Недобор утилизационного сбора в 2022 году приведет к урезанию бюджетных дотаций отечественному автопрому в 2023-м
Александр Климнов, фото производителей
Российский автопром не смог собрать денег на свою господдержку в 2023 году. По данным "Ъ", традиционная схема субсидирования спроса на автомобили за счет утильсбора больше не работает из-за приостановки их выпуска в России иностранными производителями и импортерами и утраты поступлений утильсбора от них.
В итоге на льготные автокредитование и лизинг сейчас в бюджете заложено менее 10 млрд руб. против традиционных в последние годы 15 млрд руб. Утильсбор от импорта автомобилей, который в этом году вырос, отрасли отдавать пока не желают.
Господдержка спроса в автопроме РФ в 2023 году значительно уменьшится из-за сокращения платежей со стороны самой отрасли сообщил один из чиновников, осведомленный в разработке бюджета на следующий год: «Сейчас нет подтверждения ранее заложенных на 2023 год средств даже на основную программу льготного лизинга и кредитования. Не говоря уже о средствах на импортозамещение компонентов, о котором говорится в проекте новой стратегии автопрома». В Минпромторг и Минфин пока на вопросы о господдержке автопрома и источниках ее финансирования не отвечают.
Предполагалось, что в следующем году на льготное автокредитование направят 13,3 млрд руб., лизинг — 5,1 млрд руб. В этом году господдержка спроса стартовала только с середины лета, но объемы финансирования не пересматривались из-за кризиса, а полностью совпадали с тем, что было в бюджете: 10,2 млрд руб. на льготное автокредитование и 4,9 млрд. руб. на льготный лизинг. То есть по 15,1 млрд руб. ежегодно.
Сегодня же обсуждается сумма значительно ниже 10 млрд руб.
В конце августа «Интерфакс» писал, что Минпромторг запросил на льготные лизинг и автокредитование, а также субсидирование газомоторной техники (ГМТ) 9,8 млрд руб., запланировав реализацию 36,7 тыс. машин (в этом году около 80 тыс.). На ГМТ в бюджетах прошлых лет закладывалось по 3,3 млрд руб., то есть в целом субсидии обходились почти в 18,4 млрд руб.
Сложности с финансированием программ в автопроме возникли на фоне приостановки выпуска машин иностранными автозаводами в РФ после начала СВО.
Источником финансирования программ господдержки традиционно были средства утильсбора, который выполняет роль барьера против импорта: хотя сбор платится за все импортированные и произведенные в РФ автомобили, автобренды, которые заключили специнвестконтракты (СПИК – льготы в обмен на инвестиции и технологии), могли претендовать на компенсацию.
С 2022 года размер этой компенсации стал полностью зависеть от степени локализации, и в результате иностранные автоконцерны, собиравшие машины в России, получали компенсацию не полностью. За счет этого бюджет получал дополнительные доходы.
Однако в 2022 году активное производство автомобилей шло только до конца февраля, и на сегодня из предприятий иностранных автопроизводителей работает и платит сбор лишь завод китайского бренда Haval в Туле.
По состоянию на 13 сентября бюджет собрал от утилизационного сбора по всем видам техники 152,6 млрд руб., что составляет 28,7% от запланированных на 2022 год доходов по статье (531 млрд руб., из которых 140,4 млрд руб.— от импорта машин).
Основную часть суммы традиционно составляют платежи автопрома: так, в 2021 году с автомобилей собрали 513,8 млрд руб., из которых от импорта — 130,4 млрд руб. (ввезено 372,7 тыс. машин). Отечественные автоконцерны пользуются отсрочкой на уплату сбора до четвертого квартала, то есть еще не заплатили его, но уже получили компенсацию. Сумма компенсации (так называемых промышленных субсидий) уже составила 143,4 млрд руб. из запланированных 237,7 млрд, следует из данных Минфина. Собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией, подтвердил, что суммы близки к действительности.
В теории можно было бы направить на господдержку автопрома средства утильсбора, собранные с импортных автомобилей, но эта идея пока не нашла поддержки, согласно источникам “Ъ”. В том числе предлагалось использовать утильсбор от импорта подержанных машин, например, только через Владивосток за январь—август ввезено более 100 тыс. машин (к прошлому году на +43%), из которых 21,5 тыс.— в августе, сообщал «Прайм» представитель местной таможни. По данным «Автостата», за семь месяцев в РФ ввезено 88,4 тыс. автомобилей с пробегом и 78,3 тыс. новых (до трех лет), но доля "физиков" при ввозе последних выросла до 20%, а утильсбор для них невелик.
В прошлые годы чиновники для увеличения объемов господдержки отрасли прибегали к индексации сбора, но в 2021 году правительство так и не согласовало повышение, в том числе из-за сопутствующего роста цен на машины.
Эксперт Сергей Удалов из «Автостата» полагает, что при нынешнем уровне платежеспособного спроса господдержка необходима: «Автопроизводитель все-таки работает на масштаб, у заводов высокие постоянные расходы, и чтобы были объемы — нужно, чтобы народ покупал». Сейчас 60% машин LADA реализуются через льготное кредитование, отмечает он. По словам аналитика, гарантия неких объемов продаж важна и для локализации выпуска компонентов или их закупок.
Однако автомобильный эксперт Владимир Беспалов полагает, что в первую очередь актуально направлять средства на создание критических технологий внутри страны: «В условиях когда объем предложения ограничен возможностью выпуска, странно размазывать средства на поддержку спроса. Она должна быть ограничена замещением выбывающих автомобилей для бизнеса». Он полагает, что в ближайшие два года потребители могут пережить ситуацию с имеющимся парком и сокращенным предложением.
Представитель отечественных концернов отмечает, что бюджет в нынешних условиях «формируется жестко» и, вероятно, чиновники хотят посмотреть, что будет со спросом без поддержки. Он не сомневается, что «если все будет плохо, деньги найдут».
P.S. Итак, как и следовало ожидать недобор утильсбора привел к отказу от стимулирующих выплат отечественным автозаводам, на фоне чего весьма оптимистические планы, например, АВТОВАЗа произвести и продать в 2023-м – до 500 тысяч автомобилей, а в дальнейшем выйти на стабильное ежегодное производство 800 тысяч машин становятся гораздо более шаткими...
P.P.S. В связи с переходом СВО в новую фазу, «ужесточение» бюджета уже явно не гипотетическая, а реальная перспектива.
Объем производства ТС в РФ за 10 месяцев 2024 года вырос на 34,3% к 2023 году, но все еще на 45,6% ниже допандемийного 2019-го из-за обвала производства легковушек