Умер знаменитый итальянский дизайнер Марчело Гандини

Умер знаменитый итальянский дизайнер Марчело Гандини

14 марта 2024


В 85 лет скончался творец дизайна суперкаров Ferrari, Lamboghini и Maserati и множества прочих автомобилей Марчело Гандини


автор

Александр Климнов, фото autowp.ru, wikipedia.com



Вчера в Италии на 86-м году жизни скончался легендарный автомобильный дизайнер Марчелло Гандини.
gandini.gif

Маэстро Марчелло Гандини (1938–2024)

Родился будущий маэстро дизайна в Турине, в семье состоятельного аристократа. Его отец владел фармацевтической компанией, а свободное время посвящал музыке, дирижируя оркестром, так что карьеру музыканта прочили и Марчелло Гандини, но однажды, мальчик увидел на улице по дороге из школы американский переднеприводный седан-фастбек Cord 810 (один из самых необычных и технически интересных американских автомобилей 1930-х) – вот тогда-то Марчелло и решает, что будет автомобильным дизайнером.

Промышленным дизайнером Гандини работал в Италии с конца 1950-х, первоначально не имея никакого отношения к автомобильной промышленности. Свой первый автомобильный кузов он спроектировал в 1958 году от имени друга для шасси фирмы OSCA.

С 1965 по 1980 год – главный конструктор Bertone
В начале 1960-х он познакомился с Нуччо Бертоне. В 1963 году Гандини попытался устроиться на работу автомобильным дизайнером в кузовное ателье Bertone. Однако тогдашний главный дизайнер Bertone, Джорджетто Джуджаро, высказался против Гандини, который был его ровесником. Два года спустя, в ноябре 1965 года, Джуджаро устроился в ателье Carrozzeria Ghia. Вскоре после того, как Джуджаро покинул компанию Bertone, Нуччо Бертоне нанял Гандини в качестве своего нового главного дизайнера.
lamborghini_miura_p400_prototipo.gif

Lamborghini Miura P400 Prototipo 1966 года

Гандини никогда раньше не работал в автомобильном дизайне. Его первым проектом для Bertone стал суперкар Lamborghini Miura, представленный в 1966 году. Это купе Gran Tourismo центральномоторной компоновки с поперечным расположение двигателя позади сидений, но перед задней осью, что обеспечило оптимальное распределение нагрузки по осям. Далее он разработал такие модели этого бренда как Countach, Espada, Jarama и Urraco.
1969_Autobianchi_A112_Runabout_e_Marcello_Gandini.gif

Маэстро Гандини на фоне своего концепта Autobianchi A112 Runabout 1969 года

На протяжении многих лет Гандини разрабатывал для Bertone множество известных автомобилей, в основном спортивные купе для брендов Lamboghini и Maserati,
Fiat_132_GLS_1600.gif

FIAT 132 (1972–1981) – массовая модель среднеразмерного ФИАТа 1970-х

а также такие обычные дорожные модели как FIAT 132 (1972–1981), первое поколение BMW 5-серии [E12] (1972–1984) и Citroёn BX (1982–1994) и
LanciaStratosHF_2400ccm195PS_1978.gif

Купе Lancia Stratos было грозой раллийных трасс в середине 1970-х

другие серийные легковушки (например купе Lancia Stratos и FIAT X1/9),
bertone_x1_9_1977.gif

FIAT X1/9 1972 года был иконой стиля недорогих центральномоторных купе, тарга и родстеров 1970-80-х

а также грузовик Renault Magnum и еще огромное количество эффектных концепт-каров.
renault_magnum_ae_500_4_2_tractor.gif

Renault Magnum AE500 4x2 – произвел в начале 1990-х настоящую революцию среди магистральных тягачей

Так, именно во время его работы в ателье Bertone была создан Alfa Romeo Carabo – первый автомобиль с дверями «гильотинного» типа на переднем шарнире,
alfa_romeo_carabo.gif

Стремительный клинообразный стиль прототипа Alfa Romeo Carabo стал сенсацией и культовым примером передового итальянского дизайна начала 1970-х 

которые позже были приняты на для серийного купе Lamborghini Countach и его преемников.
lamborghini_countach_lp500.gif

Гильотинные двери Lamborghini Countach задали моду среди суперкаров несколько десятилетия  

С 1980 года: Marcello Gandini Design
В 1980 году Гандини покинул ателье Bertone и основал недалеко от Турина собственную дизайн-студию Marcello Gandini Design.

В 1980-х Гандини установил тесные отношения с Алехандро де Томазо, который в то время владел, среди прочих, такими марками спортивных автомобилей как De Tomaso и Maserati. Марчелло Гандини разработал дизайн ряда кузовов для обоих брендов.
maserati_shamal.gif

Купе Maserati Shamal стало ярким примером стиля Гандини 1980-х

Впрочем, из соображений экономии он часто ограничивался обновлением существующей базовой концепции. Так, например, Гандини разработал модель Maserati Shamal на основе модели Maserati Biturbo, а для модели 1990 года он пересмотрел кузов суперкара De Tomaso Pantera, спроектированный Томом Тьярдой двадцатью годами ранее.
maserati_quattroporte_IV.gif

Задние арки представительского седана Maserati Quattroporte IV – характерны для всех Maserati  дизайна Гандини

С другой стороны, такие модели как представительский седан Maserati Quattroporte IV и родстер Qvale Mangusta, который первоначально должен был выпущен как De Tomaso Biguà, были полностью переработаны.
qvale_mangusta_1.gif

Родстер Qvale Mangusta 1990 года и сейчас смотрится элегантно

Особенностью дизайна Гандини в 1990-х были характерные укороченные вырезы задних колес, которые в той или иной степени появлялись на большинстве его автомобилей этого периода.
CH7-Kompress.gif

Дизайн легкого вертолета Heli-Sport CH-7 также вышел из под пера Гандини

Будучи независимым дизайнером, с 1990 года Марчелло Гандини почти не занимался автодизайном, а работал в иных областях (архитектура, промышленный дизайн, например, им был создан экстерьер легкого вертолета Heli-Sport CH-7 [производство с 1996 года]) и продолжал консультировать другие компании.

В январе 2024 года Туринский политехнический институт присвоил Гандини почетную степень в области машиностроения.

Серийные автомобили и прототипы, чей дизайн разрабатывался Марчелло Гандини:
Alfa Romeo Montreal, Alfa Romeo Carabo, Autobianchi Runabout, BMW 5-serie (E12), BMW 2800 Bertone Spicup, BMW Garmisch, Bugatti EB110 (прототип), Citroёn BX, Citroёn GS Camargue, Cizeta V16T, De Tomaso Pantera Si, Ferrari Dino GT4, Ferrari Rainbow, FIAT 132, FIAT X1/9, Iso Lele, Iso Grifo 90, Innocenti Mini 90/120/De Tomaso, Jaguar Pirana, Jaguar Ascot, Lamborghini Countach, Lamborghini Diablo, Lamborghini Espada, Lamborghini Jarama, Lamborghini Jalpa, Lamborghini Marzal, Lamborghini Miura, Lamborghini Urraco, Lancia Prototipo Zero, Lancia Stratos, Maserati Biturbo Restyling, Maserati Chubasco, Maserati Khamsin, Maserati Ghibli II, Maserati Quattroporte IV, Maserati Shamal, NSU Trapeze, Qvale Mangusta, Renault R5 Turbo, Renault Supercinque, Renault Magnum, Stola S86 Diamante, Volvo Bertone Tundra.

P.S. Стиль Гандини был одним из самых ярких в 1960–1980-х и выделялся еще в 1990-х, определяя облик, прежде всего итальянских суперкаров, но и крупносерийные популярные модели брендов BMW, Citroёn, Fiat и Renault также выходили из под его пера, прочно утвердив его в числе самых выдающихся дизайнеров XX века.

Редакция портала для автомобилистов «Третий Рим» выражает свое соболезнование родным и близким маэстро Марчелло Гандини.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/я

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В июле и за 7 месяцев выпуск автомобилей в РФ вырос за счет легковых машин

В июле и за 7 месяцев выпуск автомобилей в РФ вырос за счет легковых машин

В июле и за 7 месяцев 2025 года выпуск легковушек в РФ несколько вырос, но грузовики и автобусы сильно упали

27.08.2025

ВАЗ продвинет LADA в Кыргызстан под маркой Muras

ВАЗ продвинет LADA в Кыргызстан под маркой Muras

АВТОВАЗ и кизгизский фонд Central Asia Capital построят совместный завод Muras  мощностью до 7000 автомобилей в год

27.08.2025

Начало сборки LADA Iskra в Питере уже на низком старте

Начало сборки LADA Iskra в Питере уже на низком старте

Проект сборки LADA Iskra в Санкт-Петербурге вышел на финальную стадию подготовки

26.08.2025

ВАЗ реконструировали за корпоративный отпуск на сумму 437 млн рублей

ВАЗ реконструировали за корпоративный отпуск на сумму 437 млн рублей

АВТОВАЗ провел за время августовского корпоративного отпуска 437-миллионную реконструкцию производства на всех филиалах

22.08.2025

Брянское предприятие «БН-Моторс» остановило сборку развозных фургонов марки BNM

Брянское предприятие «БН-Моторс» остановило сборку развозных фургонов марки BNM

Владелец предприятия «БН-Моторс» из Брянска говорит, что при «мертвом» рынке новых LCV малотиражная сборка фургонов марки BNM нерентабельна

13.08.2025

Haval построит под Тулой завод по выпуску трансмиссий

Haval построит под Тулой завод по выпуску трансмиссий

Тульский завод Haval уходит в корпоративный отпуск, а в 2026-м обещает построить в ИП «Узловая» завод трансмиссий и электронных компонентов

08.08.2025

EVOLUTE на пути к углубленной сборке обновленного гибрида i-SPACE

EVOLUTE на пути к углубленной сборке обновленного гибрида i-SPACE

В III квартале на липецком заводе «Моторинвест» развернется углубленная CKD-сборка гибридного кроссовера i-SPACE

30.07.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.