Главная
Бриллиантовый юбилей МАЗ!

Бриллиантовый юбилей МАЗ!

Бриллиантовый юбилей МАЗ!

16 Августа 2019


Минскому автозаводу исполнилось 75 лет


автор

Александр Климнов, фото autowp.ru/maz


75 лет непрерывного развития

Минскому автомобильному заводу (МАЗ) 9 апреля 2019 года исполнилось 75 лет. Предприятие, награжденное двумя орденами Ленина и орденом Октябрьской революции, встречает свой бриллиантовый Юбилей в хорошей форме и остается основным промышленным гигантом Беларуси. Хотя в последние годы в связи с сокращением поставок на российский рынок его экспортная программа и претерпела ряд изменений и в то же время вышла на высококонкурентные рынки Европы благодаря освоению современных кабин пятого поколения, установке двигателей Евро-6 и электронных систем. С 2012 года МАЗ участвует со своими грузовиками в ралли-марафонах. Так, капотный гоночный грузовик МАЗ-5440RR достойно выступил в ралли «Шелковый путь 2019» и должен принять участие в ралли «Дакар-2020».    

maz_6440RR_2019.jpg

МАЗ-6440RR стартует в «Дакаре» 2020 года в категории гоночных грузовиков Т4

Техника МАЗ, включая грузовики, автобусы, специальную и коммунальную технику до сих пор присутствует буквально во всех регионах бывшего СССР и целом ряде стран дальнего зарубежья.

Трудное начало

Минский автомобильный завод был основан 9 августа 1944 года после освобождения Минска на базе сборочного завода Daimler-Benz построенного во время оккупации, а первый дизельный самосвал МАЗ-205 (4х2) был выпущен заводом в октябре 1947 года.

maz-205_32.jpg

Самосвал МАЗ-205 стал героем «Великих строек коммунизма» 1950-1970-х

Только с 1949 года удалось выйти на крупносерийное производство автомобилей. Именно грузовики МАЗ 200-й серии (параллельно некоторое время их производили и на ЯАЗе) с 2-тактными дизелями ЯАЗ-204А (4,65 л, 110 л.с.) по американской лицензии GM471 и 56-ступенчатой коробкой ЯАЗ открыли процесс дизелизации грузового парка страны (бортовой МАЗ-200 – на заставке). Серию МАЗ-200/-205, а также полноприводные модели МАЗ-501 (лесовоз) и МАЗ-502 (бортовой армейский автомобиль) выпускали до конца 1965 года. Только самосвалов МАЗ-205 за это время произвели 98,7 тыс. Эти  машины участвовали во всех «Великих стройках коммунизма» 1950-1970-х и сейчас многие из них стоят на постаментах в качестве памятника героизму строителей и водителей, например, у Братской ГЭС.

Богатыри из Минска

В 1950-м МАЗ первым в стране освоил выпуска 25-тонного карьерного самосвала МАЗ-525, который прославился, например, при строительстве Асуанской высотной плотины на Ниле. В 1959-м его производство было передано на завод БелАЗ в Жодино.

maz_525_1.jpg

Карьерник МАЗ-525 хорошо знали на стройках не только в СССР, но и в целом ряде развивающихся стран, например, в Египте

В 1957-м был создан самый большой на то время карьерный самосвал – 40-тонный МАЗ-530 (6х4), которых произвели в общей сложности три десятка, а в 1960-м также передали выпуск в Жодино.

maz-530.jpg

Сорокатонный карьерник МАЗ-530 был для своего времени настоящим гигантом (фактически каждый из выпущенных в 1957–1963 гг. 30 самосвалов отличается уникальной конструкцией)

В 1954–1959 гг. в СКБ Минского автозавода под руководством Б.Л.Шапошника был сконструирован внедорожный многоосный (8х8) тягач МАЗ-535 (1958–1961, далее до 1964-го на КЗКТ),...

maz_535a.jpg

Могучий МАЗ-535А (8х8) стал первым тягачом-ракетовозом в СССР

...которому потом наследовали такие модели как МАЗ-537 (1959–1965 гг., далее до 1999 г. на КЗКТ) и МАЗ-543 (с 1962 года). Далее в рамках Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), выделенного из состава МАЗа в 1991 году (впрочем территориально оставшегося на той же территории завода) последовали многочисленные разработки самых разных вездеходных многоосных колесных шасси (вплоть до уникальной схемы 16х16), до сих пор применяемых в Российской армии в качестве носителей вооружений, включая и пусковые комплексы стратегических баллистических ракет с ядерными зарядками.       

МАЗ – король дорог

В 1965 году на смену капотным МАЗ-200 пришли первые в стране тяжелые грузовики с кабиной над двигателем серии МАЗ-500 и 4-тактным дизелем ЯМЗ-236, которые потом дважды проходили модернизацию: в 1970-м (МАЗ-500А) и в 1977-м (МАЗ-5335) и выпускались до 1990 года.

maz_504_1.jpg

Достаточно скоростные и экономичные для своего времени грузовики МАЗ-500 (особенно седельный тягач МАЗ-504В) были хорошо известны на дорогах не только СССР и СЭВа, но и в Западной Европе под эмблемой международного автоперевозчика «Совтрансавто»  

Третье поколение минских грузовиков появилось в 1978 году в виде магистрального тягача МАЗ-6422 (6х4), впервые в стране оснащавшегося 320-сильным дизельным двигателем ЯМЗ-238Ф с турбонаддувом, однако, выпускавшегося в первые годы только опытно-промышленными сериями. Конвейерное производство новинки смогли наладить только в 1984 году.

maz_6422_5.jpg

Первый в СССР магистральный тягач с турбодизелем

В 1981 году с конвейера МАЗа начал сходить массовый седельный тягач МАЗ-5432 (4х2). Обе модели стали флагманами советской организации «Совтрансавто», осуществлявшей в СССР международные автоперевозки.

maz_5432_1.jpg

МАЗ-5432 и МАЗ-6432 стали флагманами «Совтрансавто»

В 1987 году модификация МАЗ-64229 с двигателем ЯМЗ-238Д получила прозвище «СуперМАЗ», которое с тех пор закрепилось за флагманскими версиями минских магистральных тягачей.

maz_5432s_1.jpg

В конце 1980-х МАЗ пытался выступать и кольцевых гонках грузовиков (на фото гоночный тягач МАЗ-5432С)

С 1987 года третья серия грузовиков МАЗ (выпускаемая в существенно модернизированном виде и поныне) пополнилась шасси и бортовым грузовиком МАЗ-5337, самосвалом МАЗ-5551, полноприводным седельным тягачом-лесовозом МАЗ-5334 и т.д.

maz-2000_perestrojka_opytnyj_1.jpg

Ультрафутуристичный концепт-трак МАЗ-2000 «Перестройка» произвел в 1988-м фурор на международных автосалонах, но так и остался уникальной разработкой МАЗа

Завод в трудные, но первоначально многообещавшие годы Перестройки, оказался одним из лидеров отечественного автопрома и в 1988 году устроил мировую сенсацию, показав на Парижском автосалоне концепт-трак МАЗ-2000 «Перестройка». В апреле 1989 года предприятие выпустило свой 1 000 000-й грузовик.

Распад СССР и переход к рыночной экономике дался МАЗу нелегко, но за счет своеобразной экономической модели экономики Беларуси, он смог устоять на ногах и в 1990-х потерял в объемах производства относительно меньше, чем его бывшие собраться по Союзу (например, КАМАЗ, АМО ЗИЛ и КрАЗ).

maz-101_1.jpg

Первый белорусский автобус МАЗ-101 был собран из импортных комплектующих, но потом локализован как МАЗ-103 и пользуется спросом и в наши дни 

maz_216_2018.jpg

Второе поколение автобусов МАЗ не стоит на месте – на фото новейшая сочлененная модель МАЗ-216 на природном газе

maz-303_2019.jpg

Осенью 2019 года дебютирует уже третье поколение минских городских автобусов – МАЗ-303

В 1992 году при заводе было создано автобусное производство (в дальнейшем выделенное в подразделение АМАЗ) на основе лицензии немецкой фирмы Neoplan, а в 1997 году – совместное предприятие ЗАО «МАЗ-МАН», по выпуску грузовиков с современными дизелями и кабинами немецкого MAN.

maz-man-543268.jpg

Седельный тягач МАЗ-МАН-543268 с немецким дизелем и кабиной

Тогда же в 1997-м на рынок вышло четвертое поколение МАЗов – седельные тягачи МАЗ-5440 (4х2) и 6430 (6х4).

maz-544008_2.jpg

Тягач МАЗ-5440 ознаменовал собой появление четвертого поколения минских грузовиков

Их кабины оказались самыми совершенными на постсоветском пространстве и теперь применяются тем же СП «МАЗ-МАН».

maz-man_756539_2013.jpg

Самосвал МАЗ-МАН-756539 образца 2013 года с кабиной типа МАЗ-5440

С 2005 года филиалом МАЗа стало предприятие «Могилевтрансмаш», специализирующееся на автокранах, коммунальных спецмашинах и пр. В феврале 2009 года МАЗ был преобразован из республиканского унитарного предприятия в открытое акционерное общество ОАО «МАЗ».

maz-6440ra_2011.jpg

Интересный капотный концепт-трак МАЗ-6440РА образца 2011 года в серию, к сожалению, не пошел

В 2011 году на ряде автосалоном, включая «Комтранс», был представлен концепт-трак капотной компоновки МАЗ-6440РА, но развития эта тема не получила, а для серийного производства МАЗ продолжил разработку кабины пятого поколения.

В настоящее время минские грузовики, экспортируемые в Россию оснащаются только рестайлинговыми кабинами четвертого поколения «Простор»,...

maz-5440v9_prostor.jpg

Седельный тягач МАЗ-5440V9 с рестайлинговой кабиной «Простор»

...а старт продаж грузовиков пятого поколения намечен на осень 2019 года.

maz-5440m9_opytnyj_4.jpg

Предсерийный седельный тягач МАЗ-5440М9 с кабиной пятого поколения

Кроме ярославских 6,7-литровых рядных «шестерок» серии ЯМЗ-536 и 11,12-литровых серии ЯМЗ-651 на МАЗах применяются дизели Cummins серий ISB, ISF и ISL (китайского производства) класса Евро-5, а в последние годы началось применение немецких дизелей Daimler и MAN класса Евро-6. Четверть века продолжается сотрудничество МАЗа и немецкой фирмы по выпуску коробок передач ZF. В последние годы кроме ярославских коробок передач ЯМЗ началось применение и МКП китайского производства. Словом, теперь у МАЗа есть продукты на любой вкус и кошелек. 

За 6 месяцев 2019 года в России зарегистрировано 1340 ед. МАЗов (+0,9%). Парк МАЗов в России на начало 2019 года составлял 8,3% или 207,8 тыс., занимая таким образом 3-е место среди всех марок.

Редакция портала «Третий Рим» поздравляет коллектив завода МАЗ с Юбилеем и желает долгих лет процветания и успехов.



Подписаться

Подписаться бесплатно.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Китайское правительство, отменяя субсидии на электромобили, ведет к провалу весь авторынок Поднебесной

Китайское правительство, отменяя субсидии на электромобили, ведет к провалу весь авторынок Поднебесной

Пекин не должен перекладывать все издержки по внедрению электромобильности на плечи автопроизводителей

13.09.2019

CEO Nissan Motor – Хирото Сайкава уходят по служебному несоответствию

CEO Nissan Motor – Хирото Сайкава уходят по служебному несоответствию

Расследование против Карлоса Гона затронуло и топ-менеджмент Nissan Motor

09.09.2019

Правительство Китая заметалось в поиске эффективных стимулов для возвращения роста на автомобильном рынке

Правительство Китая заметалось в поиске эффективных стимулов для возвращения роста на автомобильном рынке

В Пекине хотят сбывать секонд хэнд в провинции, одновременно прекращая дотации на электромобили

06.09.2019

Умер Фердинанд Пиех – отец современного концерна Volkswagen Group

Умер Фердинанд Пиех – отец современного концерна Volkswagen Group

На 83-м году жизни скончался титан немецкого автопрома

28.08.2019

IMAF-2019 констатирует и предсказывает

IMAF-2019 констатирует и предсказывает

IMAF 2019 обсуждает глобальные перспективы развития автопрома

27.08.2019

Китайский стартап Sinomach запускает конвейер по производству электромобилей ZEDRIV

Китайский стартап Sinomach запускает конвейер по производству электромобилей ZEDRIV

Крупнейший китайский дилер импортных автомобилей Sinomach присоедился к китайским стартапам электромобильности

26.08.2019

Китайские кроссоверы Landwind заменят электромобилями AIWAYS

Китайские кроссоверы Landwind заменят электромобилями AIWAYS

Электромобильный стартап Aiways приобрел 50% скандального производителя внедорожников Jiangling Holdings

23.08.2019

Возврат к списку


  • Комментарии
Загрузка комментариев...