Главная
Китайское правительство, отменяя субсидии на электромобили, ведет к провалу весь авторынок Поднебесной

Китайское правительство, отменяя субсидии на электромобили, ведет к провалу весь авторынок Поднебесной

Китайское правительство, отменяя субсидии на электромобили, ведет к провалу весь авторынок Поднебесной

13 Сентября 2019


Пекин не должен перекладывать все издержки по внедрению электромобильности на плечи автопроизводителей


автор

Александр Климнов, фото Bloomberg


 Китайский аналитик Ян Цзянь опубликовал в Automotive News China очередную алармистскую статью на тему печальных перспектив китайского автопрома под переменчивым руководством центрального правительства.
Итак, в связи с тем, что после недавних сокращений субсидий на покупку электрифицированных транспортных средств (PEV), включая электромобили (BEV) и подключаемые гибриды (PHEV), их продажи стремительно падают, миф о том, что китайское правительство может творить чудеса в автомобильной промышленности, разрушен.
Настало время для регуляторов (из Пекина – авт.) сверять политику с реальностью и внести некоторые изменения.
В 2014 году программа субсидирования PEV, которая ранее использовалась практически только небольшой группой городов для приобретения электробусов, была расширена также и на легковые автомобили и введена по всему Китаю.
Программа была нацелена на то, чтобы помочь отечественным автопроизводителям обойти мировых конкурентов, сократить вредные выбросы автотранспорта и заодно снизить зависимость Китая от импортируемой нефти.
Под влиянием щедрых государственных субсидий рынок PEV стремительно увеличивался. Так, в 2014 году Китай обогнал Соединенные Штаты, став крупнейшим в мире производителем и рынком электромобилей и гибридов.
Правительственные чиновники и официальные СМИ назвали этот рубеж «историческим достижением».
Однако, проведенное Министерством финансов в 2016 году расследование выявило разгул мошенничества со стороны местных автопроизводителей, участвующих в программе стимулирования. Эти компании требовали субсидий за некачественные машины и комплектующие.
Исследование не вызвало энтузиазма Пекина в отношении программы субсидий, хотя он с 2016 по 2018 год и возвращался неохотно к субсидиям, но ввел поэтапный отказ от их программы, определив крайним сроком конец 2020 года.
Еще до прошлого года продавцы BEV и PHEV имели право на субсидии в размере от 30–50% от стоимости машины.
С приближением крайнего срока в 2020 году у правительства не осталось иного выбора, кроме как сократить субсидии. С 26 марта по 25 июня нынешнего года правительство повысило технологический порог (запас хода и удельную емкость аккумуляторов – авт.) для электромобилей, имеющих право на льготы, а также сократило вдвое субсидии для PHEV.
Сокращение субсидий мгновенно спровоцировало взрывной обвал рынка. Спрос на электромобили и гибриды в Китае в августе снизился на 16% после падения на 4,7% в июле – и это на фоне продолжающегося падения рынка новых автомобилей.
Падение продаж обнажило тот факт, что фактически потребители испытывают весьма небольшой интерес к электромобилям и гибридам без достаточных государственных субсидий на их покупку.
Это также показывает, что каким бы сильным и платежеспособным ни было правительство – оно не может поддерживать даже локальный рынок вечно.
Столкнувшись с растущими бюджетными проблемами, Пекин все же намерен решительно свернуть программу стимулирования PEV в следующем году, что означает, что их рынок потеряет еще большие объемы продаж.
Тем не менее, Пекин подталкивает автопроизводителей производить больше таких транспортных средств. В рамках программы торговли «углеродными кредитами» (квотами на выброс CO2 – авт.), принятой в начале 2019 года, автопроизводители должны зарабатывать достаточно таких квот, выпуская достаточное количество электрифицированных автомобилей, что должно помочь достижению национальной цели, равной 10% от рынка новых автомобилей в этом году.
В 2020 году, порог увеличится, соответственно, до 12% годовых продаж.
Мнение эксперта: Это безумие. Обязательное увеличение количества произведенных электромобилей и подключаемых гибридов – сегмента, который уже борется за получение устойчивой прибыли, при отсутствии государственных субсидий может дать только одно – избыточные поставки в сочетании с большими финансовыми потерями.
P.S. Пекин переходит в отношении взлелеянной им электромобильности от метода пряника (отлично, кстати, сработавшего во второй половине 2010-х) к методу кнута. Вот только чисто административными методами (хотя бы и любыми квотами, вспомним, например, украинский рынок 1990-х), настоящий рынок не отстроить – нужно умелое сочетание целого пакета стимулирующих, ограничительных и запретительных мер как для автопроизводителей, так и для властей и потребителей, причем именно что гибкое, ведь что годится для Пекина и Шанхая – уже не годится для уездных столиц и тем более деревни. Пекин в последние десятилетия как раз и славился умелым маневрированием в экономике и балансированием интересов внутреннего и внешнего рынков. Теперь же в шоке от начала рецессии в экономике в целом и в автопроме в частности, Пекин начинает вести себя как слон в посудной лавке и легко может обрушить в 2020-х, то что было достигнуто в 2010-х в области электрификации автопарка страны, а это в свою очередь нанесет удар по электромобилизации в глобальном масштабе и усугубит планетарную проблему потепления климата.


Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Хюндай построит моторный завод под Санкт-Петербургом

Хюндай построит моторный завод под Санкт-Петербургом

Hyundai Motors углубит локализацию за счет выпуска мотора WIA в России

03.07.2020

Тесла сокращает размеры строящегося под Берлином завода

Тесла сокращает размеры строящегося под Берлином завода

Tesla вынуждена отказаться от производства аккумуляторов и прочих комплектующих на строящемся Gigafactory Berlin

02.07.2020

Китай определился с квотами по выпуску электромобилей

Китай определился с квотами по выпуску электромобилей

Пекин облегчает пострадавшим от пандемии автопроизводителям квоты по вредным выбросам

26.06.2020

Инфинити уходит из Европы в Россию

Инфинити уходит из Европы в Россию

Бренд Infiniti в рамках новой стратегии Альянса Renault-Nissan сосредоточится на рынке России

23.06.2020

Лифан на грани краха

Лифан на грани краха

Спасти один из самых известных китайских брендов может лишь поглощение более успешным конкурентом

22.06.2020

Перевод автомобилей на газ будет субсидироваться на 90%

Перевод автомобилей на газ будет субсидироваться на 90%

Государство будет компенсировать физлицам и малому бизнесу 3/5 стоимости перевода ТС на газовое топливо, а еще почти 1/3 компенсирует «Газпром ГМТ»

19.06.2020

Фольксваген и Форд расширили альянс по выпуску электромобилей на глобальной платформе MEB

Фольксваген и Форд расширили альянс по выпуску электромобилей на глобальной платформе MEB

Ford надеется выпускать по 600 тысяч электромобилей в год на платформе Volkswagen

11.06.2020

Возврат к списку