Умер отец «Мустанга» и спаситель Крайслера Ли Яккока

Умер отец «Мустанга» и спаситель Крайслера Ли Яккока

4 июля 2019


2 июля умер легендарный топ-менеджер американского автопрома Ли Яккока


автор

Александр Климнов, фото autowp.ru, drive2.ru и Washington Post


2 июля 2019 года на 94-м году жизни в мировую историю окончательно переселился один из символов американского автопрома – бывший глава компании Chrysler Motor Лидо Энтони Яккока, известный в миру как Ли Яккока.
xEAAAgBuNuA-1920.jpg

Имя Ли Яккоки навсегда связно с сенсационным успехом модели Ford Mustang (на заднем плане модель-бестселлер 1965 года, на переднем – Ford Mustang II 1974-го) 

  Родился он в городе Аллентаун (штат Пенсильвания) 15 октября далекого 1924 года в достаточно состоятельной семье итальянских иммигрантов. В 1939-м у него обнаружили ревматизм, который тогда не вылечивался, что уберегло его от мясорубки Второй мировой войны, но он выздоровел и с этого началась череда падений и взлетов, преследовавшая всю жизнь этого незаурядного человека. Пока его сверстники воевали на Тихом океане и в Европе, Лидо не без успеха учился в Принстонском университете, по окончании которого пришел в автомобильную компанию Ford Motor Co. простым инженером, но вскоре стал успешным менеджером и проработал на под руководством президента Генри Форда II три десятилетия. Именно тогда он сократил для удобства общения свое имя до Ли и испытал в «фордовский» период своей карьеры как необычайный взлет, так и феерическое падение.
1.jpg

Отцы культового «Мустанга» – вице-президент Ford Motor Ли Яккока и главный конструктор Дональд Н.Фрей  

Первый взлёт был в 1956 году, когда Яккока предложил систему автокредитования «56 за 56», когда любую модель Ford 1956 года можно было взять в кредит на три года за $56 в месяц при 20% предоплаты. Этат система оказалась столь успешной, что Яккока взлетел  Взлет тогда произошел до поста вице-президента по продажам. Второй взлет был связан с запуском в производство в 1964 году культового дорожного купе Mustang, построенного на платформе обычного компактного седана Falcon,
ford_mixed_2.jpg

Пример самого удачного переодевания в автомобильной индустрии: берется обычный скучный седан Ford Falcon и заменой кузова получается бестселлер – купе Mustang

но с харизматическим спортивным дизайном, которое вознесло компанию Ford и ее вице-президента Яккоку на вершину популярности боготворившей успех и автомобили Америки. В общей сложности за 9 лет было продано более 2,5 млн «Мустагов», причем, выпуск модели прожоллжается и поныне уже в шестом (в 2018-м прошло рестайлинг) поколении.  
ford_fiesta_s_4.jpg

В судьбе европейского бестселлера Ford Fiesta, сформировавшего А-класс городских миниавтомобилей, Ли Яккока принял самое непосредственное участие

Затем Ли Яккока, повышенный до исполнительного вице-президента всей компании Ford, играючи вывел в прибыль хронически убыточные подразделения Lincoln (купе Mark III) и Mercury (новый имидж бренда), но далее он осознал перспективы переднеприводных малолитражек (в том числе участвовал во внедрении европейского бестселлера Ford Fiesta), и в середине 1970-х вместе с руководителем подразделения Ford Хэлом Сперлихом разработал прототип минивэна, но чуть не был за это уволен консервативным «хозяином» Генри Фордом II.
lincoln_continental_mark_iv_lee_iacocca.jpg

Самый талантливый вице-президент Детройта Ли Яккока на пике своей карьеры в Ford Motor (на заднем плане Lincoln Mark IV с решеткой а-ля Rolls-Royce, которую придумал ставить именно Ли)

Однако с потомственным руководителем Генри Фордом II он не сошелся в стратегических вопросах, впрочем, альтернативной причиной увольнения была не ревность Форда-внука к публичной популярности своего топ-менеджера, а его прямая вина в скандале со взрывами бензобаков на субкомпактной модели Ford Pinto, приведшей к отзыву 2 млн автомобилей (плюс одноплатформенной модели Mercury Mercur) и репутационным потерям Ford-а.
Pinto.jpg

Субкомпактный хэтчбек Ford Pinto 1971 года из-за своего пожароопасного при ДТП бензобака стал концом карьеры Яккоки в Ford Motor

