С 1 сентября 2023 года цены на услуги такси могут взлететь многократно из-за нового закона
11 августа 2023
Стоимость поездки на такси в РФ достигла максимума за 10 лет и останавливаться не собирается
Александр Климнов, скрин с meft.info
По данным Росстата, средняя цена на проезд в такси в РФ по состоянию на июль 2023 года побила исторический рекорд за последние десять лет (2014–2023 гг.) и достигла 32,53 рубля в расчете на километр пробега.
Соответствующая информация опубликована в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС). Для справки: в июле 2014 года каждый оплаченный километр на такси стоил 22,87 рубля.
Услуги такси стали непрерывно дорожать с апреля 2021 года. При этом за последние 10 лет самый большой рост цен – на 4,03%, произошел в первой половине 2023 года (июнь к январю). Предыдущий рекорд был в январе–июне 2022 года – на 2,7%.
Пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников говорит, что с начала 2023 года стоимость поездки на такси выросла еще сильнее, чем указывает Росстат: примерно на 25% в регионах России и на 40% в Москве.
По данным «Чек Индекс» (анализирует обезличенные агрегированные данные ОФД с более чем 1,1 млн онлайн-касс и экспертов-партнеров), средний чек затрат на такси в России за I полугодие этого года составил 435 руб., что на 4% больше аналогичного периода 2022 года, в Москве – 771 руб. (+12%). Только в московском такси в январе–июне было совершено 189 млн поездок (рост на 7% к январю–июню прошлого года), сообщала пресс-служба столичного дептранса.
Почему растут цены на такси?
В отрасли считают, что подорожание поездок в легковом такси связано не только с инфляцией, но и физическим дефицитом автомобилей.
По словам руководителя Центра компетенций Международного Евразийского форума такси (МЕФТ) Станислава Швагеруса, можно выделить несколько факторов, которые привели к подорожанию услуг такси.
Эксперт говорит: «Подорожание поездок связано, прежде всего, с дефицитом автомобилей в легковом такси, такая проблема наблюдается во всех таксопарках России. В Москве, например, полтора года назад был самый молодой парк на Евразийском континенте легковых такси, тогда средний возраст легковых машин был менее трех лет, на данный момент это уже четыре года. Сейчас по объективным причинам у нас выбывают в основном те такси, которые перевозили пассажиров в классе «эконом», их просто нечем заменить. Соответственно, цена на тариф «эконом» в Москве сейчас фактически сравнялась со стоимостью «комфорта», где перевозят более дорогие машины».
Рост цен на услуги такси также связан с инфляцией. Эксперт Станислав Швагерус считает: «Все обслуживание автомобиля, включая затраты на запчасти, страхование и топливо, постоянно дорожает. Соответственно, это тоже оказывает влияние на постепенное повышение цен».
Кстати, с 1 сентября 2023 года вступает в силу новый закон о такси, который позволит пассажирам чувствовать себя более безопасно во время поездок, а также сократит количество ДТП. Помимо этого, новым законом созданы все необходимые условия для того, чтобы не повышать стоимость поездок на такси.
Так вот, участники рынка считают, что цены продолжат расти и из-за этого нового закона о такси.
Стоимость поездок на такси растет по тем же причинам, по которым дорожают другие товары и услуги, говорит Стенников. В январе–июне 2023 года индекс потребительских цен вырос на 5,55% к аналогичному периоду 2022 года.
Среди причин роста цен на услуги такси в сервисе «Максим» называют подорожание транспортных средств. На фоне международных санкций, введенных после начала СВО на Украине, западные, японские и корейские автопроизводители отказались от сотрудничества с Россией, а у российских автозаводов возникли проблемы с комплектующими.
На этом фоне, по данным Росстата, средняя цена импортного легкового автомобиля с февраля 2022 года по июнь 2023-го выросла на 57%, до 2168 тыс. руб.; российского – на 25%, до 970,1 тыс.
Г-н Стенников напоминает, что большинство автомобилей в такси были куплены перевозчиками еще до пандемии, срок их эксплуатации подходит к концу или они уже выбыли. Он отмечает, что самые бюджетные автомобили, которые еще три года назад стоили менее 1 млн руб., подорожали минимум на 1 млн руб.!
Также увеличилась стоимость запчастей и расходных материалов. Цены на такси поднимаются из-за роста затрат на обслуживание машин и роста расходов перевозчиков, соглашается представитель сервиса «Ситимобил».
