В 2023 году российский рынок рост лучше всех в мире, но 2024-м его ждут ценовые войны
16 февраля 2024
В Топ-20 мирового рейтинга авторынков Россия в 2023 году заняла 16-е место, но год 2024-й окажется для рынка трудным
Александр Климнов, фото автора и «АВТОСТАТ»
По итогам минувшего 2023 года Россия заняла 16-е место в рейтинге мировых авторынков. Об этом на форуме автобизнеса «Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы», прошедшем в минувшую среду 14 февраля, сообщил директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
Таким образом, наша страна за год поднялась на три строчки вверх – с 19-й позиции в 2022-м.
В 2023 году в России было продано 1,06 млн новых легковых машин, что на 69% больше, чем годом ранее.
Этот показатель рыночного роста оказался наилучшим среди представленных стран. По мнению Сергея Удалова, это связано с низкой базой предыдущего 2022 года.
Напомним, что в 2022 году российский авторынок, напротив, упал сильнее прочих (на 59%).
Автоэксперт также обратил внимание на количество реализованных новых автомобилей на 1000 жителей. Так, в 2023 году в России данный показатель составил 11 ед., что в точности соответствует среднемировому показателю.
Всего же за весь прошлый год во всем мире было продано 90 млн новых автомобилей – на 11% больше, чем в 2022-м.
Лидером среди мировых авторынков по-прежнему остается Китай с результатом 22,37 млн (+1,1%). На втором месте – США с 15,35 млн (+12,4%), на третьем – Япония с 4,78 млн (+13,8%).
Надо отметить, что почти все страны, входящие в Топ-20 мировых авторынков, показали рост в 2023 году. Исключение составила лишь Индонезия, продажи машин в которой снизились на 4,2%.
При этом прогноз большинства дилеров на 2024 год для российского рынка, высказанный ими на том же форуме, оказался негативным: год будет трудным для дилерского сообщества – намного труднее, чем был 2023-й.
Так, многие дилеры уверены, что хотя выручка в этом году и будет продолжать расти, но прибыльность – падать вслед за таким показателем, как средние продажи на одну дилерскую точку в год.
В 2023 году, на фоне хаотичного прихода в страну новых брендов и суббрендов, часть дилеров активно взялась пополнять свои марочные портфели, не думая о грозящем затоваривании.
Пик заключения новых контрактов пришелся на август, но уже в ноябре на рынке новых автомобилей стали накапливаться стоки, однако, новички продолжают выходить на рынок, и не исключено, что весной 2024 года начнутся настоящие ценовые войны.
Например, дилер Сергей Вайнер (ГК «АВТОПОЛЕ») считает, что в 2024 году в дилерской среде продолжится расслоение: сильные станут еще сильнее, слабые – еще слабее. Уже сегодня начался период оптимизации складов (распродажи), а с весны будет «война эффективностей»: вся дилерская сеть займется эффективностью отделов маркетинга, отделов продаж, начнется пересмотр работы с клиентами.
С ним в целом согласен Павел Хвастунов («Боравто»), который из современных трендов в дилерских сетях тоже отмечает переток оборотных средств в склады. И тоже считает, что 2024 год покажет реальную прочность дилерских сетей и их экономическую устойчивость. Тем не менее, он прогнозирует по году объем рынка новых автомобилей в размере 1,4 млн, то есть заметный рост по сравнению с 2023 годом.
В том, что рынок продолжит рост, не сомневается и Владимир Мирошников («РОЛЬФ»), заявивший, что у его холдинга «планов громадьё», несмотря на грядущие ценовые войны. Секрет спокойствия компании – «внимательно подходим к выбору партнеров»: ставку делаем на трех лидеров рынка (плюс их суббренды), и на те марки, которые имеют производства в России. Важно правильно выбирать бренд, грамотно выстраивать работу с ним.
Ставку на партнеров делает и Владислав Рыдаев (ГК «Прагматика»): «У нас сильные партнеры, будем расти вместе с ними».
Напомним, что по данным агентства «АВТОСТАТ» на начало года в России насчитывалось 3653 дилерских центра. При этом за 2023 год было расторгнуто 959 контрактов (в основном ушедших европейских и японских, корейских брендов), а заключено 1448 новых (преимущественно китайских марок).
Президент РОАД Алексей Подщеколдин, прокомментировал эти цифры в том духе, что некоторые дилеры (ушедших из России брендов) сумели переформатировать свою деятельность. Но получили ли они с новыми марками ту же экономическую эффективность, что была у них раньше? Большой вопрос.
В ходе дискуссионной панели ее участники пришли к выводу, что несмотря на ожидаемые трудности 2024 года, есть одна хорошая новость – среди российских автодилеров уже много опытных, которые пережили не один кризис авторынка.
В числе советов, которые они дают менее опытным на текущий год: внимательнее работать с расходами и с персоналом, с ускорением и оборачиваемостью, не истерить, быть спокойным и упрямым, больше уделять внимание пробегу.
P.S. Как говорится дорогу осилит идущий, так что наиболее инициативные и креативные дилеры могут на более конкурентном рынке даже преуспеть, ну а для покупателей ценовые войны производителей и продавцов только выгодны. Кроме того, в 2024 году должны заработать несколько простаивавших с 2022 года (после введенных с началом СВО на Украине пакетов санкций) российских автозаводов, которые будут выпускать автомобили и электромобили как иностранных, так и отечественных (включая совсем новые и т.н. «возрожденные») марок, так и иномарки, естественно, преимущественно китайские.