Российский рынок новых автомобилей в 2021 году – подробности
14 января 2022
На конференции Комитета автопроизводителей АЕБ «Итоги 2021» озвучили ряд интересных подробностей по российскому авторынку
Александр Климнов, фото автора и aebrus.ru
На ежегодной (уже 15-й) пресс-конференции Комитета автопроизводителей АЕБ «ИТОГИ 2021» его председатель д-р Томас Штэрцель (на фото ниже) представил результаты продаж легковых и легких коммерческих автомобилей на российском рынке в 2021 году, а также рассказал о ключевых вызовах, с которыми столкнулась отрасль, и озвучил прогноз продаж автомобилей на 2022 год.
Итак, за прошедший год в России продано 1 млн 666 тыс. 780 новых легковушек и легких коммерческих машин, что на 4,3% больше, чем в карантинном 2020 году. Впрочем, данная статистика не полна, она у АЕБ традиционно не включает ряд китайских марок, элитные бренды (Aston Martin, AURUS, Bentley, Ferrari, Lamborghini, Maserati, Rolls-Royce и проч.) и бюджетные узбекские Chevrolet.
Предварительный прогноз АЕБ на 2021 год (1,632 млн) оказался ближе всего к истине, а вот скорректированный в июле до 1,756 млн по положительному тренду первого полугодия (рост к аналогичному периоду 2020 года составил внушительные 37%) оказался слишком оптимистичным.
К сожалению второе полугодие оказалось провальным, если, в октябре продажи просели на 18%, то в ноябре и декабре – уже 20 и 19,9% соответственно.
С января по июнь была реализована 871 тыс. новых машин, тогда как с июля по декабрь – лишь 796 тыс.
Д-р Штэрцель отметил, что потенциал рынка был значительно выше – если бы не физический дефицит новых автомобилей, то результаты 2021 года могли оказаться гораздо более позитивными. Нехватка же новых машин оказалась следствие дефицита электронных компонентов, разрыва цепочек поставок (в том числе дефицита контейнеров) и роста цен на сырье (в первую очередь на сталь).
В результате рынок стал «рынком продавца», а не «рынком покупателя», что позволило дилерам пользуясь неудовлетворенным спросом отыграть на клиентах огромную маржу, например, через просто чудовищные наценки за копеечное допоснащение (например, напольные коврики за десятки и даже сотни тысяч рублей!). Ну а покупатели оказавшиеся между «молотом» инфляции и «наковальней» дефицита были вынуждены молча (ну разве что возмущаясь в соцсетях – авт.) выкладывать из своего кармана по несколько сотен тысяч (а то и несколько миллионов) рублей, лишь бы заполучить вожделенный новый автомобиль нужной марки и модели.
Самое же печальное в заключении речи д-ра Штэрцеля оказалось то, что: «признаков скорого улучшения ситуации не наблюдается», хотя он и отметил, что: «с 2015 года российский автомобильный рынок остается достаточно стабильным и находится в диапазоне от 1,4 до 1,8 млн. автомобилей». И это при условии, если, не случится новых форс-мажорных обстоятельств.
Относительно структуры рынка данные АЕБ гласят, что 47% совокупного спроса на легковушки и LCV пришлось на «внедорожники», т.е. SUV – 788 тыс. На легковые модели бюджетного B-сегмента пришлось 24,1% рынка, а на компактные С-сегмента – 14%. Легкие коммерческие автомобили, т.е. LCV заняли 7,8% рынка (131 тыс.), а пикапы – лишь 0,6% рынка (10 тыс.) [ну не популярны у нас пикапы из-за сурового географического и социального климата – авт.]. Кроме того, у официальных дилеров был приобретен 1001 электромобиль (рост продаж в 2,6 раза), что, очевидно, пока что останется рекордом из-за новых налогов на такие машины.
В лидерах рынка остался бренд LADA, о чем мы уже писали по данным АВТОВАЗа. Следом традиционно идут бренды KIA, Hyundai и Renault, причем все три марки показали рост продаж на 2%, но дефицит машин коснулся и их. В премиум-сегменте на первом месте снова оказался BMW.
В результате бенефициарами кризиса (по пословице: кому война, а кому мать родна – авт.) оказались китайские автопроизводители, у которых проблем с поставками комплектующих фактически не было. Так, в Топ-3 китайских марок Haval нарастил спрос более чем вдвое, Chery – втрое, а Geely – на 59%. По объему продаж они идут уже на равных с Mitsubishi и Mazda. Дилеры «китайцев» тоже не чурались наценок, но в среднем они оказались ниже, чем у корейских аналогов.
Впрочем, в годовой рейтинг Топ-25 самых продаваемых моделей не попало ни одной китайской модели, хотя в разные месяцы там засветились, например, Geely Coolray и Atlas, Haval Jolion и Chery Tiggo 7.
В сегменте LCV лидируют «ГАЗели» (доля на рынке
В числе наиболее актуальных проблем российского автопрома д-р Штэрцель отметил:
В области прогноза на текущий 2022 год председатель Комитета сказал: «Исходя из того, что все негативные факторы не будут устранены в течение основной части 2022 года, Комитет считает, что автомобильный рынок не претерпит значительных изменений, и прогнозирует рост продаж на 3,3% при общем объеме продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 1 722 000 единиц».
P.S. Итак, российский рынок оказался на фоне мирового кризиса не в самом худшем положении (помогли китайцы), но перспективы у него не самые радужные, так как покупательская способность населения падает, в том числе из-за высокой инфляции (как рублевой, так и импортированной долларовой).
В сегменте электромобилей отмена нулевой ввозной пошлины, а также резкое повышение утилизационного сбора, может дать «обнуление» данного сегмента как такового, ведь отечественных BEV пока что просто-напросто не производится, а на импорт фактически будет под запретом, о чем отдельно говорил д-р Штэрцель.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка