Главная
Умер отец «Мустанга» и спаситель Крайслера Ли Яккока

Умер отец «Мустанга» и спаситель Крайслера Ли Яккока

Умер отец «Мустанга» и спаситель Крайслера Ли Яккока

4 Июля 2019


2 июля умер легендарный топ-менеджер американского автопрома Ли Яккока


автор

Александр Климнов, фото autowp.ru, drive2.ru и Washington Post


2 июля 2019 года на 94-м году жизни в мировую историю окончательно переселился один из символов американского автопрома – бывший глава компании Chrysler Motor Лидо Энтони Яккока, известный в миру как Ли Яккока.
xEAAAgBuNuA-1920.jpg

Имя Ли Яккоки навсегда связно с сенсационным успехом модели Ford Mustang (на заднем плане модель-бестселлер 1965 года, на переднем – Ford Mustang II 1974-го) 

  Родился он в городе Аллентаун (штат Пенсильвания) 15 октября далекого 1924 года в достаточно состоятельной семье итальянских иммигрантов. В 1939-м у него обнаружили ревматизм, который тогда не вылечивался, что уберегло его от мясорубки Второй мировой войны, но он выздоровел и с этого началась череда падений и взлетов, преследовавшая всю жизнь этого незаурядного человека. Пока его сверстники воевали на Тихом океане и в Европе, Лидо не без успеха учился в Принстонском университете, по окончании которого пришел в автомобильную компанию Ford Motor Co. простым инженером, но вскоре стал успешным менеджером и проработал на под руководством президента Генри Форда II три десятилетия. Именно тогда он сократил для удобства общения свое имя до Ли и испытал в «фордовский» период своей карьеры как необычайный взлет, так и феерическое падение.
1.jpg

Отцы культового «Мустанга» – вице-президент Ford Motor Ли Яккока и главный конструктор Дональд Н.Фрей  

Первый взлёт был в 1956 году, когда Яккока предложил систему автокредитования «56 за 56», когда любую модель Ford 1956 года можно было взять в кредит на три года за $56 в месяц при 20% предоплаты. Этат система оказалась столь успешной, что Яккока взлетел  Взлет тогда произошел до поста вице-президента по продажам. Второй взлет был связан с запуском в производство в 1964 году культового дорожного купе Mustang, построенного на платформе обычного компактного седана Falcon,
ford_mixed_2.jpg

Пример самого удачного переодевания в автомобильной индустрии: берется обычный скучный седан Ford Falcon и заменой кузова получается бестселлер – купе Mustang

но с харизматическим спортивным дизайном, которое вознесло компанию Ford и ее вице-президента Яккоку на вершину популярности боготворившей успех и автомобили Америки. В общей сложности за 9 лет было продано более 2,5 млн «Мустагов», причем, выпуск модели прожоллжается и поныне уже в шестом (в 2018-м прошло рестайлинг) поколении.  
ford_fiesta_s_4.jpg

В судьбе европейского бестселлера Ford Fiesta, сформировавшего А-класс городских миниавтомобилей, Ли Яккока принял самое непосредственное участие

Затем Ли Яккока, повышенный до исполнительного вице-президента всей компании Ford, играючи вывел в прибыль хронически убыточные подразделения Lincoln (купе Mark III) и Mercury (новый имидж бренда), но далее он осознал перспективы переднеприводных малолитражек (в том числе участвовал во внедрении европейского бестселлера Ford Fiesta), и в середине 1970-х вместе с руководителем подразделения Ford Хэлом Сперлихом разработал прототип минивэна, но чуть не был за это уволен консервативным «хозяином» Генри Фордом II.
lincoln_continental_mark_iv_lee_iacocca.jpg

Самый талантливый вице-президент Детройта Ли Яккока на пике своей карьеры в Ford Motor (на заднем плане Lincoln Mark IV с решеткой а-ля Rolls-Royce, которую придумал ставить именно Ли)

Однако с потомственным руководителем Генри Фордом II он не сошелся в стратегических вопросах, впрочем, альтернативной причиной увольнения была не ревность Форда-внука к публичной популярности своего топ-менеджера, а его прямая вина в скандале со взрывами бензобаков на субкомпактной модели Ford Pinto, приведшей к отзыву 2 млн автомобилей (плюс одноплатформенной модели Mercury Mercur) и репутационным потерям Ford-а.
Pinto.jpg

Субкомпактный хэтчбек Ford Pinto 1971 года из-за своего пожароопасного при ДТП бензобака стал концом карьеры Яккоки в Ford Motor

