В октябре доли российских и китайских моделей продолжили рост на рынке новых легковушек и LCV
7 ноября 2022
Доля российских моделей поднялась в октябре до почти 3/5 рынка новых легковушек и LCV
Александр Климнов, фото автора
По данным АЕБ октябрь 2022 года ознаменовался падением уровня продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей на 62,8% или на 76 481 ед. по сравнению с октябрем 2021 года, фактические продажи составили 45 228 автомобилей.
Доля лидера рынка – бренда LADA выросла октябрь’22 к октябрю’21 с 21% до 42,3%, хотя реальные продажи упали на 25,1% – с 25 573 ед. до 19 145 ед.
Доля ГАЗа с его LCV поднялась с 4,8% до 8,6%, на фоне падения продаж на 33,5% – с 5881 до 3912 ед.
Соответственно доля УАЗа поднялась с 3,1% до 6,9%, но продажи снизились на 15,9% (достаточно, впрочем, умеренно на фоне рынка – авт.) – с 3728 ед. до 3134 ед.
Таким образом, отечественные марки повысили свою долю на рынке новых машин с 28,9% до 57,9%, т.е. ровно вдвое (!), при одновременном падении продаж на 25,6% с 35 182 ед. до 26 191 ед.!
Доля китайских марок также возросла существенно, однако, из-за того, что с мая 2022 ежемесячные данные АЕБ не включают данные о продажах Chery (по решению штаб-квартиры Chery Automobile CO, Ltd.). Поэтому для корректного сравнения по годам данные об объемах продаж марок Chery и Cheryexeed в пресс-релизе АЕБ не приводятся.
Кроме того, ежемесячные пресс-релизы АЕБ не включают данные о продажах BMW и Mercedes-Benz Rus, в связи с решением штаб-квартир BMW Group и Mercedes-Benz изменить периодичность публикации данных о продажах с ежемесячной на ежеквартальную. Полные данные содержатся в квартальных отчетах.
Так, весь Топ-10 легковушек за октябрь составили исключительно российские, китайские и корейские модели российской и белорусской сборки, причем, последние теряют позиции от месяца к месяцу, так как их производство свернуто. Зато китайских моделей в Топ-10 уже четыре, а в Топ-25 – шесть. Впрочем, и российская модель LADA Vesta сильно просела (до 5-го места), так как фактически со второго квартала нынешнего года не производится (сейчас ее выпуск перебрасывают из Ижевска в Тольятти).
А в составе Топ-25 в октябре всего пяток моделей европейских брендов, включая: Nissan Qashqai (11-е место с 543 ед.), Nissan X-Trail (17-е место с 424 ед.), Renault Logan (19-е место с 412 ед.), VW Polo (20-е место с 357 ед.) и Skoda Rapid (24-е место с 292 ед.), чье производство было свернуто еще в марте–мае нынешнего года.
Аналогичная просадка иномарок происходит и в сегменте LCV, где в октябре 3 места рейтинга заняли именно отечественные модели, а лучшая иномарка – Ford Transit опустилась уже на 4-е место с 352 ед. (–78%) и очевидно по итогам года провалится еще ниже (производство остановлено в марте нынешнего года).
Напротив, дебютировавшая только в третьем квартале китайская полуторка с кабиной над двигателем – DFM Captain-T поднялась на 8-е место, хотя и со всего лишь 90 ед., а 10-е место занял новый минивэн Hyundai Staria с 27 ед.
Лидерство же, естественно остается за «Газелями» всех поколений с 3091 ед., хотя и при падении к прошлому году на 34,4%. Единственной отечественной моделью стала серия пикапов и фургонов на базе LADA Granta, которые выросли на 88% до 182 ед.
За 10 месяцев в Топ-10 легковушек всего одна китайская модель, а в Топ-25 – две. Отечественные модели LADA Vesta на 2-м месте, а универсал Largus – на 8-м, тогда как в октябре они упали на 5-е и 18-е места соответственно. Впрочем, бывшие корейские бесселлеры KIA Rio и Hyundai Solaris упали с 4 и 5 мест с начала года на 16-е и 21-е соответственно, что лучше всего иллюстрирует тенденции рынка новых автомобилей.
За 10 месяцев картина по LCV схожая (и даже Ford Transit на 4-м месте с падением на 63,2%), и только новый Hyundai Staria с 751 ед. вышел на 8-е место.
P.S. Иномарки (за исключением китайских) продолжают уходить с отечественного рынка по мере исчерпания запасов у дилеров, так что по итогам IV квартала 2022 года картина для них будет еще более печальной.