Так, что 13 июля 1978 года 54-летний Ли был с треском уволен из «семейного» Ford Motor.
В этот момент третья по величине в США автомобилестроительная компания Chrysler Motor уже была практически банкротом, но предложила безработному Яккоке стать ее спасителем. Как писал потом в своей популярной автобиографии (была, кстати, издана и на русском языке под названием «Карьера менеджера») Ли Яккока: «Если бы я знал в каком провальном положении находится «Крайслер» и какой адов труд по его спасению мне предстоит – я бы никогда не согласился на пост президента этой компании».
Тем, не менее именно Ли Яккока принял на себя удар кредиторов шедшего на дно как «титаник» «Крайслера» и путем распродажи всевозможных активов (включая французскую фирму SIMCA и английские заводы Chrysler UK  из которых потом PSA сделала подразделение Talbot) и невероятно сложных переговоров с администрацией президента Картера смог получить для него государственный заем для покрытия оперативных расходов в объеме $1,2 млрд ($3,7 млрд с учетом нынешней инфляции) под выпуск нового семейства экономичных компактных автомобилей на переднеприводной платформе «K-cars» (Dodge Aries, Plimouth Reliant, Chrysler LeBaron и ряд других моделей).
dodge_aries_3.jpg

Переднеприводная платформа K-cars спасла третьего автопроизводителя Америки

В тот исторический момент в мире и в США крепчал Второй нефтяной кризис (1980–1982 гг.), возникший из-за ирано-иракской войны и приведший к утроению мировых нефтяных цен. Американский автопром в целом находился в кризисе: прожорливые дорожные дредноуты Большой тройки (GM, Ford и Chrysler) разом потеряли спрос, теснимые японскими производителями, чрезвычайно удачно «подгадавшими с вбросом» на американский рынок огромных партий экономичных малолитражек.
QER3X6E5GII6TBOWKIIXGP4SY4.jpg

Первенец запущенной Яккокой платформы K-cars – Dodge Aries помог вместе с соплатформенными собратьями вытянуть компанию из финансовой пропасти и даже досрочно отдать кредит американскому государству

Новые переднеприводные модели «крайслера», запущенные с осени 1980-го все же начали пользоваться спросом и компания отодвинулась от края пропасти банкротства, но это еще был не настоящий успех, хотя компания Chrysler Motor под руководством Ли Яккоки и выплатила с помпой досрочно на 7 лет (!) госкредит со всеми процентами.
f4AAAgBuNuA-1920.jpg

Презентация первого в мире полноценного минивэна Plimouth Voyager, пожалуй, имела большие последствия для Америки, чем запуск одноименного космического шаттла

Настоящая удача к Chrysler Motor под руководством Ли Яккоки пришла с выводом на рынок тремя годами позже революционного переднеприводного универсала повышенной вместимости с трехрядной трансформируемой компоновкой салона, удачно названного «минивэном» (minivan).
plymouth_voyager_1.jpg

Американские многодетные семьи c восторгом пересели с прожорливых Station Wagon на экономичные минивэны серии Т115 от Chrysler Motor (на фото модель Dodge Caravan)

В тот момент привыкшие к просторным, но прожорливым семейным универсалам (Station Wagon) американские семьи в которых было более двух детей (а таких в США достаточно много) нуждались в экономичной, легкой в управлении и помещавшейся в стандартный гараж, но в тоже время столь же вместительной замене. Якковский проект «платформа Т115» (на растянутой платформе K-cars) на которой были построены минивэны Dodge Caravan, Plimouth Voyager и Chrysler Town & Country как нельзя лучше отвечал всем этим требованиям и послужил началом моды на минивэны, которая захлестнула Америку и даже Старый свет.
dodge_caravan_15.jpg

Трехрядная трасформируемая (со складываемыми и снимаемыми сиденьями) компоновка салона минивэнов Chrysler, которую еще в Ford безуспешно пробивал Яккока, навсегда изменила мировой автопром

Но компания Chrysler была первой и снимала с рынка сливки, а в 1986-м даже купила четвертого самого малого автопроизводителя США – American Motors в основном ради ее легендарного бренда Jeep. В дальнейшем именно внедорожники и пикапы стали локомотивами успеха Chrysler. Ли Яккока оказался в середине 1980-х в США «иконой успеха» – смотрел с обложки журнала Time, снимался в роли полицейского в гангстерском сериале, его имя было известно каждой американской домохозяйке, так что неудивительно, что ему даже предлагали баллотироваться в Президенты США на выборах 1988 года.
chrysler_concorde_lxi_sedan_lee_iacocca.jpg

Ли Яккока презентует седан Chrysler Concord 1989 года на фоне сверхзвукового авиалайнера Concord

Но, Sic transit gloria mundi, судьба снова преподнесла Ли Яккоке сюрприз, теперь уже неприятный – в конце 1980-х Chrysler пережил период убытков, связанных с низким качеством продукции и убыточной программой диверсификации (проведомой по личной инициативе Ли Яккоки), что привело к большим убыткам компании, но Chrysler смог быстро вернуться на вершину успеха за счет бума на рынке пикапов и внедорожников.
jeep_grand_cherokee_limited_37.jpg

