Мерседес окончательно развелся с ГАЗом

Мерседес окончательно развелся с ГАЗом

5 октября 2020


Концерн Daimler прекратил контрактную сборку Mercedes-Benz Sprinter Classic на АЗ ГАЗ


автор

Александр Климнов, фото автора, Р.Яблонского и Ъ


Целых два года потребовалось бренду Mercedes-Benz (концерн Daimler AG), чтобы после приостановки производства легких коммерческих автомобилей (LCV) на мощностях Группы ГАЗ (принадлежащей Олегу Дерипаске), чтобы объявить об окончательном завершении проекта. Российское подразделение «Мерседес-Бенц АГ» немецкой компании заявило, что выпускавшееся в Нижнем Новгороде семейство Mercedes-Benz Sprinter Classic (W909) больше уже не отвечает требованиям клиентов при том, что именно данная модель LCV, благодаря приемлемой цене, помогла немецкому бренду поднять объем продаж в России. Хотя параметры контракта и объявлены коммерческой тайной, но эксперты считают, что, скорее всего, Mercedes-Benz вряд ли окупил вложенные инвестиции в объеме 100 млн евро.
SAM_5440.jpg
Фактически выпуск модели Mercedes-Benz Sprinter Classic (T1N или W909) на мощностях АЗ ГАЗ в Нижнем Новгороде, завершился еще в июле 2018 года, хотя сам Daimler признал приостановку производства только в январе 2020 года, официально ссылаясь на сложности с поставками комплектующих (якобы из-за санкционных ограничений). Тогда концерн подчеркивал, что возобновление производства вскоре вновь состоится. Ну, а Группа ГАЗ заявила, что на время простоя сотрудники были отправлены в оплачиваемый отпуск. На конвейере СП работали сотрудники ГАЗа, а в офисе – «Даймлера». В «Мерседес-Бенц АГ» заявили, что кандидатуры сотрудников проекта Sprinter Classic рассматриваются под открытые вакансии внутри компании. В свою очередь ГАЗ отмечает, что ему пришлось сократить часть рабочих мест: «В отдельных случаях мы нашли возможность перевести людей на другие производственные проекты ГАЗа».
SAM_5441.jpg
При этом владельцам уже эксплуатирующихся «Классических Спринтеров» беспокоиться не нужно – компания «Мерседес-Бенц АГ» продолжит предоставлять им полный объем послепродажного обслуживания.
SAM_5479.jpg
На сегодня модельная линейка подразделения Mercedes-Benz Vans (отвечающего за реализацию в России машин LCV – авт.) включает самое свежее поколение Sprinter VS30 (W907 с задним приводом и W910 с передним), минивэн V-Класс и Vito (серия Br447). В 2018 году в РФ компания реализовала 6,3 тыс. LCV, из которых на Sprinter Classic приходилось ~5,1 тыс. В 2019 году из стоков реализовано последние 203 «Классика», при этом общие продажи LCV марки «Мерседес» упали на 75%, до 1,6 тыс.
DSC00288.gif
Напомним, что проектные мощности производства Daimler на АЗ ГАЗ составляли 25 тыс. в год. Инвестиции составляли более 190 млн евро, из которых более 100 млн евро были вложены немецким концерном.
Под данный проект на ГАЗе были модернизированы 100 000 м2 производственных и логистических объектов, построены новые цеха окраски и штамповки, которые, впрочем, сегодня используются для выпуска автомобилей марки ГАЗ, и внедрили систему качества, аналогичную применяемой на заводах Daimler. Локализация сборки на ГАЗе (сварка и окраска кузова ЦМФ, подсборка шасси и окончательная сборка на конвейере) и Ярославском моторном заводе (производство дизеля ОМ 646) «помогла компании Mercedes-Benz Vans обеспечить рекордные продажи марки на российском рынке», отмечают там.
  
Так как локализация модели Sprinter Classic превышала 50%, то ее поставляли в страны Таможенного союза, например, в Белоруссию и Армению, а ряд компонентов для двигателя поступает на центральный склад концерна в Германии, откуда они отправляются клиентам по всему миру.

