Завод «КАМАЗ-мастер» готовит новый гоночный грузовик

Завод «КАМАЗ-мастер» готовит новый гоночный грузовик

18 июня 2021


Журналистам федеральных СМИ было продемонстрировано современное производство гоночных грузовиков «КАМАЗ-мастер»


автор

Александр Климнов, фото автора


Завод «КАМАЗ-мастер», расположенный в Нижнекамске, представляет собой одно из самых современных и оснащенных производств в России. 
SAM_2916.jpg
На предприятии создают как новые гоночные грузовики, так и поддерживают в боевом состоянии ранее выпущенные машины, включая и исторические.
Zastavka.jpg
Сборка ведется стапельным методом, а всего на заводе трудится 180 человек, причем из-за интенсивной гоночной программы команды загрузка у них едва ли не запредельная. 
SAM_3044.jpg
Блок цилиндров получается из Китая с совместного производства DongFeng и Cummins, но на «КАМАЗ-мастер» от него мало что остается – только мощность и момент форсируются против серийных в три раза.
SAM_3110.jpg
Так выглядит устройство гоночного КАМАЗа – двигатель расположен в базе, причем на каждую машину ведется собственный паспорт и через определенное время заменяются не только все агрегаты, но даже сама «уставшая» рама машины.
SAM_3108.jpg
Тормозные механизмы собственного производства при установке оберегают особенно тщательно.
SAM_2989.jpg
Готовят на «КАМАЗ-мастер» и гоночные грузовики для участия в зачете серийных машин.
SAM_2934.jpg
При заводе, конечно, есть свой музей славы, где собраны многочисленные трофеи команды «КАМАЗ-мастер», завоеванные ею за десятилетия выступлений на международных и российских ралли.
Беляев_Альдар_Раисович.jpg
Экскурсию по предприятию и музею славы «КАМАЗ-мастер» провел легендарный штурман (в 1996–2018 гг.) Айдар Раисович Беляев.
SAM_2938.jpg
Такой впечатляющей коллекции «статуэток Бедуина» (золотых, серебряных и бронзовых призов «Дакара») нет ни у одного другого автопроизводителя мира.  
SAM_2924.jpg 
Справка: в сентябре 1988 года на ралли «Ельч» в Польше состоялся дебют команды из Набережных Челнов. В том первом в своей истории ралли-рейде камазовские спортсмены выступили на серийных полноприводных внедорожниках КАМАЗ 4310.
SAM_3067.jpg

Реплика первого гоночного КАМАЗ-4310, воссозданная на заводе «КАМАЗ-мастер» на основе армейского грузовика с хранения

Уже в начале 90-х годов, в тесном содружестве с заводскими конструкторами и испытателями, коллектив создал собственные спортивные грузовики: КАМАЗ 49250 и КАМАЗ 49251. Основой для этих машин служила самая совершенная на тот период времени техника Камского автозавода.
SAM_3064.jpg
В 1994 году команда выступила на автомобиле КАМАЗ-49252 с ярко выраженными спортивными характеристиками, принципиально отличающимися от обычных серийных грузовиков. На нем устанлвили 750-сильный двигатель, причем в базе (среднемоторная компоновка) и большие 25-дюймовые колеса. Скошенная сзади платформа внедорожника, призванная снизить аэродинамическое сопротивление, стала оригинальным этапом дизайна спортивного грузовика, оставшимся в истории. Уже через год три спортивных грузовика нового поколения позволят камазовским экипажам встать на победный подиум автомарафона «Париж-Москва-Пекин». Спустя несколько месяцев, в январе 1996-го, команда впервые станет победительницей легендарного ралли-марафона «Дакар».

Эксперименты над техникой иногда были даже чересчур смелыми. Например, спортивный КАМАЗ-49255 имел двенадцатицилиндровый двигатель мощностью в 1050 лошадиных сил. Его гипермощное сердце ломало трансмиссию, что и произошло на «Дакаре» 1998 года. Очень часто автомобили рождались в предельно сжатые сроки. Так, в 2002 году FIA наложила вето на участие в «Дакаре» грузовиков со среднемоторной компановкой, обеспечивающей хорошую развесовку и устойчивость. Камазовский грузовик был как раз таким. Но самая большая сложность состояла в том, что об этих нововведениях стало известно всего за полгода до старта.
SAM_3066_1.jpg
В краткие сроки был создан боевой спортивный грузовик КАМАЗ 49256 с двигателем мощностью в 830 лошадиных сил. Рождался он в муках, после каждого испытания с полигона машину увозили на трале. И только за несколько часов до отправки команды на «Дакар» погрешность была найдена и устранена. В итоге, автомобиль прошел проверку на прочность, принеся камазовцам очередное дакаровское золото.
SAM_3062.jpg

В заводской коллекции гоночных машин, те из них, что с табличками года выпуска выполняют роль уже исключительно экспонатов

Еще через год команда «КАМАЗ-мастер» совершила новый качественный скачок, создав (кстати, при непосредственном участии Айдара Беляева – авт.) новую модель спортивной машины. КАМАЗ 4911 EXTREME стал боевым автомобилем, не имеющим аналогов по проходимости, маневренности и динамике. За уникальные технические и эксплуатационные качества его нарекли «летающим грузовиком». И действительно, в руках таких мастеров, как пилот Владимир Чагин эта машина на скорости с легкостью отрывалась от земли, отталкиваясь от естественных трамплинов. С двигателем мощностью в 830 лошадиных сил автомобиль за десять секунд разгонялся до 100 км/ч.

С 1999 года традиционным испытательным полигоном для технических новшеств стало ралли «Desert Challenge» в Арабских Эмиратах, условия которого максимально приближены к дакаровским. Коллектив начал вести постоянную работу по уменьшению массы автомобиля, увеличению плавности хода и решению множества других важных задач по совершенствованию техники.

