Умер создатель глобального концерна Volkswagen Group Карл Хан
16 января 2023
На 96-м году жизни скончался гендиректор концерна Volkswagen Group в 1982–1993 гг., приведший современный автопром в Китай и Восточную Европу
Александр Климнов, фото VW, autobild.de, Bloomberg, DPA,vanguardnrg.con, wikipedia.com
Немецкое издание FreiePresse разместило некролог на видного деятеля немецкого и мирового автопрома Карла Хана (младшего), стоявшего за прорывами компании в США и ГДР, а главное в Китае, а также поглощениями марок Skoda и Seat и скончавшегося 14 декабря в Вольфсбурге.
Бывший глава Volkswagen Group Карл Х.Хан (1926–2023) [фото 2016 года]
Ниже приводится перевод статьи.
Китайский рынок? Многие сочли тогда эту идею неинтересной и даже токсичной. Однако именно Volkswagen стал первопроходцем на автомобильном рынке Поднебесной (ныне крпунейшем в мире) в начале 1980-х.
И инициатором данного прорыва стал тогдашний гендиректор компании Volkswagen Карл Х. Хан. В интервью для заводской многотиражки «Inside» он в возрасте 92 лет сказал по этому поводу: «К счастью для нас, в то время вряд ли кто-то [еще] был заинтересован в поездке туда».
Тогда было много критиков этого решения, включая политиков (напомню, что это был самый разгар Холодной войны и антикоммунизм считался самой модной темой, хотя тогда Запад (НАТО) противостоял преимущественно СССР и его союзникам из Варшавского договора, а не экономически слабой КНР – авт.), но события подтвердили правоту Хана: со временем Китай превратился в самый важный региональный рынок для концерна Volkswagen Group, который он смог превратить в глобальную корпорацию. Нынешний глава концерна Оливер Блюм назвал Хана «провидцем и великой личностью».
Современный автопром в Китае по сути дела начался именно с седана VW Santana B2 (на фото слева), который в модернизированном виде (Santana 2000, на фото справа) оставался популярным у пекинских и шанхайских таксистов и в начале 2010-х
Кто не помнит первый седан Santana (поколения B2 – авт.) – угловатую модель начала 1980-х, которая когда-то должна представить Passat в премиум-класс? Эта машина не прижилась в Западной Европе, и особенно в ФРГ, но зато с 1983 года она укоренилась в Китае (и выпускалась здесь до 2013 года (!) – авт.). «Когда было продано всего 5000 автомобилей, наша рыночная доля [на рынке КНР] в первый год практически мгновенно достигла 27%», – вспоминает Хан.
1984 год. Тогдашний западногерманский канцлер Гельмут Коль (третий слева) в Китае с тогдашним боссом VW Карлом Ханом (слева) и вице-президентом Китая Ли Пэном (в центре) на запуске производства СП VW-Shanghai
Бывший босс VW опроверг своих критиков из бизнеса и политики: «Они все думали, что я сошел с ума». Бывший глава немецкой компании заявил тогда в присутствии канцлера Гельмута Коля, что компания учредила СП с коммунистами с капиталом в $100 млн.
Актуальность китайского рынка
До сих пор существует критика деятельности компании VW Group в Китае, особенно из-за завода в уйгурском районе Синьцзяна (регион известен протестами сепаратистов, которых Запад считает борцами против коммунистического режима Пекина – авт.). Но экономическое значение страны для Volkswagen Group сомнений не вызывает.
Эта Восточноазиатская страна – важнейший рынок сбыта для Volkswagen. В начале 2019 года тогдашний генеральный директор Герберт Дисс объявил бизнес в Китае своим главным приоритетом. Он сказал тогда: «Будущее Volkswagen будет решаться на китайском рынке».
За это Дисс получил аплодисменты от одного из своих предшественников – Карла Хана. Который сказал тогда: «Хотя у VW именно благодаря раннему выходу на рынок и отличные рыночные позиции в Поднебесной (у немцев два СП с крупнейшими китайскими автоконцернами FAW и SAIC – авт.), их необходимо защищать. Когда дело доходит до электромобильности, китайцы впереди мира». В свой 95-й день рождения Карл Хан признался, что задним числом трудно понять, почему [в Вольфсбурге] так долго не понимали преимущества электромобильности. Снова и снова немецких производителей автомобилей обвиняли в том, что они упустили электромобильность.
Карл Хан в качестве главы Volswagen Group на фоне моделей, освоенных в годы его правления (сзади видны отлично известные в России VolkswagenPassat поколения B3 и Audi80 поколения 8A)
Оливер Блюм признал, что Хан задал курс более чем на четыре десятилетия в Volkswagen и заложил основу для успеха. В качестве главы отдела продаж он сыграл «значительную» роль в основании бренда Audi (в 1965-м – авт.), а в качестве гендиректора превратил Volkswagen в международную мультибрендовую группу. Он продемонстрировал «стратегическое предвидение», сориентировав компанию на рынок Китая.
Справка: Карл Хорст Хан-младший, родился в городе Хемниц (при ГДР назывался Карл-Маркс-Штадт) в 1926 году в семье успешного менеджера автомобильной фирмы DKW (после Второй мировой войны также Auto Union – предшественницы компании Audi AG – авт.) Карла Хана-старшего. Карл Хан-младший обучался экономике в университете Бристоля и парижской Сорбонне, получил докторскую степень по экономике в Бернском университете, начав свою карьеру в Volkswagen в 1953 году, уже через год став руководителем отдела маркетинга экспортного подразделения компании.
Так, в 1959–1964 гг. он возглавлял американское подразделение VW of America, сделав немецкую марку (к которой после Второй мировой войны в Штатах относились пренебрежительно, если не сказать, враждебно – авт.) самой успешной среди иностранных. Он путешествовал по США на микроавтобусе VW Bus, используя свою харизму и отличный английский, чтобы направить американцев «на путь Volkswagen». Он также одним из первых компьютеризовал офисы компании и подтянул стандарты обслуживания на сервисах VW до лучших в отрасли.
В 1960-х в США молодой Карл Хан смог заставить американцев поверить в особый «путь Фольксвагена»
Вернувшись в Вольфсбург в 1965 году, он стал членом правления и главой отдела продаж «Фольксвагена». После разногласий по поводу независимости Audi с тогдашним боссом VW Рудольфом Лейдингом наступил перерыв: Хан покинул Вольфсбург в 1973 году, взяв на себя управление тогдашней шинной компанией Continental-Gummi-Werke AG в Ганновере.
Крупнейшая автомобильная компания Европы
Так же неожиданно, как он покинул Вольфсбург, Хан вернулся в 1982-м, теперь уже в качестве гендиректора всего «Фольксвагена». Под его руководством Volkswagen Group стал крупнейшей автомобильной компанией Западной в Европе и приступил к глобализации – после входа в Китай в 1982 году, в 1986-м компания поглотила испанский бренд Seat, а в 1989 году VW (еще до падения Берлинской стены – авт.) начал бизнес в ГДР (передав в 1980-х восточным соседям лицензию на производство двигателей с водяным охлаждением – авт.), а позже и в Восточной Европе, где в 1991-м концерн поглотил чешского производителя легковых автомобилей Skoda.
В начале 1990-х объем продаж VW увеличился более чем вдвое, но из-за чрезмерных затрат на производство и разработку важные экономические показатели группы VW оказались неудовлетворительными. Поэтому в 1992 году Хан передал свой пост Фердинанду Пиеху, который позже стал известен как «патриарх VW». При этом Хан оставался членом наблюдательного совета компании до 1997 года.
Позже он работал старшим консультантом в немецкой инвестиционной компании General Capital Group.
В 2007 году Карл Хан побывал в качестве почетного гостя на открытии сборочного завода «Фольксваген Рус» в Калуге
Глава рабочего совета Volkswagen Даниэла Кавалло назвала Хана «исключительной личностью», которой группа многим обязана. Он подчеркнула: «Потому что во время своего пребывания на посту генерального директора Карл Хан проложил путь к успеху благодаря своему стратегическому предвидению, чувству осознанию потенциала и предпринимательской смелости, которые до сих пор характеризуют нашу компанию». К его заслугам также можно отнести быстрое развертывание производства в Саксонии (после объединения Германии – авт.).
Ультрасовременный завод VW в Мозеле (земля Саксония), построенный по инициативе Карла Хана, вдохнул новую жизнь в автопром Восточной Германии
Лорд-мэр Хемница Свен Шульце похвалил Хана как «великого предпринимателя и человека, который всегда оставался связанным со своим родным городом». Политик из партии СДПГ написал, что Хан внес значительный вклад в развитие современного автопроизводства в Восточной Европе после 1990 года. За строительство автозавода в Мозеле (неподалеку от Цвиккау), который обеспечивает в Саксонии примерно 20 000 рабочих мест, Хан получил почетное гражданство города в 1994 году за свою приверженность региону.
Даже после ухода из VW Group Хан, который был женат и имел четверых детей, пользовался популярностью как писатель и лектор. В городе Вольфсбурге, где он жил до самой смерти, Хан, ставший его почетным гражданином (с 1994-го он также почетный гражданин своего родного Хемница, а с 1998-го и Цвиккау), входил в попечительский совет художественного музея, который помог открыть.
Уже 95-летний Карл Хан в своем кабине в Вольфсбурге сказал в интервью про электромобили: «Электродвигатель – невероятно простая технология. В мое время мы уже строили электромобили. С моей точки зрения, это путь в автомобильное будущее»
Там у него был рабочий кабинет, который оставался за ним и в статусе пенсионера. Карл Хан был награжден Австрией и ФРГ рядом почетных наград за вклад в развитие автопрома и экономики этих стран в целом.
Кстати, в 2015 году Хан издал автобиографическую книгу «Мои годы с Фольксвагеном», а в 2018 году даже стал «Человеком года» в Китае (так в Поднебесной оценили его провидческий дар, который привел страну к созданию самого большого национального автопрома планеты – авт.).
P.S. Несомненно, что вклад такого выдающегося менеджеров как Карл Хан (ставший немецким «Ли Яккокой») во многом предопределил современное лицо мирового автопрома, а также его будущее уже в 21 веке.
Редакция «Третьего Рима» присоединяется к соболезнованиям родным и близким г-на Карла Хана.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка
Объем производства ТС в РФ за 10 месяцев 2024 года вырос на 34,3% к 2023 году, но все еще на 45,6% ниже допандемийного 2019-го из-за обвала производства легковушек