«Москвич» и АВТОВАЗ начали борьбу за государственную поддержку
27 февраля 2023
МАЗ «Москвич» попросит полной компенсации утильсбора, но АВТОВАЗ выступает против
Александр Климнов, фото производителей
Московский автозавод «Москвич» (бывший «Рено Россия»), в настоящее время приступивший к крупноузловой (DKD) сборке китайских автомобилей и электромобилей под возрожденным советско-российским брендом, попросил о полной компенсации утилизационного сбора, которая положена автомобилям российской сборки. Об этом в Совете Федерации рассказала директор по взаимодействию с госорганами и корпоративным связям предприятия Татьяна Редько.
По ее словам, вопрос важен для компании в том числе для покрытия ресурсов. Взамен руководство завода обязуется вкладывать сэкономленные таким образом средства в производство нового модельного ряда.
Однако, не все так просто, например, в заочный спор с г-жой Редько вступил президент АВТОВАЗа Максим Соколов. В своем выступлении перед сенаторами он подчеркнул, что такое решение увеличивает риск экспансии китайских автопроизводителей, доля которых может достигнуть 40% (собственно она уже его достигла – авт.).
Вместо этого, считает топ-менеджер главного отечественного производителя легковушек, государство должно помочь спросу на автомобили LADA. Ранее он отмечал, что в борьбе за государственную поддержку все другие российские предприятия только анонсируют локализацию, а в реальности продолжают отверточную сборку.
Утилизационный сбор обязаны платить производители всех автомобилей, представленных на российском рынке, однако отечественным компаниям государство обязуется компенсировать расходы за счет промышленных субсидий. С прошлого года объем компенсации полностью зависит от локализации, а с 2023-го требования к ней ужесточились.
АВТОВАЗ – единственный из производителей легковых автомобилей в России, получающий максимальную компенсацию. Помимо него, лишь завод китайского Haval в Туле сумел отойти от низко локализованной сборки, но для получения 100% компенсации баллов не хватает и ему. Все остальные игроки на рынке пока только строят планы по локализации.
Как отмечал источник «Ъ», дополнительно руководство крупнейшего российского автозавода переживает по поводу параллельного импорта. Ввозимые машины сравнимы по цене с LADA, но лучше оснащены, тогда как в линейке отечественной марки по-прежнему нет автоматической коробки передач, ABS, систем помощи водителю, а иностранные производители предлагают все эти опции в пакете.
В свою очередь Минпромторг пока не встал ни на одну из позиций, однако, перенес сроки уплаты утильсбора за первые три квартала для увеличения оборотных средств производителей.
P.S. Стремление «Москвича» как можно быстрее получить господдержку понятно, как и понятны о опасения АВТОВАЗа даже за свою долю в бюджетном сегменте. Причем и в том, и в другом случаях вопросы бизнеса выходят на уровень политики. Учитывая, что до конца нынешнего года, как говорит китайский эксперт Ван Бинь, на российском рынке может оказаться до сотни (!) китайских марок и моделей, опасения АВТОВАЗа, кажутся более резонными. Впрочем, покупателям, ограниченным в выборе и вынужденным покупать машины без ставших уже неотъемлемыми для современных машин систем безопасности, так отнюдь не кажется.