Мерседес окончательно развелся с ГАЗом

Мерседес окончательно развелся с ГАЗом

5 октября 2020


Концерн Daimler прекратил контрактную сборку Mercedes-Benz Sprinter Classic на АЗ ГАЗ


автор

Александр Климнов, фото автора, Р.Яблонского и Ъ


Целых два года потребовалось бренду Mercedes-Benz (концерн Daimler AG), чтобы после приостановки производства легких коммерческих автомобилей (LCV) на мощностях Группы ГАЗ (принадлежащей Олегу Дерипаске), чтобы объявить об окончательном завершении проекта. Российское подразделение «Мерседес-Бенц АГ» немецкой компании заявило, что выпускавшееся в Нижнем Новгороде семейство Mercedes-Benz Sprinter Classic (W909) больше уже не отвечает требованиям клиентов при том, что именно данная модель LCV, благодаря приемлемой цене, помогла немецкому бренду поднять объем продаж в России. Хотя параметры контракта и объявлены коммерческой тайной, но эксперты считают, что, скорее всего, Mercedes-Benz вряд ли окупил вложенные инвестиции в объеме 100 млн евро.
SAM_5440.jpg
Фактически выпуск модели Mercedes-Benz Sprinter Classic (T1N или W909) на мощностях АЗ ГАЗ в Нижнем Новгороде, завершился еще в июле 2018 года, хотя сам Daimler признал приостановку производства только в январе 2020 года, официально ссылаясь на сложности с поставками комплектующих (якобы из-за санкционных ограничений). Тогда концерн подчеркивал, что возобновление производства вскоре вновь состоится. Ну, а Группа ГАЗ заявила, что на время простоя сотрудники были отправлены в оплачиваемый отпуск. На конвейере СП работали сотрудники ГАЗа, а в офисе – «Даймлера». В «Мерседес-Бенц АГ» заявили, что кандидатуры сотрудников проекта Sprinter Classic рассматриваются под открытые вакансии внутри компании. В свою очередь ГАЗ отмечает, что ему пришлось сократить часть рабочих мест: «В отдельных случаях мы нашли возможность перевести людей на другие производственные проекты ГАЗа».
SAM_5441.jpg
При этом владельцам уже эксплуатирующихся «Классических Спринтеров» беспокоиться не нужно – компания «Мерседес-Бенц АГ» продолжит предоставлять им полный объем послепродажного обслуживания.
SAM_5479.jpg
На сегодня модельная линейка подразделения Mercedes-Benz Vans (отвечающего за реализацию в России машин LCV – авт.) включает самое свежее поколение Sprinter VS30 (W907 с задним приводом и W910 с передним), минивэн V-Класс и Vito (серия Br447). В 2018 году в РФ компания реализовала 6,3 тыс. LCV, из которых на Sprinter Classic приходилось ~5,1 тыс. В 2019 году из стоков реализовано последние 203 «Классика», при этом общие продажи LCV марки «Мерседес» упали на 75%, до 1,6 тыс.
DSC00288.gif
Напомним, что проектные мощности производства Daimler на АЗ ГАЗ составляли 25 тыс. в год. Инвестиции составляли более 190 млн евро, из которых более 100 млн евро были вложены немецким концерном.
Под данный проект на ГАЗе были модернизированы 100 000 м2 производственных и логистических объектов, построены новые цеха окраски и штамповки, которые, впрочем, сегодня используются для выпуска автомобилей марки ГАЗ, и внедрили систему качества, аналогичную применяемой на заводах Daimler. Локализация сборки на ГАЗе (сварка и окраска кузова ЦМФ, подсборка шасси и окончательная сборка на конвейере) и Ярославском моторном заводе (производство дизеля ОМ 646) «помогла компании Mercedes-Benz Vans обеспечить рекордные продажи марки на российском рынке», отмечают там.
  
Так как локализация модели Sprinter Classic превышала 50%, то ее поставляли в страны Таможенного союза, например, в Белоруссию и Армению, а ряд компонентов для двигателя поступает на центральный склад концерна в Германии, откуда они отправляются клиентам по всему миру.

При этом одни представители расстающихся компаний считают, что срок контракта между ними и так подходил к концу, а другие отмечают, что такой договор, в принципе, традиционно ежегодно продлевался. Параметры расторжения представители игроков не комментируют.

По мнению экспертов Группа ГАЗ могла бы претендовать на возмещение упущенной выгоды, а также расходов на консервацию, охрану площадки, амортизацию и содержание склада. С другой стороны в таких договорах обычно оговаривается прекращение производства из-за существенного изменения внешних условий, что подразумевает отсутствие санкций. Однако Группа ГАЗ как раз включена в SDN-список OFAC США и в отношении нее пока что действует очередная отсрочка по введению санкций, так что вполне возможно, что Daimler воспользовался именно данным поводом для расторжения сборочного контракта.

В агентстве «Автостат» отмечают, что успех модели Sprinter Classic (T1N) на российском рынке был обусловлен конкурентоспособной ценой при знаменитой надежности автомобилей бренда Mercedes-Benz. При этом даже с учетом морального старения модели клиентура сегмента LCV ориентируется прежде всего на соотнишение цены и практичности. Кроме того, стоимость доработок едва ли сопоставима с уже произведенными инвестициями, а судя по тому, что решение о прекращении производства откладывалось, они так и не окупились. Возможно, что Daimler и ожидал снятия санкций, но разразившаяся пандемия заставила принять радикальное решение о прекращении контракта.

P.S. Думается, что неуспех Mercedes-Benz Sprinter Classic произошел по ряду причин как маркетингового, так и форс-мажорного (санкционного) характера. В начале производственного цикла в 2014–2018 гг. серия Sprinter Classic пользовалась неплохим спросом, в том числе благодаря флит-продажам Минздраву и компаниям-пассажироперевозчикам для использования в качестве скорой помощи и маршруток, тогда как простые развозные фургоны большим спросом не пользовались. Огромное значение сыграл и фактор конкуренции: СП «Форд СОЛЛЕРС» освоило практически параллельно с Daimler выпуск в Елабуге серии Transit актуального VIII поколения, что при достижении достаточно высокого уровня локализации и использовании достаточно дешевых турецких комплектующих и позволило ему вытеснить конкурента с российского рынка.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В Калуге началась сборка кроссоверов Citroen C5 Aircross

В Калуге началась сборка кроссоверов Citroen C5 Aircross

На калужском предприятии «ПСМА Рус» перезапущенное производство началось с кроссоверов Citroën C5 Aircross

27.03.2024

В США взвинчивают эконормы

В США взвинчивают эконормы

К 2032 году американские легковые автомобили должны стать вдвое экологичнее

26.03.2024

Nissan обнародовал программу «The Arc» – 30 новых моделей за 3 года!

Nissan обнародовал программу «The Arc» – 30 новых моделей за 3 года!

К 2027 году Nissan намеревается выпустить 14 новых моделей автомобилей с ДВС и 16 моделей с электроприводом

26.03.2024

Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

На 101-м году жизни умер конструктор знаменитых грузовиков «Урал» – Анатолий Иванович Титков

23.03.2024

Андройды уже приходят на немецкие автозаводы

Андройды уже приходят на немецкие автозаводы

BMW и Mercedes-Benz внедряют на своих производствах человекообразных роботов

21.03.2024

УАЗ Патриот и УАЗ СГР получили более качественные панели кузовов

УАЗ Патриот и УАЗ СГР получили более качественные панели кузовов

«УАЗ-Техинструмент» модернизирует штамповую оснастку для выпуска кузовов Патриотов и  «буханок»

19.03.2024

Китайских производителей электромобилей принуждают использовать чипы из Поднебесной

Китайских производителей электромобилей принуждают использовать чипы из Поднебесной

Китайские власти негласно обязали производителей электромобилей перейти на местные чипы

18.03.2024

Возврат к списку