Американские гиганты IT-бизнеса и автопрома скупают стартапы беспилотников
12 июля 2019
Apple купил стартап Drive.ai, а альянс Ford и Volkswagen – стартап Argo Ai
Александр Климнов, фото Automotive News
В конце июня легендарный производитель культовых смартфонов iPhone – компания Apple купила практически обанкротившийся стартап Drive.ai , занимавшегося разработкой ИT-систем для беспилотников уже не выглядит неоправданной. По данным Associated Press (AP) сумма сделки не раскрывается, хотя два года назад стартап оценивался в $200 млн.
Беспилотные вэны Nissan NV200 с аппаратурой Drive.ai обкатывали в Техасе
Приобретение Drive.ai дает Apple права на ее технологии, применявшиеся на беспилотных микроавтобусах, проходивших испытания на коротких маршрутах в двух городах Техаса – Арлингтоне и Фриско. Не попала в пресс-релиз и дальнейшая судьба инженеров, ранее работавших на Drive.ai, но после сделки потерявших работу.
И все же по данным пресс-службы Apple десятки инженеров по аппаратному и программному обеспечению из Drive.ai снова были наняты для работы над проектом Apple. Это свидетельствует, что Тим Кук решил не отказываться от проекта автономного автомобиля Apple под которое было создано подразделение Project Titan.
Также стало известно, что Apple успел купить Drive.ai буквально за несколько дней до ликвидации данного стартапа. Так 28 июня компания Drive.ai подала соответствующее уведомление местным властям, в котором информировала, что собирается окончательно прекратить работу и уволить 90 сотрудников, причем, это случилось за несколько дней до сделки с Apple.
А ведь еще лишь год назад именно Drive.ai считался одним из наиболее перспективных стартапов в области беспилотных машин. Ноу-хау компании стал метод глубокого машинного обучения (deep learning), согласно которому машины должны быть способны распознавать друг друга и избегать столкновения с объектами на дороге. В 2017 году Drive.ai заявляла, что планирует тестировать роботакси вместе с сервисом Lyft, однако, впоследствии данный проект так и не состоялся.
В свою очередь Apple в начале этого года уволила около 200 сотрудников из собственного подразделения Project Titan, в котором числится более 5000 человек.
Слева направо: Джим Хэкетт (глава Ford Motor), Брайан Сейлскай (глава Argo Ai) и Герберт Дисс (президент Volkswagen Group)
Сегодня 12 июня концерны Ford и Volkswagen, заключившие еще в начале года альянс по разработке и выпуску пикапов (отвечает Ford) и LCV (отвечает Volkswagen), который должен заработать с 2022 года, объявили о расширении сотрудничества.
Альянс будет не финансовым, а чисто инжиниринговым, для чего будет создан новый совет, включающий топ-менеджеров обоих концернов. При этом Ford и Volkswagen вскладчину покупают американский стартап Argo Ai, разрабатывающий беспилотники на базе автомобилей марки Ford.
Концерны вскладчину инвестируют в стартап $7 млрд, причем $1,6 млрд Volkswagen Group вносит натурой – передает Argo Ai собственную дочернюю фирму AID (Autonomous Intelligent Driving), которая станет ее европейским подразделением. Соответственно стартап переформировывается в международную компанию, а ее штат возрастет с 500 до 700 сотрудников. Основной работой Argo Ai считается электронная платформа SDS (Self Driving System) 4-го класса автономности с расчетом на ее интеграцию в серийные модели концернов Ford и Volkswagen.
Естественно, что партнеры не могли обойти и такую область сотрудничества как электромобили. Так, Volkswagen подкинул Ford свою модульную платформу MEB под его будущий массовый BEV. Данный электромобиль, предназначенный для европейского рынка, станут выпускать с 2023 года на заводе Ford Köln. Планируется, что за первые шесть лет производства будет выпущено 600 тысяч электромобилей Ford на платформе VW MEB.
Планы альянса простираются и на вторую совместную модель. Причем электромобили будут созданы не простым бейджинжинирингом, но их кузова будут разработаны индивидуально под каждый бренд. Это именно то что и нужно для использования эффекта масштаба – с увеличением объема выпуска электрокомпонентов их снижающаяся себестоимость позволит сбавить и цену на электромобили.
P.S. Если стартапы по беспилотникам скупают – значит кому-нибудь важному это нужно! Мировое экспертное сообщество сделало однозначный вывод, что за беспилотниками (безотносительно к электромобильности) будущее, так что нынешнее вступление в игру вступают такие мировые воротилы как Apple и Ford в альянсе в Volkswagen, то и ежу понятно, что дело робокаров рано или поздно выгорит. Оно уже не может не выгореть – слишком высоки делаются ставки в новой «большой игре» за передел мирового авторынка. То, что в игру вступают и такие IT-гиганты как Apple и Google тоже вполне предсказуемо – новый рынок беспилотников обещает вырасти в один из самых емких в мире (к 2050 году, т.е. за 30 лет его размер может дойти до $7 трлн (!)). Это такой куш, за который сломается еще немало самых высокотехнологичных копий и утечет между пальцев множество миллиардов. Место России в таком раскладе представляется где-то между рыбацкой шаландой и портовым буксиром, словом белеет мой парус такой одинокий на фоне стальных кораблей. В стране еще никак докончить главный автобан М-11 (без всяких хай-тековких примочек) не могут, а краеугольная для беспилотников технология 5G, требует мачт-ретрансляторов буквально через каждые 100-150 метров (!). Таких затрат страна не потянет, даже если нефтяной баррель снова перевалит за $150! А ведь сеть сверхскоростного мобильного доступа 5G только одно из условий допуска беспилотников на дороги общего пользования. На фоне невероятных (по нашим меркам) инвестиций Пекина в электромобильность и беспилотность, а также санкций со стороны Запада, скорее приходится поверить, что отечественные импортозамещающие технологии беспилотности придут через ВПК. Гражданский же сектор при наличии отсутствия производства комплектующих в лучшем случае будет довольствоваться адаптацией зарубежных систем к отечественным специфическим условиям.
Загрузка