BMW, Ford, Honda и Volkswagen освобождены от подозрений в сговоре со штатом Калифорния по новым ограничениям по вредным выбросам и расходу топлива
Александр Климнов, фото bloomberg.ru
Министерство юстиции США отказалось от антимонопольного расследования против четырех автопроизводителей, которые встали на сторону штата Калифорнии (самый большой региональный авторынок в США, который фактически диктует экологические нормы для всех прочих штатов – авт.) в его принципиальном споре с президентом Дональдом Трампом по поводу перспективных нормативов расхода топлива и требований к выбросам.
Расследование было направлено против компаний Ford Motor Co., Honda Motor Co., BMW Group и Volkswagen Group в связи с их картельным соглашением, заключенным в прошлом году с регулирующими органами штата Калифорния (Калифорнийским советом по воздушным ресурсам или CARB), о добровольном достижении целевых показателей штата по экономии топлива и выбросам выхлопных газов. Данное соглашение было расценено Белым домом как прямой подрыв плана президента Трампа, направленного как раз на смягчение национальных требований по вредным выбросам, за что администрация президента в то время осуждалась широкими кругами американской «зеленой» общественности за такой «пиар-ход». Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом приветствовал нынешнее решение федеральной юстиции о прекращении «антикартельного» соглашения, назвав его «большой потерей для президента и его воинствующих федеральных агентств».
В своем заявлении губернатор Ньюсом сказал: «Эти сфабрикованные обвинения всегда были фиктивными – это вопиющая попытка администрации Трампа помешать большему количеству автопроизводителей присоединиться к Калифорнийской инициативе и согласиться на более строгие стандарты выбросов». Отказ от расследования был подтвержден ресурсу autonews.com двумя инсайдерами, осведомленными в данном вопросе. Компании Ford и BMW также заявили, что министерство юстиции закрыло расследование. Департамент и Калифорнийский совет по воздушным ресурсам отказались от комментариев. Представители Honda и VW также не пока отказались от комментариев. В свою очередь газета «Нью-Йорк Таймс» еще ранее сообщала об отказе в расследовании.
История вопроса: в августе прошлого года Министерство юстиции выразило обеспокоенность тем, что данная сделка может быть нарушением антимонопольного законодательства, и в конце года направило автопроизводителям т.н. «требования о гражданском расследовании». Департамент транспорта и EPA также предупредили регулирующие органы Калифорнии в сентябре прошлого года, что пакт оказался «несовместимым с федеральным законом», и обязательства по нему «могут привести к юридическим последствиям». Официальные представители Калифорнии утверждали, что обсуждения с производителями автомобилей относительно требований к выбросам проводились индивидуально с каждым, а не со всей группой компаний (т.е. состава преступления в виде картельного сговора нет – авт.). Администрация Трампа предприняла многочисленные действия против Калифорнии с момента подписания пакта, когда федеральные регулирующие органы прерывали работу штата по очистке воздуха от загрязнения и продолжают подрывать его, допуская что бы «груды человеческих экскрементов» и прочих загрязнений отравляли близлежащие водные пути.
Администрация Трампа готовится к окончательному утверждению этой весной закона, дезавуирующего нормативы выбросов и требования экономии топлива, введенные администрацией предыдущего президента Обамы. Кроме того, он уже продвинулся вперед с наиболее противоречивым аспектом своего масштабного плана по изменению правил экономичности и выбросов для автомобилей, вообще, лишив штат Калифорния (конкретно структуру CARB) собственных полномочий по установлению стандартов штата на выбросы парниковых газов из выхлопных труб транспортных средств (т.н. CARB (GMERP), которые исторически (с начала 1970-х – авт.) были значительно жестче, чем федеральные требования. Федеральные агентства ввели этот запрет осенью прошлого года, так что сейчас продолжается судебный процесс по данному вопросу.
P.S. Ну вот, нашла коса на камень! Калифорния известна как самый экономически развитый штат США с 3-триллионным бюджетом (это, кстати, поставило бы ее на 5-е место в мире по ВВП, если она была независимой страной), а значит и автомобилизированный, что для Америки практически одно и тоже, известна так же самым строгим в мире экологическим законодательством (Закон Калифорнии о качестве окружающей среды (CEQA), принятым пол века назад. Этот штат не понаслышке знает, что такое экология, так как именно города южной Калифорнии (особенно Лос-Анжелес) в наибольшей степени пострадали от легендарных смогов в 1950-1980 гг. Кстати их пик (смогов) начался после знаменитого «трамвайного скандала», когда концерн GM в сговоре с транспортными компаниями скупили и уничтожили все трамваи и электрифицированные железные дороги в штате (заменив их дизельными автобусами), и тем самым усугубили экологические проблемы до предела. Победить смог удалось именно и только путем ограничения вредных выбросов от автомобилей. Так, что Калифорния уже полсотни лет крайне ревниво держится именно за свои экологические ограничения, более того, считая, что они «именно тот хвост, который указывает куда скакать кобыле», а их штат указывает не только «Большой тройке» и иже с ними (автокомпании просто вынуждены приводить остальную продукцию в соответствие с калифорнийскими нормами), но и автопрому всего мира (прежде всего японским автокомпаниям) куда следует двигаться. Неудивительно, что рынок электромобилей и гибридов в Калифорнии самый большой на территории США (свыше 46% суммарных продаж и свыше 43,5% в 2018-м).
P.P.S. В этой связи интересен состав «экобанды четырех»: если, та же Honda еще с 1972 года акцентирует в рекламе своих моделей в Америке их экологическую продвинутость, а VW после того как до самой макушки вымазался в «дизельгейте», стремится восстановить свое реноме, участвуя во всевозможных «зеленых» акциях, то вот участие BMW с его мощными и скоростными моделями уже странно. Но это цветочки по сравнению с «примкнувшим к ним» Ford Motor, ведь данный концерн уже свыше 40 лет держит пальму первенства на американском рынке полноразмерных пикапов с многолитровыми многоцилиндровыми двигателями – пожирателями бензина (ради которых, собственно, администрация Трампа и старается), что в какой-то степени выглядит даже «штрейкбрехерски» по отношению к прочим компаниям «Большой тройки», т.е. GM и FCA. Трамповское «федеральное послабление» по расходу топлива и выбросам выгодно прежде всего ему (прочие участники «экобанды» ориентируются преимущественно на легковые модели, ну и кроссоверы-паркетники, которые не слишком-то от легковых моделей ушли конструктивно). Кстати, многие калифорнийцы, эксплуатирующие дизельные автомобили, тоже не в восторге от плана сокращения выбросов CARB (GMERP), который подвергся критике со стороны Калифорнийской коалиции владельцев грузовых автомобилей, а также фермеров, строительных подрядчиков, компаний-лидеров в торговом и логистическом бизнесе. По оценкам коалиции, «применение новых правил выбросов в отношении примерно 2,3 млн дизельных грузовиков, которые перевозят товары по всей Калифорнии, может стоить не менее $8 млрд». Так, что странно это все, особенно, в плане того, что конкуренты (те же GM и FCA, а также примкнувшая к ним Toyota) точно не потерпят ограничений на продажу своих машин в Калифорнии. Так, что калифорнийцам почивать на лаврах в ближайшее время точно не придется…