При этом одни представители расстающихся компаний считают, что срок контракта между ними и так подходил к концу, а другие отмечают, что такой договор, в принципе, традиционно ежегодно продлевался. Параметры расторжения представители игроков не комментируют.

По мнению экспертов Группа ГАЗ могла бы претендовать на возмещение упущенной выгоды, а также расходов на консервацию, охрану площадки, амортизацию и содержание склада. С другой стороны в таких договорах обычно оговаривается прекращение производства из-за существенного изменения внешних условий, что подразумевает отсутствие санкций. Однако Группа ГАЗ как раз включена в SDN-список OFAC США и в отношении нее пока что действует очередная отсрочка по введению санкций, так что вполне возможно, что Daimler воспользовался именно данным поводом для расторжения сборочного контракта.

В агентстве «Автостат» отмечают, что успех модели Sprinter Classic (T1N) на российском рынке был обусловлен конкурентоспособной ценой при знаменитой надежности автомобилей бренда Mercedes-Benz. При этом даже с учетом морального старения модели клиентура сегмента LCV ориентируется прежде всего на соотнишение цены и практичности. Кроме того, стоимость доработок едва ли сопоставима с уже произведенными инвестициями, а судя по тому, что решение о прекращении производства откладывалось, они так и не окупились. Возможно, что Daimler и ожидал снятия санкций, но разразившаяся пандемия заставила принять радикальное решение о прекращении контракта.

P.S. Думается, что неуспех Mercedes-Benz Sprinter Classic произошел по ряду причин как маркетингового, так и форс-мажорного (санкционного) характера. В начале производственного цикла в 2014–2018 гг. серия Sprinter Classic пользовалась неплохим спросом, в том числе благодаря флит-продажам Минздраву и компаниям-пассажироперевозчикам для использования в качестве скорой помощи и маршруток, тогда как простые развозные фургоны большим спросом не пользовались. Огромное значение сыграл и фактор конкуренции: СП «Форд СОЛЛЕРС» освоило практически параллельно с Daimler выпуск в Елабуге серии Transit актуального VIII поколения, что при достижении достаточно высокого уровня локализации и использовании достаточно дешевых турецких комплектующих и позволило ему вытеснить конкурента с российского рынка.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Великобритания намеревается учинить дизельгейт 2.0

Великобритания намеревается учинить дизельгейт 2.0

Расследование британского Министерства транспорта грозит отзывом от 47 до более чем 200 моделей

13.11.2024

ВАЗу не обойтись без господдержки из-за долгов

ВАЗу не обойтись без господдержки из-за долгов

Долги АВТОВАЗа превышают 100 млрд рублей и при нынешней ключевой ставке Банка РФ ему не обойтись без поддержки госбюджета

12.11.2024

В России построят высокоавтоматизированный автозавод

В России построят высокоавтоматизированный автозавод

Китай поможет построить «Ростеху» в Подмосковье или в Сибири высокоавтоматизированный автомобильный завод

11.11.2024

«Рольф» запустит производство автомобилей под собственным брендом в 2026-м или 2027-м годах

«Рольф» запустит производство автомобилей под собственным брендом в 2026-м или 2027-м годах

ГК «Рольф» выбрал площадку для будущего автозавода в индустриальном парке «Пущино» города Серпухов

11.11.2024

Nissan признался в кризисе

Nissan признался в кризисе

Nissan объявил о закрытии 1/5 производственных мощностей и сокращении 9000 сотрудников

08.11.2024

Автопроизводители готовятся к обещанным Трампом масштабным переменам

Автопроизводители готовятся к обещанным Трампом масштабным переменам

Решения переизбранного президента Дональда Трампа могут перекроить мировой автомобильный рынок

07.11.2024

Илон Маск поднимает зарплаты сотрудников Gigafactory Berlin

Илон Маск поднимает зарплаты сотрудников Gigafactory Berlin

На фоне проблем у Volkswagen Илон Маск, напротив, поднял жалование сотрудникам немецкого филиала Gigafactory Berlin

06.11.2024

Возврат к списку