Россия окончательно потеряла собственный автопром?

Россия окончательно потеряла собственный автопром?

20 мая 2021


Замдиректора ОАО «АСМ-холдинг» Александр Ковригин считает, что отечественный автопром будет потерян безвозвратно, если не принять срочные меры по его спасению


автор

Александр Климнов, фото АВТОВАЗ


В недавнем интервью заместитель генерального директора компании «АСМ-холдинг» Александр Ковригин рассказал изданию «proАвтобизнес» о фатальных ошибках, допущенных при реформировании автомобильной отрасли в России, которые привели к тому, что страна собственного автопрома фактически лишилась. Впрочем, по его мнению, шанс исправить ситуацию все-таки остается.
Kovrigin.jpg
– С точки зрения разработки новых автомобилей сейчас какая у нас ситуация? Получается, мы сейчас полностью под иностранными производителями?

– Что они разрабатывают, то у нас и есть. Мы у себя сейчас разработки не ведем. Мы потеряли почти всех конструкторов и технологов. Например, на российском предприятии Mercedes-Benz (в Солнечногорске – авт.) не нужны конструкторы. Там нужно два конструктора, которые будут следить за конструкциями, которые пришли к нам. Мы потеряли за этот период конструкторов и технологов, потому что на предприятиях, которые здесь созданы, они не нужны.

– Но вот президентский автомобиль AURUS мы же смогли сделать.

– По AURUS-у нам все расчеты делал Porsche. Я думаю, что это тупиковый проект. Мы хотим делать три тысячи машин. Хотим их продавать. Но покупать их не будут.

– Почему? Rolls-Royce же продает свои машины.

– Продает. Но мы же не Rolls-Royce. Мы не сумеем обеспечить нужное качество. Мы захотим делать комплектующие у нас. На три тысячи машин это делать невыгодно. Мы вынуждены будем опять брать комплектующие оттуда.

– Хорошо. Вот вы говорите, что сейчас у иностранных концернов, которые построили здесь заводы, есть свободные мощности. Почему нельзя на них производить автомобили на экспорт и загружать их за счет этого?

– Это невыгодно. Электроэнергия, стоимость рабочей силы. Кредитная политика.

– Кредиты они могут и в своих банках брать, дешевые.

– Да. Но тому же Volkswagen зачем везти автомобили из России в Европу? Там у него свои заводы, которые надо загружать.

– Не обязательно в Европу. В Индию, например.

– Индия сейчас самостоятельно развивает автомобильную промышленность. Она идет по пути Китая, и через пять лет ее автомобильная промышленность будет на уровне.

У нас нет рынка для экспорта. В Европу у нас был экспорт, смогли продать шесть тысяч LADA Vesta. Сейчас этот экспорт закрыт. По одной простой причине: надо вкладывать деньги в экологичность машины, должен быть стандарт Euro VId. Французы решили, что этого делать не стоит. Не мы, а французы решили. И закрыли этот проект.

Нужно создавать условия, чтобы наши машины продавались здесь.

Нам надо поднимать покупательную способность. У нас на тысячу работающих человек в России всего 297 машин (по последним данным 313 машин – авт.). А в Соединенных Штатах на тысячу работающих 997 машин. Потенциал есть. Если грамотно распорядиться, то 500–600 машин на тысячу человек мы можем еще потянуть.

– Но если даже и будут созданы такие условия, то устройство нашего автомобильного рынка таково, что все сливки с роста снимут иностранные концерны, центры прибыли которых не здесь. Что делать? Строить новый свой завод?

– Может быть. Или загружать ГАЗ. Я вот сторонник того, чтобы восстановить «Волгу» с новой начинкой.

– Уже была попытка сделать Volga Siber с Chrysler.

– Volga Siber изначально был тупиковым проектом, потому что это была старая машина. Комплектацию надо было делать фактически с нуля. Но на ГАЗе можно поставить сейчас новый легковой автомобиль, собственной разработки. Если бы у руководства страны была такая задача, ее можно было бы реализовать. Надо вкладывать деньги, но задачи такой не стоит. И потому я думаю, что свою автомобильную промышленность мы потеряли навсегда.

