Причины первенства Китая по электромобилям

Причины первенства Китая по электромобилям

15 ноября 2024


Почему китайский автопром столь успешно теснит европейских и американских конкурентов?


автор

Александр Климнов, фото автора, Reuters, VCG



Китайские автопроизводители оставляют на обочине европейский автопром в набирающем скорость переходе на электрическую мобильность.

Что это означает для российского рынка, попыталось разобраться издание «Деньги».

Европейские автомобильные бренды экономисты начинают сравнивать с финским производителем мобильных телефонов Nokia, который проспал революцию смартфонов и в одночасье из гиганта мировой телеком-индустрии превратился в компанию-карлика.

В последние месяцы и европейский автопром в целом трещит по швам.

Так, принято окончательное решение и по закрытию завода Audi в Бельгии. Mercedes-Benz 25 октября представил отчетность за III квартал, где указано, что прибыль упала на 54% (до €1,7 млрд). Volkswagen планирует закрыть три из десяти своих заводов в Германии, отправив на улицу 30 тыс. из 120 тыс. сотрудников. На днях компания Porsche (контрольный пакет акций которой принадлежит Volkswagen) сообщила о падении квартальной прибыли на 41%. Акции Volkswagen за последние полгода упали более чем на 30%, на 52% – группы Stellantis (владеет 14 брендами: Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Citroen, Dodge, DS, Fiat, Jeep, Lancia, Maserati, Opel, Peugeot, Ram Trucks и Vauxhall), BMW – на 32%, Mercedes-Benz – на 24%.

Причин стремительного ухудшения положения европейского автопрома много: это и стагнация экономики Старого Света, и падение потребительской активности из-за роста цен, и удорожание энергоресурсов в связи с отказом их поставок из России.

Но еще одним ключевым фактором торможения европейской автоиндустрии стали ее растущие неприятности на рынке Китая, на который сейчас приходится ни много ни мало, а около трети продаж всех автомобилей в мире.

Недавно о внушительном снижении продаж немецких автомобилей в КНР сообщил Bloomberg. По его данным, совокупная доля крупнейших автомобильных брендов из Германии (BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen и Porsche) за последние пять лет упала с 25% до 14%. Еще более драматично смотрятся последние данные этого года: продажи BMW в III квартале 2024 года рухнули сразу на 30% по сравнению со II кварталом 2024 года. Бренд Porsche, в свою очередь, потерял 19% продаж, Volkswagen – 15%, а Mercedes-Benz показал отрицательную динамику в 13%.

Электрический обгон
1.jpg
Драматичное сокращение продаж европейских, а также других ведущих мировых автопроизводителей в Китае связано с электрической революцией, которая стремительно набирает силу на автомобильном рынке Поднебесной.

Все больше китайских пользователей предпочитают ездить на электромобилях. Так, согласно официальным данным, только в первом полугодии текущего года в КНР был зарегистрирован рекорд в 4,39 млн регистраций новых электромобилей, что на 39% больше, чем за тот же период прошлого года.

Примерно такая же динамика – рост на 41%, была отмечена и в 2023-м по сравнению с предыдущим 2022 годом. Если принять во внимание, что в первом полугодии в КНР в общей сложности новых владельцев нашли 14 млн легковушек, то выходит, что в текущем году почти каждый третий новый автомобиль (31%) в Поднебесной передвигается при помощи электродвигателей.
Tab1.jpg
Стремительно растет и доля электромобилей в общем автопарке Китая. Согласно статистике, сейчас в КНР всего зарегистрировано 345 млн легковых машин. Из них 24,7 млн, или 7,1% относятся к NEV (BEV+HPEV).

Китай сейчас занимает большую часть мирового рынка продаж электромобилей. Как сообщает Car news China, на мировом рынке BEV доля Китая составляет 62%, а гибридов – 77%.

К разочарованию иностранных производителей, в набирающей скорость электрическом переходе Китая местные компании все прочнее занимают лидирующие позиции.

По данным CarNewsChina.com, в десятке марок, лидирующих по продажам электромобилей в Китае, присутствует только один иностранный бренд – это американская Tesla. По итогам октября она занимает третье место с 34 тыс. машин.

Лидирует же марка BYD, которая сейчас продает в десять раз больше – 359 тыс. электромобилей по итогам октября. На втором месте Li Auto с показателем в 45,5 тыс. Среди остальных самых успешных брендов BEV в Китае – только местные марки: Aito, Leapmotor, GAC Aion, Xiaomi, Xpeng, а также Zeekr, Deppal, Nio.

Лучше и дешевле
Три десятилетия назад европейские и прочие иностранные автомобильные концерны почти с нуля создали в Китае автопром.

Теперь ученики превосходят своих учителей в создании современных высокотехнологичных электромобилей. Наблюдатели вынуждены признавать, что машины на электрическом ходу у китайцев получаются не просто не хуже, но в чем-то даже лучше зарубежных образцов. И при этом дешевле.

Например, на китайском рынке продолжает греметь представленный весной этого года на Пекинском автосалоне спорткар Xiaomi SU7 (компания выпустила 100 тыс. этих машин всего за 230 дней! – мировой рекорд для новичка). Это броский полноприводный спортивный электроседан, оснащенный в максимальной комплектации электромоторами суммарной мощностью в районе 495 кВт (673 л.с.) с ураганной динамикой – разгоном до 100 км/ч за 2,78 секунды и с запасом хода в 668 км. Он предлагается в Китае за сумму, равную $30–40 тыс., в зависимости от комплектации. Это примерно вдвое дешевле, чем электрический Porsche Taycan, который можно встретить в модных шоу-румах Поднебесной.

Почему китайские электрокары дешевле европейских?
Что до более массовых электромобилей, то в Китае в бюджетном сегменте сейчас можно подобрать себе компактный электромобильчик по цене всего в $3–4 тыс. Это, например, симпатичный мини-кар Bestune Pony, который имеет мощность в скромные 20 кВт (27 л.с.) и дальность хода в 170 км. Такая электрическая машинка предлагается в рознице за 25 тыс. юаней ($3,5 тыс., или 340 тыс. руб.).

Более вместительный электромобиль BYD Seagull (эквивалент мощности в 54,4 кВт (74 л.с.), максимальный крутящий момент – 135 Н·м) продают тут от $10,5 тыс.

Для сравнения, широко распиаренный немецкий электрокроссовер Volkswagen ID.4 стоит на китайском рынке в пересчете на американскую валюту более $20 тыс.

Успех китайских электромобилей на внутреннем рынке связан с тем, что, успешно освоив технологии их производства, китайские компании сумели взять под контроль выпуск основных компонентов для них.

Прежде всего – это батареи, которые сейчас составляют около трети цены современного автомобиля. На долю Китая в настоящее время, по разным оценкам, приходится 70% выпуска тяговых батарей для всех электромобилей в мире.

«Весомый фактор относительно более низкой стоимости китайских электрокаров связан с контролем производства аккумуляторов: кобальт для них добывается в Конго китайскими компаниями (не без использования рабского труда детей – авт.), а литиевые шахты есть непосредственно на территории КНР (например, в Яцзяне, провинция Сычуань).
В случае с BYD особую роль играет вертикальная интеграция, что уже обеспечивает производство 75–80% компонентов автомобиля внутри самой компании, включая также собственные аккумуляторы»,– отмечает Роман Файншмидт, востоковед, преподаватель Московской высшей школы социально-экономических наук.

«Более половины мирового рынка тяговых батарей, используемых для электромобилей, производится тремя китайскими компаниями»,– утверждает Борис Богоутдинов, управляющий партнер консалтинговой компании «2Б Диалог». По его словам, в свое время грамотно выстроенная политика Китая «технологии в обмен на возможность работы в Китае» позволила быстро перебрать на свою сторону мировой опыт.

Таким образом, новые разработки по емкости и долговечности батарей сейчас первично формируются на рынке КНР.

Эксперт говорит, что буквально в середине прошлого года китайская CATL выпустила в производство литий-железо-фосфатную батарею ShenXing, которая заряжается за десять минут, при этом запас хода электромобиля увеличится на 400 км.
У китайских автомобилей на электрическом ходу нет того, что на языке западных маркетологов называется словом Heritage (наследие). Но в отношении электрокаров, может быть, это и не обязательно.

Руководитель коммуникационного агентства «Лонгмедиа» Кирилл Щеглов уверен: «Сам образ электромобиля скорее устремлен в будущее, чем делает реверансы в прошлое. Получается, что сила бренда и наследие в отношении таких современных транспортных средств не играет определяющую роль, как у традиционных автомобилей. Это и позволяет китайскому потребителю голосовать юанем за свой автопром, оставляя не у дел иностранную продукцию».

Экспортное напряжение
Наряду с доминированием на внутреннем рынке китайские производители электромобилей уже проявляют амбиции по развитию продаж в других странах.

Пока в мире переход на электрическую мобильность не везде идет гладко, однако, в целом развивается по нарастающей.

По данным МЭА, по итогам прошлого года почти каждая пятая новая легковушка в мире была на электрическом ходу и в 2024 году эта доля постепенно растет.

«На внешних рынках, таких как Латинская Америка, Азия и Ближний Восток, китайские электрокары уже активно расширяют свое присутствие»,– комментирует Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

По его словам, например, в Бразилии, Великобритании, Таиланде, Мексике и других странах растет спрос на китайские модели и экспортные поставки в эти регионы продолжают увеличиваться.

Так, по данным Главного таможенного управления КНР, за первые восемь месяцев 2024 года экспорт китайских электромобилей увеличился на 25% в годовом выражении, достигнув 1 млн 397 тыс., причем, с наибольшим объемом поставок в Бельгию.

Старый Свет как может защищает свои рынки, так с 4 октября этого года члены ЕС большинством голосов поддержали инициативу Еврокомиссии ввести на 5 лет повышенные пошлины на ввозимые из Китая электромобили. Пошлины варьируются от 8% до 35% и будут добавляться к стандартной 10-процентной импортной пошлине на все импортные автомобили.

В результате общий тариф, который будут платить некоторые производители, превысит 45%. Однако китайцы готовят пути объезда, налаживая свое производство внутри ЕС. Например, концерн Chery ранее заявлял, что начнет производство машин в Испании, а BYD анонсировал появление завода в Венгрии.


«Да, основные рынки Европы и США принимают меры для защиты местных производителей, устанавливая высокие заградительные пошлины на китайские электромобили и их комплектующие, чтобы ограничить их прямой экспорт из Китая,– продолжает Владимир Чернов.– Однако Китай может обойти эти ограничения, организовав производство в третьих странах, что позволит ему оставаться конкурентоспособным на этих рынках, пока новые пошлины не охватят весь цепной экспорт».

Что важно знать при покупке китайского электромобиля

Российская электропроводимость
SAM_5447.jpg
Что же до российского рынка – китайские электромобили к нам не спешат, прежде всего, из-за относительно медленного развития данного сегмента: электромобили у нас пока составляют всего 1,2% (по данным за 10 месяцев только 0,8% – авт.)  от продажи всех новых машин. К тому же владельцы электромобилей в РФ все еще жалуются на нехватку зарядной инфраструктуры и сервиса.
 
По данным «Автостата», за девять месяцев 2024 года в РФ было продано 13,9 тыс. новых электромобилей, что, впрочем, на 60% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

«В России в 2024 году наиболее востребованы такие китайские электромобили как Zeekr, BYD и Avatr»,– полагает Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли.

Он утверждает, что эти бренды имеют в своих портфелях вполне доступные россиянам модели. Например, по его словам, BYD Seagull можно приобрести от 2,2 млн руб., Zeekr X – за 3,7 млн руб.

«Для россиян цена электромобилей – один из решающих критериев при выборе личного транспорта,– размышляет эксперт.– И если цена некоторых моделей вполне способна конкурировать с авто с ДВС, то вопрос технического обслуживания и ремонта пока все еще актуален. Например, даже в Москве совсем небольшое число организаций оказывают услуги по обслуживанию электромобилей».

В ближайшем будущем при поддержке властей в России планируется развивать инфраструктуру для зарядки и обслуживания электромобилей.

