На специальной пресс-конференции «Автомобильный парк: на чем ездят россияне?» директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков озвучил интересные цифры по автомобильному парку нынешней РФ в сравнении со временами СССР и за последние 10 лет.
Сколько легковых автомобилей приходится на 1000 жителей постсоветского пространства сейчас в сравнении со временами СССР?
Нынешний российский легковой автопарк достиг 45 млн транспортных средств (по состоянию на 1 января 2021 года) и на каждую 1000 жителей РФ на начало 2021 года приходится 313 легковых автомобилей, т.е. легковая машина имеется практически у каждого третьего россиянина.
Однако при сравнении этого показателя с Европейскими странами становится понятно, что нам «до них далеко». Так, средний показатель автомобилизации по Евросоюзу составляет 569 легковушек на 1000 жителей. При этом в бывшей советской республике – Эстонии, данный показатель еще выше – 600 ед., в Литве с 452 ед. он чуть ниже среднего, а в Латвии с 342 ед. – самый низкий в ЕС.
Интересно, что и в период СССР Прибалтика выделялась наиболее высокой степенью автомобилизации на фоне остальных республик. Так, в Эстонии на тысячу человек в 1991 году приходилось 138 легковых машин, а в Литве – 122 ед. Таким образом, собственный автомобиль тогда был у каждого седьмого эстонца и у каждого восьмого литовца. Также весьма высоким (по меркам Союза, конечно) был этот показатель в Грузии (96 ед.), в Армении (91 ед.) и в Латвии (89 ед.)…
Ныне же в обеих закавказских странах ситуация с автомобилизацией населения выглядит заметно хуже, чем в России, так в Грузии данный показатель – 241 ед. (правда это данные только за 2015 год), а в Армении – 170 ед. По обеспеченности автомобилями наша страна в настоящее время уступает лишь балтийским государствам и Беларуси (323 ед.). В советский же период в РСФСР на 1000 жителей приходилось 60 легковых автомобилей, что было лишь чуть выше общесоюзного уровня в 59 ед.
Характерно и что автомобилизация Средней Азии за прошедшее 30-летие шла разными темпами в разных республиках, причем, в некоторых (например, Узбекистане) многократный рост парка нивелируется быстрым ростом населения.
Что изменилось за 10 лет?
Аналитики «АВТОСТАТа» проанализировали насколько именно изменился российский парк за последние десять лет. Так оказалось, что он вырос на 31% до 60 млн.
В период с 2011 по 2021 годы рост показали все сегменты парка, за исключением
мотоциклов, численность которых снизилась на 8,2% [по признанию самого Сергея Целикова и эта цифра, к сожалению, завышена против реальности, так как в регистрационной базе ГИБДД продолжают числиться тысячи единиц мототехники уже давно не эксплуатируемой или даже проданной за границу]. Парк легковых автомобилей вырос на 36%, а LCV – на 25%. Численность автобусов поднялась на 8,5%, а грузовиков – на 7,7%. Интересно, что численность прицепной техники подскочила на 47,6%, т.е. почти что вдвое (и это хороший показатель, так как снижает среднюю осевую нагрузку на дороги и увеличивает оборачиваемость грузовиков – авт.).
Помимо того, что парк легковых автомобилей с 2011-го по 2021 год вырос более чем на треть, эксперты отметили и целый ряд других тенденций. Так, например, доля машин отечественных марок в парке за последние 10 лет снизилась с 54% до 36%. Естественно, что доля иномарок российской сборки, напротив, выросла с 7% до 27%. При этом доля импортируемых иномарок изменилась, как ни странно, не столь значительно (с 39% она сократилась до 37%).
В структуре легкового парка по фактору объема двигателей также отмечены заметные расхождения с тем, что было 10 лет назад. И хотя более половины (51%) легкового парка по-прежнему приходится на машины с моторами объемом от 1,4 до 1,6 л, но доля малолитражных легковушек снизилась с 16% до 12%, а вот с моторами большего литража (от 1,6 до 2 л), наоборот, выросла с 17% до 21%.
По показателю мощности наблюдается нечто подобное: если в 2011 году на долю автомобилей с двигателями мощностью до 100 л.с. приходилось 70% численности парка, то в 2021 году – лишь 47%. Таким образом, сегодня более половины парка (53%) составляют машины с моторами мощностью свыше 100 «лошадок».
Показателен и такой факт: если 10 лет назад к сегменту SUV относился лишь каждый седьмой легковой автомобиль в стране, то теперь уже каждый четвертый легковой автомобиль в стране – это кроссовер или внедорожник. Самым обширным по-прежнему остается В-сегмент при том, что его доля за минувшее десятилетие сократилась с 46% до 42%.
После распада СССР пути развития составлявших его республик, ставших независимыми государствами, пошли разными путями. Поэтому интересно сравнить, что же выиграли или потеряли разные народы бывшего Советского Союза спустя 30 лет, после «развода» по национальным квартирам.