материалов и логистики.
В Pirelli резюмируют: «Прогнозируемое снижение продаж новых автомобилей в 2025 году, вероятно, приведет к снижению рынка шин».
Базовый прогноз «Автостата» предполагает снижение продаж новых машин в этом году на 10%.
P.S. Зависимость шинного рынка от рынка новых легковушек очевидна, так что падение рынка в 2025 году (по ряду прогнозов гораздо больше, чем на 10%), наверняка приведет и к сжатию рынка легковых шин.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.