Выпущенный в апреле 1992 года Jeep Grand Cherokee (ZJ) стал одним из родоначальников бума внедорожников (SUV)

В 1992-м Ли Яккока покинул все посты в Chrysler Motor, уступив место следующему поколению управленцев. В 1995 году Яккока поучаствовал в качестве члена совета компании MGM Grand в афере со враждебным поглощением компании Chrysler миллиардером-авантюристом Кирком Керкоряном. В конечном счете, финансово ослабленный американский Chrysler был поглощен немецким концерном Daimler-Benz AG.
autowp.jpg

Ли Яккока рядом с Ford Mustang юбилейной серии «45-th Anniversary»

 За свою долгую карьеру лично Ли Якокка способствовал запуску в серию таких серийных автомобилей как компактный седан Falcon и купе Mustang на его базе, дорожно-спортивный суперкар DeTomaso Pantera, субкомпактный Ford Pinto и основанное на нем купе Ford Mustang II, европейский минихэтчбек Ford Fiesta, купе Lincoln Continental Mark III, возрожденный Chrysler Imperial, амбициозный проект Dodge DeTomaso, вся платформа Chrysler K-car, минивэны платформы Т-115 – Plymouth Voyager и Dodge Caravan, провальный имиджевый родстер Chrysler TC by Maserati, суперкарDodge Viper и платформа LH (Chrysler LHS, Dodge Intrepid, Eagle Vision – вплоть до отдаленного потомка GAZ Volga Siber) в характерном стилем cab forward.

Яккока организовал за свою жизнь ряд благотворительных организаций (в том числе по изучению диабета I типа, от которого умерла одна из его двух дочерей).
President_Bill_Clinton_meets_with_Lee_Iacocca_in_1993.jpg

Беседа в Овальном кабинете Белого дома с Президентом Биллом Клинтоном (1993 год)

 В 2007 году Ли Яккока создал популярный блог на котором обсуждал актуальные проблемы, стоящие перед США в области здравоохранения, внедрения альтернативных источников энергии и гибридных автомобилей. Там же обсуждались и кандидатуры в президенты страны по качествам, которыми, по мнению Якокки, они должны обладать: любопытство, креативность, общение, характер, смелость, убежденность, харизма, компетентность и здравый смысл.
Именно таким набором качеств отличался и сам Ли Яккока, который вошел в историю США и мирового бизнеса как один из самых эффективных и удачливых руководителей автомобильной компании глобального масштаба. Кстати, журнал Portfolio включил Якокку в Топ-20 лучших американских CEO всех времен под №18, что выше места теледивы Опры Уинфри!

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

История завода FAW – от конвейерной сборки к инновационным технологиям

История завода FAW – от конвейерной сборки к инновационным технологиям

Исполнился 71 год со дня основания самого известного китайского бренда FAW

16.07.2024

«Волгу» обещают выпускать в Нижнем Новгороде 100-тысячным тиражом в год

«Волгу» обещают выпускать в Нижнем Новгороде 100-тысячным тиражом в год

Проектом Volga займется не ГАЗ, а на его площадях нижегородское АО «Производство легковых автомобилей»

08.07.2024

BYD раскидывает производство по всему миру

BYD раскидывает производство по всему миру

Компания BYD строит заводы в Венгрии, Турции, Бразилии, Мексике и в Перу

05.07.2024

Российский автопром получит универсальную модульную платформу за 180 млрд рублей

Российский автопром получит универсальную модульную платформу за 180 млрд рублей

Минпромторг РФ и отечественные производители намереваются разработать УПМ для выпуска легковых автомобилей классов C, В и E

04.07.2024

Роботы-гуманоиды начнут собирать машины марок Volkswagen, Nio и Dongfeng

Роботы-гуманоиды начнут собирать машины марок Volkswagen, Nio и Dongfeng

Ubtech Beijing и FAW-Volkswagen будут совместно изучать применение гуманоидных роботов на автозаводе FAW-Volkswagen в Циндао

01.07.2024

Пекин вложил в развитие производства электромобилей свыше $230 млрд

Пекин вложил в развитие производства электромобилей свыше $230 млрд

Вывод экспертов: Китай выиграл у Запада электромобильную гонку

26.06.2024

Ferrari строит завод для выпуска электромобилей, но и от гиперкаров с V12 не откажется

Ferrari строит завод для выпуска электромобилей, но и от гиперкаров с V12 не откажется

В Маранелло будут выпускать параллельно электромобили и суперкары с V12, пока их не запретят

21.06.2024

Возврат к списку