В 2007 году организаторы «Дакара» вновь изменили технические требования, предъявляемые к участвующим в гонке грузовикам, несколько смягчив их. В частности, стало возможным немного сместить назад двигатель, чем команда «КАМАЗ-мастер» и воспользовалась, улучшив развесовку и маневренность автомобиля, а также увеличив плавность хода. Однако, облегчение в одном повлекло за собой ужесточение в другом: были предъявлены новые требования к серийности. Если раньше, чтобы спортивный грузовик прошел омологацию, достаточно было выпустить с конвейера пятнадцать подобных машин, теперь требовалось – пятьдесят в течение двух лет. Поэтому вновь за основу новой модели был взят автомобиль, выпускаемый камским автогигантом для нужд армии.
SAM_3068.jpg
На исходе 2007 года появился на свет КАМАЗ-4326 VK. О добросовестности подхода к созданию машины свидетельствует один лишь факт: новый камазовский боевой грузовик первым прошел омологацию в своем классе. Предъюбилейный КАМАЗ-4326 VK, воплотивший все самые лучшие наработки команды доказал свой потенциал сначала на этапах чемпионата России, а затем и на «Дакаре 2009».
SAM_3075.jpg
В 2016 команда «КАМАЗ-мастер» презентовала спортивный грузовик капотной компоновки. Решение о создании новой машины было принято исходя из растущей тенденции по использованию автомобилей капотной компоновки во внедорожной спортивной дисциплине.
SAM_3072.jpg
В мае 2018-го был создан автомобиль с индексом КАМАЗ-43509. За 2019 год машина претерпела серьезную модернизацию: оптимизированы рабочие процессы двигателя, что позволило снизить дымность отработавших газов без ухудшения динамических свойств, усовершенствованы магистрали и элементы впускной и выпускной систем, уменьшено усилие на рулевое колесо, произошла перекомпоновка внутреннего оснащения кузова и оптимизирован центр тяжести автомобиля.
K5.jpg
К гонке «Шелковый путь 2021» команда готовит совершенно новый спортивный грузовик семейства К5, который команда намерена представить перед самым стартом гонки . В настоящее время работы по его сборке в стадии завершения (к сожалению на прошедшем мероприятии для СМИ представить новинку команда не успела и журналисты смогли увидеть только закамуфлированный автомобиль в сборочном цехе). Планируется, что пилотировать новую машину под номером #501, которая вобрала в себя весь опыт предыдущих лет выступлений, должен будет действующий чемпион ралли «Дакар» Дмитрий Сотников.

По словам заместителя директора команды по производству и развитию Сергея Савостина, конструкторы «КАМАЗ-мастера» при разработке и конструировании новой машины держали в голове вероятные изменения в техническом регламенте FIA, который принимается для планируемого с 2022 года грузового зачета Чемпионата мира по внедорожным ралли. Технические регламенты обновляются с периодичностью раз в 5-7 лет и, как правило, исполнение изменений влечет для команд переделки в машинах и существенные финансовые затраты. 2020 год прошел в режиме плотного обсуждения специалистами команд и технических комиссаров его пунктов. Большое участие в этой работе принимает технический директор команды Владимир Губа. 
 
P.S. Само предприятие «КАМАЗ-мастер» произвело впечатление именно своей культурой без оговорок по самому высоким мировым стандартам, не только по большому (производству гоночных траков), но и в таких малостях как, например, заводская столовая – именно из таких мелочей и складывается победная история команды.
    
Следите за новостями на портале www.rim3.ru  

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В Калуге перезапустят производство «каблучка» Peugeot Partner B9

В Калуге перезапустят производство «каблучка» Peugeot Partner B9

Бывший калужский завод «ПСМА Рус» запускает производство автомобилей брендов Haval и Peugeot

13.01.2025

Бразилия обвиняет BYD в рабской эксплуатации рабочих на строительстве завода в штате Баия

Бразилия обвиняет BYD в рабской эксплуатации рабочих на строительстве завода в штате Баия

Подрядчик BYD привез на стройку завода в бразильском городе Камакари сотни китайских рабочих по незаконным визам и эксплуатировал их в рабских условиях

08.01.2025

В России созданы производственные мощности для выпуска 3 млн автомобилей

В России созданы производственные мощности для выпуска 3 млн автомобилей

Российский вице-премьер Мантуров считает количество автозаводов в стране оптимальным

06.01.2025

Обанкротился производитель звезды Mercedes-Benz и овалов Audi

Обанкротился производитель звезды Mercedes-Benz и овалов Audi

Банкротство производителя автокомпонентов Gerhardi Kunststofftechnik GmbH оставит без работы еще 1500 немецких рабочих

28.12.2024

Honda Versus Nissan – тонкая серебряная линия

Honda Versus Nissan – тонкая серебряная линия

Эксперты продолжают рассуждать о смутных перспективах будущего холдинга Honda-Nissan-Mitsubishi и неясной роли в сделке правительства Японии

27.12.2024

Умер Осаму Судзуки – отец японских кей-каров и нового индийского автопрома

Умер Осаму Судзуки – отец японских кей-каров и нового индийского автопрома

Глава компании Suzuki, который привел японского автопроизводителя в Индию, умер в возрасте 94 лет

27.12.2024

Программа «Будущее Volkswagen» сохранит заводы в Германии, но сократит их производство вдвое

Программа «Будущее Volkswagen» сохранит заводы в Германии, но сократит их производство вдвое

Программа Zukunft Volkswagen: вместо отказа от закрытия заводов в Германии – перенос производства в другие страны

26.12.2024

Возврат к списку