Количество дилерских центров на начало 2021 года составило 3,6 тыс.
Александр Климнов, фото автора и zen.yandex.by
По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), объединяющей 1,3 тыс. автоцентров в РФ, которые контролируют 70% продаж автомобилей в стране – число зарегистрированных в стране официальных автодилеров в 2020 году составило 3,6 тыс., что на 5% больше, чем годом ранее.
Однако в реальности рынок, видимо, и сократился на аналогичную величину, поскольку РОАД впервые предоставила собственную статистику с учетом дилеров легких коммерческих автомобилей (LCV). Прежние оценки основывались на данных, которые предоставлял «Автостат» без учета LCV.
База 2019 года также основана на данных агентства «Автостат» по официально действующим дилерским контрактам в легковом сегменте.
По альтернативным данным «Автобизнесревью» дилерская сеть в январе 2020 года насчитывала 3,8 тыс. ДЦ, а к январю 2021 года она сократилась до 3,6 тыс. Последняя цифра вполне коррелирует с данными РОАД, и на независимые аналитики предположили, что РОАД также учла автосалоны по продаже LCV, которые не учитываются в базе «Автостата».
Опросы дилеров, действительно, подтверждают, что их сеть сократилась, о чем говорят и предварительные данные «Автостата» (прекращены ~200 контрактов). Число независимых дилеров также идет на спад, как констатирует источник «Ъ» – на рынке вовсю идет объединение дилеров в укрупненные группы или под бренд – в 2020 году прошло около 20 таких сделок разного масштаба. При этом, по словам главы «Автоспеццентра» Дениса Петрунина основные закрытия пришлись именно на первое полугодие.
Директор «Audi Авилон» Ренат Тюктеев считает, что: «Экономических предпосылок для роста дилерской сети нет, может быть только инерция завершения постройки автосалонов, начатых несколько лет назад».
В любом случае, основной прирост дилерских центров происходит только за счет премиальных европейских брендов и китайских марок. Гендиректор Fresh Auto Денис Мигаль говорит: «Количество дилеров в России увеличивается в основном благодаря тому, что китайские бренды активно развивают свое присутствие на российском рынке. Только в первом полугодии 2020 года у Сhangan прибавилось 26 дилеров, у FAW открылось 12 ДЦ, Haval добавил к своей дилерской сети еще девять центров, также несколько автосалонов появились у JAC, Chery и Geely. В итоге доля представителей китайских моделей в авторитейле составила 20,3%».
Денис Мигаль добавляет, что собственную дилерскую сеть бренда Chevrolet создает и официальный дистрибутор UzAuto в России, в которую уже стремятся попасть несколько десятков автосалонов, расположенных в крупных городах РФ. Кроме того, еще пять дилерских центров открыл и АВТОВАЗ.
Глава агенства «Автостат» Сергей Удалов отмечает, что: «Планы UzAuto оказались отложены из-за пандемии, но предполагается активное развитие сети. Также в целом бренды развивают дилерские сети вне центральной России и наращивают число дилеров, например, внутри одного города, что негативно сказывается на результатах уже действующего автосалона, но увеличивает продажи данной марки».
Сокращение числа дилерских контрактов связано, кроме прочего, и с завершением производства внедорожника Niva (ВАЗ-2123) под брендом Chevrolet в рамках СП ЗАО «GM–АВТОВАЗ» (полностью выкупленного в конце 2019 года АВТОВАЗом и теперь именуемого АО «Лада Запад Тольятти» и выпускающего фактически ту же модель уже под маркой LADA. Также на дилерской сети РФ сказывается и то, что до сих пор происходят закрытия автосалонов компании Ford Motor.
Тем не менее, Сергей Удалов в 2021 году потрясений в авторитейле не ожидает. По его мнению, дилеры все же смогли накопить подушку безопасности за счет роста маржинальности продаж и экономии на содержании складов (из-за бума продаж во второй половине года дилерские запасы автомобилей сократились втрое против норматива – авт.).
А вот Ренат Тюктеев считает, что доходность дилеров будет ниже, чем в 2020 году, но выше 2019-го: «Дилеры вспомнили в прошлом году, что такое маржа».
P.S. В любом случае дилерам придется в 2021 году поворачиваться быстрее, в том числе в плане цифровизации своих услуг, чтобы соответствовать тенденциям рынка и минимизировать свои расходы, а также обезопасить клиентов и сотрудников во времена пандемии.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка