Импортный тариф на мексиканский автопром ударит и по США
30 декабря 2016
Ведущий консультант предрекает американскому автопрому проблемы из-за антимексиканских пошлин
Александр Климнов, фото Google
Ведущий консультант по автомобильной промышленности Дарон Гиффорд из детройтской бухгалтерской и консалтинговой фирмы Plante Moran отметил, что нынешняя волна американского ура-патриотического протекционизма обещает, что введение высоких импортных тарифов и перезаключение торговых сделок остановит ряд компаний, в частности, из автомобильной промышленности, от перемещения производства в Мексику и в прочие места.
Однако, давайте отстранимся от партийной риторики и взглянем на проблему «беспартийным» взглядом, говорит он: значительное число, если не большинство экономистов согласны, что выгоды от тарифов, независимо от того, какими благими намерениями они вызваны, являются временными, если, вообще, не иллюзорным.
Так, повышенный таможенный тариф на товары из Мексики, например, сведет на нет всю деятельность NAFTA, которая осуществлялась уже на протяжении 20 лет, и это станет ударом для многих американских производителей и поставщиков, которые здорово вложились за этот период в мексиканскую промышленность. Так, например, Ford Motor в Мексике экономит около 40 процентов расходов на оплату труда, против ее уровня, котнтролируемого профсоюзами на заводах в США. Такие производители как Nissan, GM, Honda, Mazda, Volkswagen, BMW, Kia и FiatChrysler также или уже перенесли, или планировали перенести производство небольших автомобилей к югу от американо-мексиканской границы.
Действия и реакции
Ограничение импорта автомобилей из Мексики также может стимулировать местные предприятия на перенаправление их экспорта в страны с более выгодными торговыми условиями, что потенциально приведет к снижению экспорта США.
В дальнейшем, повышенный тариф на импорт авто из Мексики принесет только краткосрочное облегчение, так как, в конце концов, издержки производства внутри США будут расти из-за снижения конкуренции с импортной продукцией. Например, тарифы на сталь никогда не работали хорошо, в результате чего металлургические компании не реинвестировали прибыль, что привело к усилению их неконкурентоспособности.
Кроме того, не надо забывать, что лидеры отрасли всегда искали пути уклонения от налогов и завышенных тарифов. Прошлой весной, например, когда Министерство торговли США ввело 500-процентную антидемпинговую пошлину на китайскую холоднокатаную сталь, Китай предпринял ловкий обходной маневр, начав отгрузку своей стали сначала во Вьетнам, а потом под видом въетнамской – в США.
Конечно, сторонники защитных пошлин преследуют благую цель силой вернуть Америке ее рабочие места, однако, при производстве компактных легковушек и пикапов таковые рабочие места в США в ближайшее время не вернутся точно. Из-за того, что американском рынке данная продукция теряет свою долю и ее производство в значительной мере переориентируется на экспорт в другие страны. Американский рынок компактных автомобилей начнет увеличиваться только если произойдет очередной взлет цен на топливо и при этом цены на сами автомобили будут оставаться низкими, чтобы быть доступными небогатым потребителям.
Если цены на бензин не поднимутся и небольшие городские автомобили не вернут себе популярность, то потребители в США окончательно от них отвернутся как от слишком дорогих для своего кармана. Так, введение 35-процентной пошлины приведет к завышению цены, например, на Ford Focus хэтчбек 2017 года с базовых $37 000 до $50 000!
Так, что автомобильной промышленности надо оставаться гибкой и смотреть, что будет происходить далее. Поставщики также должны пересмотреть свои производственные стратегии и выстроить альтернативы, чтобы быть готовыми к испытаниям. Они также могут занять и выжидательную тактику, но здесь главное не перегнуть палку.
Более высокие затраты
Суть в том, что хотя торговые войны и напрягают внутренние силы и создают торговые барьеры, они приводят к увеличению непроизводительных расходов в стране, пытающейся защитить себя, т.е. исповедующей протекционизм. Политика стимулирования может оказаться более эффективной в плане сохранения рабочих мест, что уже можно было видеть на примере налоговых льгот для перевозчиков в штате Индиана с целью сохранения рабочих мест в США.
Надеюсь, что в 2017 будет больше «пряников», чем кнутов для производителей, чтобы стимулировать рост внутреннего американского производства и инвестиций и недопущения их перемещения в Мексику.
Такой гибкий подход может заставить производителей пересмотреть свои решения, а также общую стоимость цепочки поставок. Он также не мешал бы и для тех, кто уже вложился в Мексику, но может еще изменить вектор своей будущей бизнес-стратегии.
Экономика автомобилестроения в мировом масштабе не так сложна, как сам автомобиль. Повышение производительности требует длительного, вдумчивого взгляда «под капот».
Рабочие на конвейере мексиканских заводов Ford получают на 40% меньше, чем их коллеги в США.
Рабочая смена мексиканского завода Nissan радуется запуску новой компактной модели.