На шинном рынке образовались два дефицитных сегмента – для премиальных и китайских моделей
Александр Климнов, фото Дром.ру
Маркетинговое агентство НАПИ проанализировало динамику средних цен на новые шины премиального ценового сегмента для легковых автомобилей.
За один месяц (с сентября по октябрь 2023 г.) всесезонные шины подорожали на 5,4%, зимние – на 4,6%, летние - на 4,9%
Как пишет автопортал Дром.ру панические тирады продавцов на рынке в прошлом сезоне, типа: «это последнее, дальше неизвестность, берите сейчас, завтра может не быть», – оказались не более чем психологическим воздействием на покупателей.
И все же шинная номенклатура меняется: наряду с оставшимися брендами из числа «коренных» для российского рынка покупатели видят продукцию с новыми наименованиями. Насколько быстро произойдет замещение, пока никто не знает, но процесс растянется во времени.
После «санкционного шока 2022 года» иностранные шинные заводы все же не «встали колом», не закрылись насовсем и некоторые в той или иной степени продолжают работать, хотя и прошли реорганизацию.
Например, бывшее предприятие Nokian Tyres во Всеволожске не на полную мощность (из-за потери внешних рынков сбыта), но продолжает функционировать.
После смены собственника (сделка была закрыта в марте 2023 года) оно получило название Ikon Tyres, и в новом зимнем сезоне помимо оставшихся на складах шин прежнего бренда должна появиться продукция под новой маркой. И даже с узнаваемым названием – Ikon Nordman, хотя в перспективе его должно сменить другое название. Как сообщалось официально, для линейки средней ценовой группы будет внедрено оригинальное название Ikon Character («Характер»), а премиальная линейка (бывшая Hakkapeliitta) получит название Ikon Autograph («Автограф»).
Калужский завод Continental «продержался» до весны текущего года: пусть и в урезанном ассортименте, продукция здесь выпускалась (кроме Continental на заводе производили шины дочерних марок Gislaved и Matador). Впрочем, и после ухода «немцев» цеха не закрылись, а купивший российские активы компании Continental холдинг S8 Capital сообщал о планах перезапуска всех систем производства. И здесь шины уже не будут носить прежнюю марку, так ближе к концу года ожидается ребрендинг и презентация новой продуктовой линейки.
Компания Pirelli, которой принадлежат шинные заводы в Кирове и Воронеже, о свертывании бизнеса вообще не объявляла. Более того, в текущем году умудрилась представить две новинки, а точнее, перезапустить выпуск двух прежде известных моделей (о чем подробнее ниже) в среднем и бюджетном ценовых сегментах.
Компания Yokohama сообщала о понесенных значительных убытках из-за перебоев в работе своего завода под Липецком, но о его закрытии речи пока не идет.
А вот предприятия Bridgestone в Ульяновске и Michelin в Подмосковье все еще в подвешенном состоянии. Российские активы Michelin весной выкупила компания «Пауэр Интернешнл-шины» (занимавшаяся дистрибуцией шин этой марки), но сообщалось, что для восстановления всех производственных цепочек понадобится время, возможно, около года.
Завод Bridgestone простаивает бесхозным – о его дальнейшей судьбе информации пока не поступало.
Отечественные шинники продолжают выпускать привычную продукцию, хотя и, как сейчас принято говорить, столкнулись с «новыми вызовами», т.е. нехваткой каучука и других компонентов для производства шин. О новинках, которыми они не баловали и в прежние времена, и речи не идет – хотя бы поддерживать выпуск существующей номенклатуры.
На рынке стали появляться турецкие шины, а уж китайские производители «накатывают» так, что некоторые эксперты не исключают роста их доли на рынке до 1/3 уже к концу текущего года.
По поводу возможной нехватки шин представители торговых сетей практически единодушны во мнении – в массовом сегменте дефицита точно не ожидается.
Ожидаться он может на двух рыночных полюсах шинного рынка, сформировавшихся за последнее время. С одной стороны – это ряд именитых шинных брендов для европейских автомобилей премиум-класса. Например, топовые низкопрофильные модели Continental, Goodyear или Michelin с большими посадочными диаметрами, скажем, 305/35 R21 (к слову, ценник на такие «катки» сегодня до 40 000 руб. и выше за шт.).
Ну, а с другой стороны как уже упоминалось – это «новые китайцы, которые заходят к нам с нетипичными типоразмерами для массового в общем-то сегмента». Речь о том, что при эксплуатации автомобиля где-то в глубинке остается вопрос доступа к шинам необходимых моделей при сезонной смене («переобувке»), в случае банального износа или повреждения. Эксперт говорит: «Если человек купил машину летом, живет далеко и если автосалон ему не продал или не подарил зимние шины, то он может столкнуться с проблемой поиска, то есть автовладельцам нужно быть предусмотрительными в этом плане, заранее решать такой вопрос».