Итоги 2020 года для автомобильного мира

Итоги 2020 года для автомобильного мира

2 января 2021


Статданных по декабрю 2020-го пока нет, но общие итоги года для мировой и отечественной автоиндустрии и автоспорта уже вполне можно оценить


автор

Александр Климнов, фото detroitnews.com


То, что новый коронавирус, ставший известным как «пандемия COVID-19», практически весь год доминировал в новостях, понятно. Ведь COVID-19 затронул все отрасли мировой экономики от производства туалетной бумаги до авиакомпаний, и автомобильная промышленность здесь отнюдь не стала исключением.
Трудно пойти за новым автомобилем в автосалон, если само правительство велит вам сидеть дома в режиме самоизоляции.

Добавьте к этому тот факт, что большинство дилерских центров в большинстве стран мира приостанавливали свою работу, а те что не закрывались – изо всех сил пытались найти способ вести бизнес, не вступая в физический контакт с покупателями – и у вас готов рецепт катастрофы отрасли, выразившийся в падении продаж на десятки процентов, чего не бывало со времен сильнейших экономических кризисов и мировых войн.

Пандемия COVID-19 несомненно повлияла на все аспекты нашей повседневной жизни, и до тех пор, пока медицинское сообщество не начнет массовой вакцинации реально эффективными вакцинами, продажи автомобилей будут падать в большинстве стран, что отражает бедственное положение национальных экономик и мировой экономики в целом.

Так, например, в могучей автомобильной промышленности США беспрецедентное падение продаж наблюдалось уже в первом квартале (с марта). Тем заметнее на этом фоне беспрецедентный рост бренда Tesla – электромобили оказались тем самым товаром, который взлетел на фоне продаж аналогов с ДВС. Так Tesla Inc. произвела 509,7 тыс. (+39,6%) «электричек», а поставила клиентам почти полмиллиона машин (лишь 450 ед. не дотянув до обещанной Илоном Маском круглой цифры, впрочем, окончательная корректировка еще может это упущение поправить).

Интересно, что здесь определенным образом сработали правила и санитарной безопасности и страхи обывателей – многие американские автомобилисты буквально брезговали браться руками за топливные пистолеты общего пользования на АЗС, тогда как электромобили заряжаются через электропровода и вилки индивидуального пользования (!). По этой же причине упала и популярность каршеринга, которому еще совсем недавно предсказывали блестящее будущее и чуть ли не полное вытеснение с дорог обычных частных автомобилей. Чуть лучше шли дела у такси, но и их обременили повышенными требованиями касательно санитарной обработки салонов их машин.

В результате тенденция к росту продаж электромобилей и подключаемых гибридов получила мощнейшую поддержку, из-за чего в будущем 2020-й год, кроме прочего, вполне смогут назвать «годом великого перелома» именно в отношении развития сегментов BEV и PHEV.

Относительно Европы можно констатировать следующее: отчаянные мольбы автопроизводителей, отсрочить ввиду кризиса введение жестких нормативов по выбросам CO2 на километр пробега, не возымели влияния на руководство Евросоюза, которое, напротив, взялось еще сильнее закручивать гайки, что привело к ряду негативных высказываний отдельных топ-менеджеров некоторых автоконцернов, при том, что официально все OEM-производителе согласились ввести в ближайшие годы проводить политику «устойчивой мобильности», активно развивая производство и увеличивая номенклатуру легковых BEV, коммерческих BCEV и электробусов (e-Buses). И все же многие эксперты считают, что Евросоюзу необходимо разработать единые критерии по развитию зарядной сети.

Производство и продажи автомобилей в Европе после провала в марте – мае из-за 30-дневного в среднем локдауна т.н. первой волны (по данным АСЕА в Евросоюзе (+Великобритании) прямо или косвенно от нее пострадали 1,14 млн рабочих, которые недовыпустили около 2,5 млн автомобилей, что равно 13% от выпуска 2019 года) частично начали восстанавливаться летом. Однако осенью Старый свет накрыла вторая волна пандемии, которая похоронила надежды на реальное восстановление рынка, на котором еще раз напомню, единственным светлым пятном стал рост продаж PEV. Так вышедший, после ряда заминок, на рынок компактный электрохэтчбек Volkswagen ID.3 в считанные месяцы захватил лидерство на таких знаковых рынках как Норвегия и Германия (точны цифры продаж еще впереди, но общий итог уже понятен).

Об отказе от производства ICE уже с 2023 года заявили ведущие немецкие автопроизводители Volkswagen Group и Daimler AG. Отлично идут дела в сегменте BEV и у французских Renault Group и Groupe PSA. В результате, среди догоняющих оказался итало-американский концерн FCA (FiatChrysler), который, кстати, собирается преодолеть данное отставание (во многом ранее заложенное консервативной политикой в отношении BEV покойным президентом компании Серджио Маркионне) объединился с PSA в единый суперконцерн Stellantis, где электроплатформы разработки PSA также лягут в основу электромобилей брендов, принадлежащих FCA. Кстати производство «электрофиатов» сосредоточится в Польше, которая отнюдь не блещет экологичностью своей электрогенерации (около 80% электричества здесь производится даже не просто на ТЭЦ, а именно что на угольных электростанциях).

