Россия окончательно потеряла собственный автопром?
20 мая 2021
Замдиректора ОАО «АСМ-холдинг» Александр Ковригин считает, что отечественный автопром будет потерян безвозвратно, если не принять срочные меры по его спасению
Александр Климнов, фото АВТОВАЗ
В недавнем интервью заместитель генерального директора компании «АСМ-холдинг» Александр Ковригин рассказал изданию «proАвтобизнес» о фатальных ошибках, допущенных при реформировании автомобильной отрасли в России, которые привели к тому, что страна собственного автопрома фактически лишилась. Впрочем, по его мнению, шанс исправить ситуацию все-таки остается.
– С точки зрения разработки новых автомобилей сейчас какая у нас ситуация? Получается, мы сейчас полностью под иностранными производителями?
– Что они разрабатывают, то у нас и есть. Мы у себя сейчас разработки не ведем. Мы потеряли почти всех конструкторов и технологов. Например, на российском предприятии Mercedes-Benz (в Солнечногорске – авт.) не нужны конструкторы. Там нужно два конструктора, которые будут следить за конструкциями, которые пришли к нам. Мы потеряли за этот период конструкторов и технологов, потому что на предприятиях, которые здесь созданы, они не нужны.
– Но вот президентский автомобиль AURUS мы же смогли сделать.
– По AURUS-у нам все расчеты делал Porsche. Я думаю, что это тупиковый проект. Мы хотим делать три тысячи машин. Хотим их продавать. Но покупать их не будут.
– Почему? Rolls-Royce же продает свои машины.
– Продает. Но мы же не Rolls-Royce. Мы не сумеем обеспечить нужное качество. Мы захотим делать комплектующие у нас. На три тысячи машин это делать невыгодно. Мы вынуждены будем опять брать комплектующие оттуда.
– Хорошо. Вот вы говорите, что сейчас у иностранных концернов, которые построили здесь заводы, есть свободные мощности. Почему нельзя на них производить автомобили на экспорт и загружать их за счет этого?
– Это невыгодно. Электроэнергия, стоимость рабочей силы. Кредитная политика.
– Кредиты они могут и в своих банках брать, дешевые.
– Да. Но тому же Volkswagen зачем везти автомобили из России в Европу? Там у него свои заводы, которые надо загружать.
– Не обязательно в Европу. В Индию, например.
– Индия сейчас самостоятельно развивает автомобильную промышленность. Она идет по пути Китая, и через пять лет ее автомобильная промышленность будет на уровне.
У нас нет рынка для экспорта. В Европу у нас был экспорт, смогли продать шесть тысяч LADA Vesta. Сейчас этот экспорт закрыт. По одной простой причине: надо вкладывать деньги в экологичность машины, должен быть стандарт Euro VId. Французы решили, что этого делать не стоит. Не мы, а французы решили. И закрыли этот проект.
Нужно создавать условия, чтобы наши машины продавались здесь.
Нам надо поднимать покупательную способность. У нас на тысячу работающих человек в России всего 297 машин (по последним данным 313 машин – авт.). А в Соединенных Штатах на тысячу работающих 997 машин. Потенциал есть. Если грамотно распорядиться, то 500–600 машин на тысячу человек мы можем еще потянуть.
– Но если даже и будут созданы такие условия, то устройство нашего автомобильного рынка таково, что все сливки с роста снимут иностранные концерны, центры прибыли которых не здесь. Что делать? Строить новый свой завод?
– Может быть. Или загружать ГАЗ. Я вот сторонник того, чтобы восстановить «Волгу» с новой начинкой.
– Уже была попытка сделать Volga Siber с Chrysler.
– Volga Siber изначально был тупиковым проектом, потому что это была старая машина. Комплектацию надо было делать фактически с нуля. Но на ГАЗе можно поставить сейчас новый легковой автомобиль, собственной разработки. Если бы у руководства страны была такая задача, ее можно было бы реализовать. Надо вкладывать деньги, но задачи такой не стоит. И потому я думаю, что свою автомобильную промышленность мы потеряли навсегда.
– Неужели ничего нельзя сделать? Какие-то шаги же наверняка можно предпринять…
– Шаг первый: нужно заниматься производством комплектующих. Развивать это направление. Строить заводы, дать им льготы, хотя бы на пять лет. Шаг второй: те заводы, которые к нам пришли, могут получать поддержку только в том случае, если у них есть добавленная стоимость, если они дают эту добавленную стоимость Российской Федерации. И третье: необходимо пересмотреть подходы к предприятиям третьего уровня. То есть к тем предприятиям, которые обеспечивают автомобильную промышленность и производителей комплектующих тем же металлом, пластиком, резинотехническими изделиями и так далее. Довести качество их продукции до приемлемого для автопроизводителей.
«АСМ-холдинг» подготовил концепцию развития автомобильной промышленности, но она не востребована. Наше правительство привыкло заказывать такого рода документы иностранным консультантам – PwC, Ernst & Young и другим. Но они же не отвечают за результат, написали, а что дальше будет – им все равно.
P.S. Многоуважаемый Александр Сергеевич сам описал коренную проблему отечественного автопрома: отсутствие не то что качественных комплектующих, но даже исходных материалов – металла, пластмасс, резины и проч. и т.п., а также реальных компетенций по разработке современных компонентов (экологии, безопасности, комфортности и т.д.) для легковых автомобилей классом выше бюджетного (В и В+). Весь мир идет в этом отношении по пути разумной кооперации, а не пытается в очередной раз «изобретать велосипед». Ну, пардон, какую полностью локализованную современную «Волгу» сможет выпустить ГАЗ, если он даже новую серию LCV – «Соболь NN» взамен морально устаревшего «Соболя БИЗНЕС» пока не в состоянии запустить как и освоить собственную модель дизеля малого литража? И на этом фоне всерьез предлагать правительству вложить миллиарды и миллиарды долларов и евро, чтобы получить на выходе все-равно недостаточно качественный легковой автомобиль бизнес-класса, без малейших перспектив даже не экспорта, но хотя бы отвоевания сколько-нибудь заметной доли собственного рынка (к тому же весьма и весьма ограниченного) – ну, если, только не порвать соглашение с ВТО и не отгородить страну новым железным занавесом, чтобы у своих граждан и организаций вообще иной альтернативы не осталось…
P.P.S. Если уж поддержанный самыми главными руководителями страны проект AURUS по мнению г-на Ковригина – «гора, родившая мышь» и перелицовка иностранных технологий, то что уж говорить про какую-то «Волгу» (которую де факто с успехом заменила Toyota Camry российской сборки)?