Так, что 13 июля 1978 года 54-летний Ли был с треском уволен из «семейного» Ford Motor.
В этот момент третья по величине в США автомобилестроительная компания Chrysler Motor уже была практически банкротом, но предложила безработному Яккоке стать ее спасителем. Как писал потом в своей популярной автобиографии (была, кстати, издана и на русском языке под названием «Карьера менеджера») Ли Яккока: «Если бы я знал в каком провальном положении находится «Крайслер» и какой адов труд по его спасению мне предстоит – я бы никогда не согласился на пост президента этой компании».
Тем, не менее именно Ли Яккока принял на себя удар кредиторов шедшего на дно как «титаник» «Крайслера» и путем распродажи всевозможных активов (включая французскую фирму SIMCA и английские заводы Chrysler UK  из которых потом PSA сделала подразделение Talbot) и невероятно сложных переговоров с администрацией президента Картера смог получить для него государственный заем для покрытия оперативных расходов в объеме $1,2 млрд ($3,7 млрд с учетом нынешней инфляции) под выпуск нового семейства экономичных компактных автомобилей на переднеприводной платформе «K-cars» (Dodge Aries, Plimouth Reliant, Chrysler LeBaron и ряд других моделей).
dodge_aries_3.jpg

Переднеприводная платформа K-cars спасла третьего автопроизводителя Америки

В тот исторический момент в мире и в США крепчал Второй нефтяной кризис (1980–1982 гг.), возникший из-за ирано-иракской войны и приведший к утроению мировых нефтяных цен. Американский автопром в целом находился в кризисе: прожорливые дорожные дредноуты Большой тройки (GM, Ford и Chrysler) разом потеряли спрос, теснимые японскими производителями, чрезвычайно удачно «подгадавшими с вбросом» на американский рынок огромных партий экономичных малолитражек.
QER3X6E5GII6TBOWKIIXGP4SY4.jpg

Первенец запущенной Яккокой платформы K-cars – Dodge Aries помог вместе с соплатформенными собратьями вытянуть компанию из финансовой пропасти и даже досрочно отдать кредит американскому государству

Новые переднеприводные модели «крайслера», запущенные с осени 1980-го все же начали пользоваться спросом и компания отодвинулась от края пропасти банкротства, но это еще был не настоящий успех, хотя компания Chrysler Motor под руководством Ли Яккоки и выплатила с помпой досрочно на 7 лет (!) госкредит со всеми процентами.
f4AAAgBuNuA-1920.jpg

Презентация первого в мире полноценного минивэна Plimouth Voyager, пожалуй, имела большие последствия для Америки, чем запуск одноименного космического шаттла

Настоящая удача к Chrysler Motor под руководством Ли Яккоки пришла с выводом на рынок тремя годами позже революционного переднеприводного универсала повышенной вместимости с трехрядной трансформируемой компоновкой салона, удачно названного «минивэном» (minivan).
plymouth_voyager_1.jpg

Американские многодетные семьи c восторгом пересели с прожорливых Station Wagon на экономичные минивэны серии Т115 от Chrysler Motor (на фото модель Dodge Caravan)

В тот момент привыкшие к просторным, но прожорливым семейным универсалам (Station Wagon) американские семьи в которых было более двух детей (а таких в США достаточно много) нуждались в экономичной, легкой в управлении и помещавшейся в стандартный гараж, но в тоже время столь же вместительной замене. Якковский проект «платформа Т115» (на растянутой платформе K-cars) на которой были построены минивэны Dodge Caravan, Plimouth Voyager и Chrysler Town & Country как нельзя лучше отвечал всем этим требованиям и послужил началом моды на минивэны, которая захлестнула Америку и даже Старый свет.
dodge_caravan_15.jpg

Трехрядная трасформируемая (со складываемыми и снимаемыми сиденьями) компоновка салона минивэнов Chrysler, которую еще в Ford безуспешно пробивал Яккока, навсегда изменила мировой автопром

Но компания Chrysler была первой и снимала с рынка сливки, а в 1986-м даже купила четвертого самого малого автопроизводителя США – American Motors в основном ради ее легендарного бренда Jeep. В дальнейшем именно внедорожники и пикапы стали локомотивами успеха Chrysler. Ли Яккока оказался в середине 1980-х в США «иконой успеха» – смотрел с обложки журнала Time, снимался в роли полицейского в гангстерском сериале, его имя было известно каждой американской домохозяйке, так что неудивительно, что ему даже предлагали баллотироваться в Президенты США на выборах 1988 года.
chrysler_concorde_lxi_sedan_lee_iacocca.jpg

Ли Яккока презентует седан Chrysler Concord 1989 года на фоне сверхзвукового авиалайнера Concord

Но, Sic transit gloria mundi, судьба снова преподнесла Ли Яккоке сюрприз, теперь уже неприятный – в конце 1980-х Chrysler пережил период убытков, связанных с низким качеством продукции и убыточной программой диверсификации (проведомой по личной инициативе Ли Яккоки), что привело к большим убыткам компании, но Chrysler смог быстро вернуться на вершину успеха за счет бума на рынке пикапов и внедорожников.
jeep_grand_cherokee_limited_37.jpg