– Неужели ничего нельзя сделать? Какие-то шаги же наверняка можно предпринять…

Шаг первый: нужно заниматься производством комплектующих. Развивать это направление. Строить заводы, дать им льготы, хотя бы на пять лет. Шаг второй: те заводы, которые к нам пришли, могут получать поддержку только в том случае, если у них есть добавленная стоимость, если они дают эту добавленную стоимость Российской Федерации. И третье: необходимо пересмотреть подходы к предприятиям третьего уровня. То есть к тем предприятиям, которые обеспечивают автомобильную промышленность и производителей комплектующих тем же металлом, пластиком, резинотехническими изделиями и так далее. Довести качество их продукции до приемлемого для автопроизводителей.

«АСМ-холдинг» подготовил концепцию развития автомобильной промышленности, но она не востребована. Наше правительство привыкло заказывать такого рода документы иностранным консультантам – PwC, Ernst & Young и другим. Но они же не отвечают за результат, написали, а что дальше будет – им все равно.

P.S. Многоуважаемый Александр Сергеевич сам описал коренную проблему отечественного автопрома: отсутствие не то что качественных комплектующих, но даже исходных материалов – металла, пластмасс, резины и проч. и т.п., а также реальных компетенций по разработке современных компонентов (экологии, безопасности, комфортности и т.д.) для легковых автомобилей классом выше бюджетного (В и В+). Весь мир идет в этом отношении по пути разумной кооперации, а не пытается в очередной раз «изобретать велосипед». Ну, пардон, какую полностью локализованную современную «Волгу» сможет выпустить ГАЗ, если он даже новую серию LCV – «Соболь NN» взамен морально устаревшего «Соболя БИЗНЕС» пока не в состоянии запустить как и освоить собственную модель дизеля малого литража? И на этом фоне всерьез предлагать правительству вложить миллиарды и миллиарды долларов и евро, чтобы получить на выходе все-равно недостаточно качественный легковой автомобиль бизнес-класса, без малейших перспектив даже не экспорта, но хотя бы отвоевания сколько-нибудь заметной доли собственного рынка (к тому же весьма и весьма ограниченного) – ну, если, только не порвать соглашение с ВТО и не отгородить страну новым железным занавесом, чтобы у своих граждан и организаций вообще иной альтернативы не осталось…

P.P.S. Если уж поддержанный самыми главными руководителями страны проект AURUS по мнению г-на Ковригина – «гора, родившая мышь» и перелицовка иностранных технологий, то что уж говорить про какую-то «Волгу» (которую де факто с успехом заменила Toyota Camry российской сборки)?

Следите за новостями на портале www.rim3.ru 

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

На ПМЭФ-2024 дискутировали о дополнительных мерах господдержки российского автопрома

На ПМЭФ-2024 дискутировали о дополнительных мерах господдержки российского автопрома

Как государство помогает «второму рождению» российского автопрома?

06.06.2024

Холдинг «Автодом» намерен создать собственный бренд для бывшего завода Mercedes-Benz

Холдинг «Автодом» намерен создать собственный бренд для бывшего завода Mercedes-Benz

Вместо Мерседесов в Подмосковье будут выпускать кроссоверы Chery, но под оригинальным брендом

24.05.2024

Глава концерна Stellantis Карлос Таварес назвал гонку пошлин «большой ловушкой»

Глава концерна Stellantis Карлос Таварес назвал гонку пошлин «большой ловушкой»

Китай вводит ответное повышение пошлин на импортные автомобили

24.05.2024

Volkswagen разорвал переговоры с Renault о создании альянса по разработке и выпуску бюджетного электромобиля

Volkswagen разорвал переговоры с Renault о создании альянса по разработке и выпуску бюджетного электромобиля

Немецкий концерн Volkswagen Group решительно поворачивает голову в сторону Поднебесной

20.05.2024

Конгресс США наехал на премиальные бренды Volkswagen, BMW и Jaguar Land Rover  за использование рабского труда уйгуров в Китае

Конгресс США наехал на премиальные бренды Volkswagen, BMW и Jaguar Land Rover за использование рабского труда уйгуров в Китае

Китайская компания JWD «подложила свинью» целому ряду европейских брендов, поставляя им электронные компоненты, произведенные с использованием рабского труда уйгуров

20.05.2024

«Москвичи» стали варить по полному циклу

«Москвичи» стали варить по полному циклу

На автозаводе «Москвич» освоен полный цикл производства со сваркой и окраской кузовов

16.05.2024

Группа АВТОВАЗ перезапустила производство LADA Largus в Ижевске

Группа АВТОВАЗ перезапустила производство LADA Largus в Ижевске

С 15 мая 2024 года серийное производство модели LADA Largus перезапущено на автозаводе «ЛАДА Ижевск»

15.05.2024

Возврат к списку