При этом государство полно решимости отстаивать производство электромобилей внутри страны. К 2030 году каждый десятый выпускаемый автомобиль в России должен быть электрическим – об этом говорит принятая еще три года назад концепция развития электрического автомобильного транспорта.

Уже сейчас в России налажено производство нескольких моделей на электрическом ходу. Например, недавно АВТОВАЗ начал выпуск LADA e-Largus, в Липецке осуществляется сборка электромобилей EVOLUTE, в Москве – модели «Москвич 3е», в Калининграде недавно дан старт производству электромобиля Amber (который можно приобрести даже на маркетплейсе Wildberries).

Но, пожалуй, самым амбициозным проектом по выпуску электромобилейэ в России в ближайшее время может оказаться электромобиль «Атом», старт выпуска которого намечен в столице на 2025 год.

Предполагается, что «Атом» будут производить по 25–30 тыс. машин в год. Существенную поддержку этому проекту должна оказать компания «Рэнера», дочернее предприятие «Росатома», которая в ближайшие два года планирует запустить работу двух своих «гигафабрик» в Калининградской области и в Новой Москве по выпуску батарей.

Руководство компании «Рэнера» заявляет, что эти производства будут иметь суммарную годовую мощность около 8 ГВт•ч и батарей такой емкости хватит для ежегодного выпуска примерно 100 тыс. электромобилей.

Впрочем, конкурировать с китайскими производителями в области электромобилей России будет непросто, сетует Владимир Чернов. Он подчеркивает, что себестоимость производства BEV в Китае ниже, а российская отрасль испытывает нехватку квалифицированной рабочей силы и технологий. Для роста внутреннего спроса и повышения привлекательности электромобилей в России, по его мнению, необходимы значительное развитие зарядной инфраструктуры и более доступные инвестиции в данную сферу.

P.S. Несмотря на достаточно громкие заявления топ-менеджмента автопрома, электрический воз еще весьма далеко от устойчивого и широкомасштабного развития, хотя, возможно, года через два-три эту отрасль будет и не узнать, однако, за это время китайцы пробегут гораздо большую дистанцию...

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В Калуге перезапустят производство «каблучка» Peugeot Partner B9

В Калуге перезапустят производство «каблучка» Peugeot Partner B9

Бывший калужский завод «ПСМА Рус» запускает производство автомобилей брендов Haval и Peugeot

13.01.2025

Бразилия обвиняет BYD в рабской эксплуатации рабочих на строительстве завода в штате Баия

Бразилия обвиняет BYD в рабской эксплуатации рабочих на строительстве завода в штате Баия

Подрядчик BYD привез на стройку завода в бразильском городе Камакари сотни китайских рабочих по незаконным визам и эксплуатировал их в рабских условиях

08.01.2025

В России созданы производственные мощности для выпуска 3 млн автомобилей

В России созданы производственные мощности для выпуска 3 млн автомобилей

Российский вице-премьер Мантуров считает количество автозаводов в стране оптимальным

06.01.2025

Обанкротился производитель звезды Mercedes-Benz и овалов Audi

Обанкротился производитель звезды Mercedes-Benz и овалов Audi

Банкротство производителя автокомпонентов Gerhardi Kunststofftechnik GmbH оставит без работы еще 1500 немецких рабочих

28.12.2024

Honda Versus Nissan – тонкая серебряная линия

Honda Versus Nissan – тонкая серебряная линия

Эксперты продолжают рассуждать о смутных перспективах будущего холдинга Honda-Nissan-Mitsubishi и неясной роли в сделке правительства Японии

27.12.2024

Умер Осаму Судзуки – отец японских кей-каров и нового индийского автопрома

Умер Осаму Судзуки – отец японских кей-каров и нового индийского автопрома

Глава компании Suzuki, который привел японского автопроизводителя в Индию, умер в возрасте 94 лет

27.12.2024

Программа «Будущее Volkswagen» сохранит заводы в Германии, но сократит их производство вдвое

Программа «Будущее Volkswagen» сохранит заводы в Германии, но сократит их производство вдвое

Программа Zukunft Volkswagen: вместо отказа от закрытия заводов в Германии – перенос производства в другие страны

26.12.2024

Возврат к списку