Китайское правительство, отменяя субсидии на электромобили, ведет к провалу весь авторынок Поднебесной
13 сентября 2019
Пекин не должен перекладывать все издержки по внедрению электромобильности на плечи автопроизводителей
Александр Климнов, фото Bloomberg
Китайский аналитик Ян Цзянь опубликовал в Automotive News China очередную алармистскую статью на тему печальных перспектив китайского автопрома под переменчивым руководством центрального правительства.
Итак, в связи с тем, что после недавних сокращений субсидий на покупку электрифицированных транспортных средств (PEV), включая электромобили (BEV) и подключаемые гибриды (PHEV), их продажи стремительно падают, миф о том, что китайское правительство может творить чудеса в автомобильной промышленности, разрушен.
Настало время для регуляторов (из Пекина – авт.) сверять политику с реальностью и внести некоторые изменения.
В 2014 году программа субсидирования PEV, которая ранее использовалась практически только небольшой группой городов для приобретения электробусов, была расширена также и на легковые автомобили и введена по всему Китаю.
Программа была нацелена на то, чтобы помочь отечественным автопроизводителям обойти мировых конкурентов, сократить вредные выбросы автотранспорта и заодно снизить зависимость Китая от импортируемой нефти.
Под влиянием щедрых государственных субсидий рынок PEV стремительно увеличивался. Так, в 2014 году Китай обогнал Соединенные Штаты, став крупнейшим в мире производителем и рынком электромобилей и гибридов.
Правительственные чиновники и официальные СМИ назвали этот рубеж «историческим достижением».
Однако, проведенное Министерством финансов в 2016 году расследование выявило разгул мошенничества со стороны местных автопроизводителей, участвующих в программе стимулирования. Эти компании требовали субсидий за некачественные машины и комплектующие.
Исследование не вызвало энтузиазма Пекина в отношении программы субсидий, хотя он с 2016 по 2018 год и возвращался неохотно к субсидиям, но ввел поэтапный отказ от их программы, определив крайним сроком конец 2020 года.
Еще до прошлого года продавцы BEV и PHEV имели право на субсидии в размере от 30–50% от стоимости машины.
С приближением крайнего срока в 2020 году у правительства не осталось иного выбора, кроме как сократить субсидии. С 26 марта по 25 июня нынешнего года правительство повысило технологический порог (запас хода и удельную емкость аккумуляторов – авт.) для электромобилей, имеющих право на льготы, а также сократило вдвое субсидии для PHEV.
Сокращение субсидий мгновенно спровоцировало взрывной обвал рынка. Спрос на электромобили и гибриды в Китае в августе снизился на 16% после падения на 4,7% в июле – и это на фоне продолжающегося падения рынка новых автомобилей.
Падение продаж обнажило тот факт, что фактически потребители испытывают весьма небольшой интерес к электромобилям и гибридам без достаточных государственных субсидий на их покупку.
Это также показывает, что каким бы сильным и платежеспособным ни было правительство – оно не может поддерживать даже локальный рынок вечно.
Столкнувшись с растущими бюджетными проблемами, Пекин все же намерен решительно свернуть программу стимулирования PEV в следующем году, что означает, что их рынок потеряет еще большие объемы продаж.
Тем не менее, Пекин подталкивает автопроизводителей производить больше таких транспортных средств. В рамках программы торговли «углеродными кредитами» (квотами на выброс CO2 – авт.), принятой в начале 2019 года, автопроизводители должны зарабатывать достаточно таких квот, выпуская достаточное количество электрифицированных автомобилей, что должно помочь достижению национальной цели, равной 10% от рынка новых автомобилей в этом году.
В 2020 году, порог увеличится, соответственно, до 12% годовых продаж.
Мнение эксперта: Это безумие. Обязательное увеличение количества произведенных электромобилей и подключаемых гибридов – сегмента, который уже борется за получение устойчивой прибыли, при отсутствии государственных субсидий может дать только одно – избыточные поставки в сочетании с большими финансовыми потерями.
P.S. Пекин переходит в отношении взлелеянной им электромобильности от метода пряника (отлично, кстати, сработавшего во второй половине 2010-х) к методу кнута. Вот только чисто административными методами (хотя бы и любыми квотами, вспомним, например, украинский рынок 1990-х), настоящий рынок не отстроить – нужно умелое сочетание целого пакета стимулирующих, ограничительных и запретительных мер как для автопроизводителей, так и для властей и потребителей, причем именно что гибкое, ведь что годится для Пекина и Шанхая – уже не годится для уездных столиц и тем более деревни. Пекин в последние десятилетия как раз и славился умелым маневрированием в экономике и балансированием интересов внутреннего и внешнего рынков. Теперь же в шоке от начала рецессии в экономике в целом и в автопроме в частности, Пекин начинает вести себя как слон в посудной лавке и легко может обрушить в 2020-х, то что было достигнуто в 2010-х в области электрификации автопарка страны, а это в свою очередь нанесет удар по электромобилизации в глобальном масштабе и усугубит планетарную проблему потепления климата.
Загрузка