Директор практики «Транспорт и машиностроение» Strategy Partners Роман Тиняев отмечает, что увеличение затрат наблюдается по ключевым статьям, влияющим на себестоимость перевозок: помимо повышения стоимости непосредственно самих автомобилей (амортизация и лизинговые платежи), это и удорожание их техобслуживания, запчастей и расходных материалов, а также рост стоимости топлива.
Как и для других людей, сильно дорожает жизнь водителей такси, продолжает г-н Стенников. Поэтому к увеличению непосредственных расходов перевозчиков добавляется рост заработка водителей. Даже если заработная плата водителей не будет индексироваться, для сохранения прежней прибыли на 1 км пробега тарифы на перевозки придется повышать, считает Тиняев. Он полагает: «Удерживать тарифы на прежнем уровне можно только за счет сокращения маржинальности перевозчиков».
Что будет с ценами на такси дальше?
С сентября 2023 года подорожание услуг такси составит до 30%, прогнозируют в «Ситимобил». Эксперт Стенников считает: «Это связано с новым законом [о такси] и сложностями, которые придут на рынок вместе с ним. Такси продолжит дорожать, цены в ближайшее время могут увеличиться кратно».
Напомним, что президент Владимир Путин в конце декабря 2022 года подписал закон, комплексно регулирующий работу в сфере такси. Его основные положения вступают в силу с 1 сентября 2023 года. Этот документ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Стенников указывает, что таксисты должны будут купить страховой полис для такси, который стоит в 10–12 раз дороже стандартного автострахования при одинаковой сумме страхового покрытия.
Кроме того, службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО. Новый закон предполагает, что все таксисты, как и прежде, обязаны проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой. ИП и самозанятые водители возьмут на себя расходы по выполнению этих требований (до сих пор обязанности по прохождению предрейсовых медосмотра и техосмотра были на перевозчиках).
При этом глава столичного Дептранса и заммэра Максим Ликсутов отмечает, что благодаря новому закону у таксопарков и агрегаторов будет больше ответственности за водителей перед пассажирами и поездки станут безопаснее.
Пресс-служба Минтранса сообщает, что основным мотивом разработки и принятия закона стало систематизирование требований, предъявляемых к перевозкам легковыми такси, а также регулирование деятельности служб заказа легковых такси, которое в настоящее время не осуществляется. При этом положения закона не устанавливают концептуально новые требования к перевозчикам легковыми такси, а также водителям легковых такси.
В сервисе «Максим» утверждают, что по результатам проведенного эксперимента, когда в Иркутске и Владивостоке агрегатор временно закрыл доступ к заказам водителей, не соответствующих требованиям нового закона, оставшиеся таксисты смогли выполнить не более 2% заявок, а средние чеки в тестовый период выросли в три–восемь раз.
Эксперт Стенников считает: «В силу необоснованных и заведомо неисполнимых требований новый закон вместо побуждения самозанятых получить разрешение на деятельность такси приведет к обратному эффекту и росту цен по всей стране».
В пресс-службе Минтранса парировали такие мнения, тем что «в связи с отсутствием концептуально новых требований к перевозкам легковыми такси причины для повышения размера тарифа являются безосновательными».
Председатель генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер BGP Litigation Ирина Акимова считает, что рынок перевозок легковым такси в настоящее время оценивается как высококонкурентный. Отсюда цены на услуги перевозки регулируются рыночными механизмами. При этом, по словам эксперта, закон о такси обязывает перевозчика публиковать тарифы, на основании которых будет производиться расчет стоимости за поездку.
К тому же, в июле президент Путин подписал пятый антимонопольный пакет, который предусматривает антимонопольные требования к доминирующим цифровым платформам, к которым в том числе могут относиться агрегаторы такси.
Эксперт Акимова считает: «Прогнозировать, насколько изменится рынок перевозки легковым такси, сейчас преждевременно, но принятие двух важных нормативных актов, регулирующих деятельность перевозчиков и агрегаторов такси, безусловно, вызовет реакцию рынка». Она полагает, что в этих условиях действия перевозчиков и агрегаторов должны быть направлены на ответственный подход и максимальную прозрачность в вопросе ценообразования.
Представитель «Ситимобил» считает, что при этом о снижении цен на такси говорить пока не приходится. Это возможно в случае каких-либо послаблений со стороны законодательных органов или падения цен на машины, их обслуживание и топливо. Но он заключает, что: «Увы, но это пока видится маловероятным».
P.S. Итак, новый закон о такси, о котором говорили все последние годы, вот-вот должен вступить в силу, хотя его последствия до конца не ясны самим ведомствам, которые его инициировали. В любом случае, ожидать снижения стоимости таксомоторных услуг – утопия, о чем и говорят почти что все эксперты.