В свете принятия Евросоюзом «зеленой хартии», ставящей целью выход к 2050 году на нулевой уровень выбросов CO2, основной акцент в ближайшие годы будет делаться как раз на электромобили (легковые, LCV и электробусы) и водородомобили (магистральные тягачи и междугородные автобусы). Кроме того активизируются работы по выпуску «электронного» дизеля, бензина и реактивного топлива получаемого из метанола, в свою очередь синтезируемого путем соединения CO2 из атмосферы с «зеленым» водородом (получаемым катализом воды электроэнергией от ветровых установок). Иначе выполнить перспективные нормативы Евро 7, предполагающие снижение выбросов CO2 до 50 г/км, по мнению автопроизводителей, просто не реально.

Примерно тоже самое можно сказать и о Японии, где правительство решило с 2030 года запретить продажу ICE, то традиционных автомобилей с ДВС. В результате в конце года свое раздражение таким «скоропалительным» решением выразил глава концерна Toyota Акио Тоёда, назвавший электромобили «дорогими, технологически несовершенными и экологически опасными – из-за выбросов тепловых электростанций и несоврешенных технологий утилизации токсичных аккумуляторов). Тем, не менее, и этот японский гигант, ранее сделавший ставку на развитие гибридной технологии, вынужден в быстром темпе осваивать выпуск моделей в сегменте BEV, хотя бы, что бы не потерять важнейший для него рынок в Китае и ряде стран Европы.

Китайский автопром и авторынок (именно из КНР пандемия начала свое «победное» шествие по миру) просели в феврале и в марте, но уже с конца весны стали активно восстаналиваться. Производство и продажи NEV (BEV+PHEV+FCEV) на фоне провала остальных сегментов выглядят неплохо, восстановившись к концу года. Продажи SUV в КНР снова пошли лучше, чем седанов (хэтчбеков и универсалов), а продажи премиальных брендов лучше, чем бюджетных.

В России рынок, конечно, тоже испытал негативное воздействие пандемии, на которую наложилось и так не блестящее состояние экономики, что привело к падению продаж (данные по 2020 году от АЕБ будут только 14 января – авт.). Хотя отечественные автозаводы простаивали во время локдауна не слишком долго (по нескольку недель в среднем), но некоторые (например, «калужский кластер») простояли несколько месяцев, а чистый импорт сократился из-за простоев автозаводов в Европе и Азии. Все это на фоне очередного раунда девальвации рубля привело к возникновению осенью этого года почти что бума на рынке новых автомобилей, росту цен (в среднем по брендам на ~10%). Это привело кроме прочего к дальнейшему обеднению выбора предлагаемых на рынке новых легковушек. Так с российского рынка в 2020 году ушли 23 модели: Cadillac CT6, Chery Tiggo моделей 2, 3, 5 и 7, Chevrolet Camaro, Datsun on-DO и mi-DO, Foton Tunland, Haval H6 и Н2, Hyundai i30N, Infiniti Q50 и Q60, Jeep Cherokee, KIA Sorento Prime, Mercedes-Benz AMG GT, Renault Dokker и Dokker Stepway, а также Koleos, Subaru Legacy, Toyota Supra и Volkswagen Arteon. Впрочем, часть из них была выведена с нашего рынка в силу простой смены поколений и рестайлинга, а часть – в силу оптимизации модельных рядов брендов (отказа от поставок моделей, так и не ставших популярными, среди которых, кстати, много спорткаров). Так что большого влияния на рынок это не оказало, а наиболее заметной утратой, пожалуй, стало прекращение производства обеих моделей Datsun на мощностях ВАЗа в Тольятти.

На рынок в 2020 году было выведено 15 абсолютно новых моделей иномарок: Audi Q3 Sportback и e-Tron, Cadillac XT6, Changan CS75FL, Chery Tiggo 7 Pro и Tiggo 8, а также CHERYEXEED TXL, Geely Coolray и Tugella, KIA K5, Seltos и XCeed, Mercedes-Benz GLB, Opel Grandland X, Skoda Karoq, Volkswagen Arteon.

Ведущий отечественный автопроизводитель АВТОВАЗ (бренд LADA) чувствует себя достаточно уверенно, так как его наиболее массовые семейства Granta и Vesta весь год стабильно находились во главе рейтинга продаж. Именно АВТОВАЗ, традиционно в наибольшей степени выигрывает от программ господдержки отрасли, так как производит и самые дешевые, и самые массовые модели в стране.

