Таксопарки испытывают серьезные проблемы с заменой бюджетных седанов
Александр Климнов, фото autostat.ru
Уход из России почти всех иностранных автопроизводителей привел в том числе к тому, что сервисы такси начали испытывать проблемы из-за сокращения выбора моделей для обновления своих корпоративных парков.
Участники отрасли поделились с агентством «АВТОСТАТ» своими соображениями насчет замены покинувших нашу страну иномарок моделями отечественных и китайских автопроизводителей, в том числе тем – способны ли они удовлетворить потребности такси на сегодняшний день.
По словам руководителя пресс-службы сервиса «Максим» Павла Стенникова большинство автомобилей, работающих в такси, было куплено еще до пандемии. При интенсивной эксплуатации они начинают выбывать через три года, а заменить их нечем, поскольку рынок новых бюджетных машин в России на деле перестал существовать.
Он говорит: «В регионах России от 98% до 100% таксомоторных перевозчиков – это самозанятые водители на личных автомобилях. За пределами Московской агломерации таксопарки уже 15 лет не являются основой отрасли – их мало, они небольшие.
Стоимость поездок, которая напрямую связана с уровнем доходов жителей, почти в 6 раз ниже, чем в столице. Экономика региональных таксопарков в принципе не позволяет покупать новые дорогие автомобили и окупать это приобретение по текущим ценам на поездки. Поэтому сами перевозчики всегда закупали наиболее бюджетные машины и принимали в аренду от частных инвесторов.
Сейчас региональные таксопарки, которые проводят ротацию автомобилей, закупают в основном российские LADA Granta. Или обращаются на вторичный рынок, где покупают автомобили в том числе под ремонт, но и «вторичка» небезгранична, а практики заменять старые знакомые всем иномарки на китайские модели в партнерских таксопарках нет.
Основные причины – экономические. Автомобили марок OMODA, Changan, Chery позиционируются в России как комфорт или даже бизнес-класс и стоят 2 – 3 млн рублей. Но фактически выполнять заказы на них будут по тарифу «Эконом», поскольку более 90% пассажиров заказывают поездки именно в этом тарифе и ждут соответствующую цену.
Cамозанятые водители покупают rитайские седаны и кроссоверы для личного пользования из своего основного дохода, а в свободное время выполняют на них заказы сервиса.
В этом году сервис «Максим» добавил в классификатор моделей, допускаемых к работе по тарифу «Бизнес», 21 китайскую модель.
Сейчас лидерами по количеству работающих в этом тарифе автомобилей среди китайских моделей являются Haval F7 и F7x, Geely Emgrand GT, Chery Tiggo 8 и 8 PRO. В количественном выражении китайских машин в тарифе «Бизнес» немного, чуть больше тысячи. Пока лидерами остаются Toyota Camry, Volkswagen Passat, Honda Accord, Mazda6, Hyundai Sonata, Honda CR-V, Ford Mondeo, Toyota RAV4, Nissan X-Trail, Kia Optima.
Наиболее острая проблема таксопарков сегодня состоит не в том, что покупать, а в том, на что покупать. Из-за инфляции, кратного роста цен на автомобили, их обслуживания и ремонта маржинальность бизнеса снижается, получать прибыль становится сложнее.
Это кризисная ситуация, которая ведет к краху и без того слабую экономику региональных таксопарков.
И в этой ситуации начинает действовать новый закон о такси № 580. Регионы вводят дополнительные требования к цвету автомобилей и экологическому классу, не учитывая реальность и катастрофическое положение перевозчиков».
Управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко рассказал: «Обслуживание автомобилей типа «солярисов», «рио», «поло» и прочих пока что не катастрофически сложно, но определенно становится дольше и дороже. Таксопарки (и наши, и наших партнеров) переходят на отечественные и китайские автомобили.
В основном это LADA, «Москвич», Chery и Haval.
Закупаются и другие бренды, но в меньших объемах. В премиум-сегменте опять же выступают китайские бренды, хотя количество европейских машин еще достаточно велико. Они не подвергаются таким жестким условиям эксплуатации, как автомобили в классе «эконом», поэтому и «живут» дольше».
В свою очередь, в пресс-службе Яндекс Go отмечают, что обновление парка для эконом-сегмента продвигается несколько медленнее, поскольку для его восполнения не хватает новых доступных седанов, в том числе – с автоматической коробкой передач. Однако таксопарки продолжают адаптироваться к новым рыночным условиям. По оценкам Яндекс Go, потребность отрасли в новых легковушках сейчас покрывается примерно на 70%.
P.S. То что проблемы обновления парка с началом санкций раньше или позже возникнут перед корпоративными клиентами, было вполне предсказуемо, хотя нельзя сказать, что отечественный автопром (перезапускающий выпуск иномарок, хотя и китайских), а также автопром дружественных стран ничего не делает в отношении ликвидации дефицита во флит-продажах, в том числе в сегменте бюджетных седанов.