Китайское правительство, отменяя субсидии на электромобили, ведет к провалу весь авторынок Поднебесной

Китайское правительство, отменяя субсидии на электромобили, ведет к провалу весь авторынок Поднебесной

13 сентября 2019


Пекин не должен перекладывать все издержки по внедрению электромобильности на плечи автопроизводителей


автор

Александр Климнов, фото Bloomberg


 Китайский аналитик Ян Цзянь опубликовал в Automotive News China очередную алармистскую статью на тему печальных перспектив китайского автопрома под переменчивым руководством центрального правительства.
Итак, в связи с тем, что после недавних сокращений субсидий на покупку электрифицированных транспортных средств (PEV), включая электромобили (BEV) и подключаемые гибриды (PHEV), их продажи стремительно падают, миф о том, что китайское правительство может творить чудеса в автомобильной промышленности, разрушен.
Настало время для регуляторов (из Пекина – авт.) сверять политику с реальностью и внести некоторые изменения.
В 2014 году программа субсидирования PEV, которая ранее использовалась практически только небольшой группой городов для приобретения электробусов, была расширена также и на легковые автомобили и введена по всему Китаю.
Программа была нацелена на то, чтобы помочь отечественным автопроизводителям обойти мировых конкурентов, сократить вредные выбросы автотранспорта и заодно снизить зависимость Китая от импортируемой нефти.
Под влиянием щедрых государственных субсидий рынок PEV стремительно увеличивался. Так, в 2014 году Китай обогнал Соединенные Штаты, став крупнейшим в мире производителем и рынком электромобилей и гибридов.
Правительственные чиновники и официальные СМИ назвали этот рубеж «историческим достижением».
Однако, проведенное Министерством финансов в 2016 году расследование выявило разгул мошенничества со стороны местных автопроизводителей, участвующих в программе стимулирования. Эти компании требовали субсидий за некачественные машины и комплектующие.
Исследование не вызвало энтузиазма Пекина в отношении программы субсидий, хотя он с 2016 по 2018 год и возвращался неохотно к субсидиям, но ввел поэтапный отказ от их программы, определив крайним сроком конец 2020 года.
Еще до прошлого года продавцы BEV и PHEV имели право на субсидии в размере от 30–50% от стоимости машины.
С приближением крайнего срока в 2020 году у правительства не осталось иного выбора, кроме как сократить субсидии. С 26 марта по 25 июня нынешнего года правительство повысило технологический порог (запас хода и удельную емкость аккумуляторов – авт.) для электромобилей, имеющих право на льготы, а также сократило вдвое субсидии для PHEV.
Сокращение субсидий мгновенно спровоцировало взрывной обвал рынка. Спрос на электромобили и гибриды в Китае в августе снизился на 16% после падения на 4,7% в июле – и это на фоне продолжающегося падения рынка новых автомобилей.
Падение продаж обнажило тот факт, что фактически потребители испытывают весьма небольшой интерес к электромобилям и гибридам без достаточных государственных субсидий на их покупку.
Это также показывает, что каким бы сильным и платежеспособным ни было правительство – оно не может поддерживать даже локальный рынок вечно.
Столкнувшись с растущими бюджетными проблемами, Пекин все же намерен решительно свернуть программу стимулирования PEV в следующем году, что означает, что их рынок потеряет еще большие объемы продаж.
Тем не менее, Пекин подталкивает автопроизводителей производить больше таких транспортных средств. В рамках программы торговли «углеродными кредитами» (квотами на выброс CO2 – авт.), принятой в начале 2019 года, автопроизводители должны зарабатывать достаточно таких квот, выпуская достаточное количество электрифицированных автомобилей, что должно помочь достижению национальной цели, равной 10% от рынка новых автомобилей в этом году.
В 2020 году, порог увеличится, соответственно, до 12% годовых продаж.
Мнение эксперта: Это безумие. Обязательное увеличение количества произведенных электромобилей и подключаемых гибридов – сегмента, который уже борется за получение устойчивой прибыли, при отсутствии государственных субсидий может дать только одно – избыточные поставки в сочетании с большими финансовыми потерями.
P.S. Пекин переходит в отношении взлелеянной им электромобильности от метода пряника (отлично, кстати, сработавшего во второй половине 2010-х) к методу кнута. Вот только чисто административными методами (хотя бы и любыми квотами, вспомним, например, украинский рынок 1990-х), настоящий рынок не отстроить – нужно умелое сочетание целого пакета стимулирующих, ограничительных и запретительных мер как для автопроизводителей, так и для властей и потребителей, причем именно что гибкое, ведь что годится для Пекина и Шанхая – уже не годится для уездных столиц и тем более деревни. Пекин в последние десятилетия как раз и славился умелым маневрированием в экономике и балансированием интересов внутреннего и внешнего рынков. Теперь же в шоке от начала рецессии в экономике в целом и в автопроме в частности, Пекин начинает вести себя как слон в посудной лавке и легко может обрушить в 2020-х, то что было достигнуто в 2010-х в области электрификации автопарка страны, а это в свою очередь нанесет удар по электромобилизации в глобальном масштабе и усугубит планетарную проблему потепления климата.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

УАЗ начал внедрение экзоскелетов на конвейере

УАЗ начал внедрение экзоскелетов на конвейере

УАЗ облегчил жизнь рабочих экзоскелетами

19.09.2024

ВАЗ объяснил причины снижения уровня локализации автомобилей LADA в 2024 году

ВАЗ объяснил причины снижения уровня локализации автомобилей LADA в 2024 году

LADA снизила уровень локализации с 5471 до 5002 баллов всего за несколько месяцев

18.09.2024

Volkswagen рассматривает закрытие заводов и в Китае

Volkswagen рассматривает закрытие заводов и в Китае

Вслед за заводами в ФРГ VW может закрыть и некоторые заводы в КНР

18.09.2024

Концерн Volkswagen может закрыть два завода в Германии

Концерн Volkswagen может закрыть два завода в Германии

Volkswagen Group уведомил о сокращениях и закрытии заводов в Германии

03.09.2024

Калужский завод АМО может начать сборку китайских грузовиков Sinotrak и Howo

Калужский завод АМО может начать сборку китайских грузовиков Sinotrak и Howo

На бывшем калужском заводе «Вольво Восток» могут запустить сборку грузовиков китайских марок Sinotrak и Howo

30.08.2024

Правнук Уолтера Крайслера хочет выкупить бренды Chrysler, Dodge и Plimouth у концерна Stellantis

Правнук Уолтера Крайслера хочет выкупить бренды Chrysler, Dodge и Plimouth у концерна Stellantis

Правнук основателя компании Chrysler Уолтера Крайслера Фрэнк Родс мечтает создать независимую корпорацию The New Chrysler/Dodge

28.08.2024

СОЛЛЕРС запустил на ЗМЗ производство картеров МКП

СОЛЛЕРС запустил на ЗМЗ производство картеров МКП

Для СОЛЛЕРС на ЗМЗ будут выпускать от 8000 до 50 000 тысяч картеров для механических коробок передач

20.08.2024

Возврат к списку