Кроме того, в середине года производитель включил в линейку LADA внедорожник Niva (ВАЗ-2123), благодаря выкупу в конце 2019 года доли GM в СП по его выпуску, а в самом конце 2020 года начал выпуск его рестайлинговой версии Niva Travel. Практически одновременно начался выпуск рестайлинговых моделей Largus FL и Vesta FL, чьи презентации из-за пандемии сорвались (обновленные модели LADA должны были стать главными звездами отмененного Московского автосалона MIMS-2020). Продажи рестайлинговых моделей начнутся уже в 2021 году (между первым и третьим кварталами). УАЗ расширял выпуск моделей Патриот (УАЗ-3163) и Пикап (УАЗ-23632) с «автоматом» Punch Powerglide 6L50 французского производства, что, кстати, открыло ей доступ даже на американский рынок. АЗ ГАЗ выпустил электрическую версию Газель e-NN, а также партию Газель NEXT с турбодизелями Volkswagen класса Euro 6. Елабужское СП Ford Sollers расширяло локализацию серии Transit, а также наращивало гамму ее версий, что позволило уверенно закрепить за собой третье место в сегменте LCV (после Газели и УАЗа «буханки»).

Самую существенную поддержку рынку оказали программы господдержки, которые стимулировали спрос как у частных покупателей (программы льготного кредитования «первый автомобиль» и «семейный автомобиль»), так и флит-продажи (программы льготного лизинга и помощи при обновлении парка машин скорой помощи и развития парка ТС на газомоторном топливе). В результате даже на фоне второй волны пандемии, российский рынок выглядел сравнительно неплохо (падение продаж легковушек и LCV за 11 месяцев составило 10,3%).

Еще одним последствием пандемии стала отмена большинства Мотор-шоу, включая самые значимые: Пекинский, Детройтский, Парижский и Токийский, ну а Женевский состоялся по крайне сокращенной программе с виртуальными презентациями. Кстати, и ранее терявшие популярность мировые Автосалоны можно считать наиболее пострадавшими из-за коронавируса, так как автопроизводителям весьма понравился утвердившийся формат виртуальных презентаций и теперь проведение последующих Мотор-шоу в большинстве стран (включая Россию) находится под большим вопросом.   

В области автоспорта едва не сорвался Чемпионат мира Формулы-1 (не говоря уже о менее престижных гонках), когда перед самым началом Гран При Австралии у одного из механиков обнаружили коронавирус и в результате болельщиков недопустили на трибуны, а этап свернули. Чемпионат F1 провел в локдауне несколько месяцев и только cо второй половинs года смог возобновиться в формате «без зрителей на трибунах», впрочем, именно российский этап в Сочи смог пройти (между двумя волнами пандемии) в присутствии 30 тысяч зрителей. Всего же провели 17 достаточно зрелищных этапов, причем, некоторые на одних и тех же автодромах (отсюда у некоторых Гран При были достаточно экзотические названия). Победителем Чемпионата F1 стал все тот же Льюис Хэмилтон, доведший число своих чемпионских титулов до 7, а по количеству побед превзойдя самого легендарного Михаеля Шумахера.

Надо отметить, что российская команда «КАМАЗ-мастер» в начале года одержала новую убедительную победу в Дакаре (впервые это ралли-марафон стало проходить в Саудовской Аравии) в зачете грузовиков.     

Интересные подробные отчеты о производстве и продажах в 2020 году еще впереди, так что следите за новостями на портале www.rim3.ru 

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

АВТОТОР начал сборку кроссовера Jetour Dashing

АВТОТОР начал сборку кроссовера Jetour Dashing

АВТОТОР добавил в корзину выпускаемых марок 7-ю – Jetour

15.04.2024

Российский автопром предложили защитить непрерывным повышением утильсбора на импортные иномарки

Российский автопром предложили защитить непрерывным повышением утильсбора на импортные иномарки

Глава АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов призвал ГД РФ защитить инвестиции, компетенции и рабочие места в отечественном автопроме

08.04.2024

В Калуге началась сборка кроссоверов Citroen C5 Aircross

В Калуге началась сборка кроссоверов Citroen C5 Aircross

На калужском предприятии «ПСМА Рус» перезапущенное производство началось с кроссоверов Citroën C5 Aircross

27.03.2024

В США взвинчивают эконормы

В США взвинчивают эконормы

К 2032 году американские легковые автомобили должны стать вдвое экологичнее

26.03.2024

Nissan обнародовал программу «The Arc» – 30 новых моделей за 3 года!

Nissan обнародовал программу «The Arc» – 30 новых моделей за 3 года!

К 2027 году Nissan намеревается выпустить 14 новых моделей автомобилей с ДВС и 16 моделей с электроприводом

26.03.2024

Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

На 101-м году жизни умер конструктор знаменитых грузовиков «Урал» – Анатолий Иванович Титков

23.03.2024

Андройды уже приходят на немецкие автозаводы

Андройды уже приходят на немецкие автозаводы

BMW и Mercedes-Benz внедряют на своих производствах человекообразных роботов

21.03.2024

Возврат к списку