Выпущенный в апреле 1992 года Jeep Grand Cherokee (ZJ) стал одним из родоначальников бума внедорожников (SUV)

В 1992-м Ли Яккока покинул все посты в Chrysler Motor, уступив место следующему поколению управленцев. В 1995 году Яккока поучаствовал в качестве члена совета компании MGM Grand в афере со враждебным поглощением компании Chrysler миллиардером-авантюристом Кирком Керкоряном. В конечном счете, финансово ослабленный американский Chrysler был поглощен немецким концерном Daimler-Benz AG.
autowp.jpg

Ли Яккока рядом с Ford Mustang юбилейной серии «45-th Anniversary»

 За свою долгую карьеру лично Ли Якокка способствовал запуску в серию таких серийных автомобилей как компактный седан Falcon и купе Mustang на его базе, дорожно-спортивный суперкар DeTomaso Pantera, субкомпактный Ford Pinto и основанное на нем купе Ford Mustang II, европейский минихэтчбек Ford Fiesta, купе Lincoln Continental Mark III, возрожденный Chrysler Imperial, амбициозный проект Dodge DeTomaso, вся платформа Chrysler K-car, минивэны платформы Т-115 – Plymouth Voyager и Dodge Caravan, провальный имиджевый родстер Chrysler TC by Maserati, суперкарDodge Viper и платформа LH (Chrysler LHS, Dodge Intrepid, Eagle Vision – вплоть до отдаленного потомка GAZ Volga Siber) в характерном стилем cab forward.

Яккока организовал за свою жизнь ряд благотворительных организаций (в том числе по изучению диабета I типа, от которого умерла одна из его двух дочерей).
President_Bill_Clinton_meets_with_Lee_Iacocca_in_1993.jpg

Беседа в Овальном кабинете Белого дома с Президентом Биллом Клинтоном (1993 год)

 В 2007 году Ли Яккока создал популярный блог на котором обсуждал актуальные проблемы, стоящие перед США в области здравоохранения, внедрения альтернативных источников энергии и гибридных автомобилей. Там же обсуждались и кандидатуры в президенты страны по качествам, которыми, по мнению Якокки, они должны обладать: любопытство, креативность, общение, характер, смелость, убежденность, харизма, компетентность и здравый смысл.
Именно таким набором качеств отличался и сам Ли Яккока, который вошел в историю США и мирового бизнеса как один из самых эффективных и удачливых руководителей автомобильной компании глобального масштаба. Кстати, журнал Portfolio включил Якокку в Топ-20 лучших американских CEO всех времен под №18, что выше места теледивы Опры Уинфри!



Подписаться

Подписаться бесплатно.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Китайское правительство, отменяя субсидии на электромобили, ведет к провалу весь авторынок Поднебесной

Китайское правительство, отменяя субсидии на электромобили, ведет к провалу весь авторынок Поднебесной

Пекин не должен перекладывать все издержки по внедрению электромобильности на плечи автопроизводителей

13.09.2019

CEO Nissan Motor – Хирото Сайкава уходят по служебному несоответствию

CEO Nissan Motor – Хирото Сайкава уходят по служебному несоответствию

Расследование против Карлоса Гона затронуло и топ-менеджмент Nissan Motor

09.09.2019

Правительство Китая заметалось в поиске эффективных стимулов для возвращения роста на автомобильном рынке

Правительство Китая заметалось в поиске эффективных стимулов для возвращения роста на автомобильном рынке

В Пекине хотят сбывать секонд хэнд в провинции, одновременно прекращая дотации на электромобили

06.09.2019

Умер Фердинанд Пиех – отец современного концерна Volkswagen Group

Умер Фердинанд Пиех – отец современного концерна Volkswagen Group

На 83-м году жизни скончался титан немецкого автопрома

28.08.2019

IMAF-2019 констатирует и предсказывает

IMAF-2019 констатирует и предсказывает

IMAF 2019 обсуждает глобальные перспективы развития автопрома

27.08.2019

Китайский стартап Sinomach запускает конвейер по производству электромобилей ZEDRIV

Китайский стартап Sinomach запускает конвейер по производству электромобилей ZEDRIV

Крупнейший китайский дилер импортных автомобилей Sinomach присоедился к китайским стартапам электромобильности

26.08.2019

Китайские кроссоверы Landwind заменят электромобилями AIWAYS

Китайские кроссоверы Landwind заменят электромобилями AIWAYS

Электромобильный стартап Aiways приобрел 50% скандального производителя внедорожников Jiangling Holdings

23.08.2019

Возврат к списку


  • Комментарии
Загрузка комментариев...