Беспилотные КАМАЗы – движение от «МАЯКа» к «МАЯКу»
20 июня 2025
Глава КАМАЗа Когогин прибыл на ПМЭФ-2025 на беспилотном тягаче МАЯК-2
Александр Климнов, фото и сканы с видео производителя
В рамках проходящего Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин оценил эффективность коммерческих перевозок в беспилотном режиме, проехав на беспилотном магистральном тягаче КАМАЗ второго поколения по федеральной трассе М-11 «Нева».
В проезде также принял участие заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, который проехал по трассе М-11 на пассажирском сиденье автономного магистрального тягача КАМАЗ первого поколения (МАЯК-1).
Развитие беспилотного транспорта – один из актуальных трендов автомобильной отрасли. «КАМАЗ» занимает лидирующие позиции в этой области.
Компанией разработана линейка грузового беспилотного транспорта различного применения.
Напомним, два года назад, в рамках Петербургского международного экономического форума – ПМЭФ-2023, состоялся запуск движения беспилотных магистральных тягачей КАМАЗ по федеральной трассе М-11 «Нева».
Сейчас на этой трассе успешно эксплуатируется ряд беспилотников, в том числе 20 единиц высокоавтоматизированных транспортных средств КАМАЗ, получивших название «МАЯК».
В последствии было принято решение расширить географию проекта и действие программы экспериментального правового режима.
В августе 2024 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление, разрешившее запуск беспилотных грузоперевозок на ЦКАД в Московской области и на трассе М12 «Восток».
КАМАЗ, как активный участник этого масштабного проекта, предоставил для перемещения по ЦКАД три беспилотных автомобиля – два грузовика МАЯК-1 и машину второго поколения МАЯК-2.
Все они созданы на базе магистрального тягача КАМАЗ-54901.
Генеральный директор компании-производителя Сергей Когогин лично оценил новую версию беспилотного магистрального тягача КАМАЗ – автомобиль МАЯК-2, проехав в кабине транспортного средства по участку от города Солнечногорска в сторону Санкт-Петербурга.
Под наблюдением Сергея Когогина высокоавтоматизированное транспортное средство успешно преодолело более 150 км в беспилотном режиме.
Как отметил глава компании, введение экспериментально-правового режима на трассе М-11 «Нева», а сейчас и на ЦКАД, дало возможность запустить беспилотные тягачи КАМАЗ и протестировать разработки на дорогах общего пользования.
За время работы беспилотных автомобилей «МАЯК» в реальных условиях эксплуатации компанией проведена большая работа по совершенствованию алгоритмов и программного обеспечения управления автономными автомобилями, а также по разработке собственных высокоточных карт маршрутов движения автомобилей и подбору аппаратного обеспечения автономного движения.
Г-н Когогин поделился впечатлениями от поездки: «Цель моя была – убедиться самому лично на достаточно большом расстоянии, что мы со второго уровня автоматизации перешли на третий уровень. Все изменения, которые мы планировали, в машине внедрены. Конечно, это в значительной степени снижает нагрузку на водителя, повышает безопасность транспортного средства. Важный вопрос – это экономические показатели. Удельный расход топлива, когда я сидел за рулем, практически не превышал показатель 21 л. Автопилот четко удерживает обороты, скорость не превышает, держит самый оптимальный режим».
Благодаря проекту «Беспилотные логистические коридоры и введению экспериментально-правового режима компания от стадии пилотных образцов постепенно переходит к стадии предпромышленного внедрения.
МАЯК-2 – это новое поколение беспилотных автомобилей КАМАЗ, так называемые предсерийные образцы, представляющие собой модернизированную версию автомобиля МАЯК-1, в том числе в плане подбора компонентной базы.
МАЯК-2 создавался уже на базе санкционно устойчивой версии автомобиля КАМАЗ-54901.
При этом вся компонентная база, которая отвечает за обеспечение автономного движения, в автомобиле МАЯК-2 тоже санкционно устойчивая.
Машина доработана с учетом эксплуатации автомобиля первого поколения в реальных условиях, например, инженерами компании были пересмотрены места установки сенсоров, установлены более производительные решения: более точная навигация, более дальнобойные лидары, радары, более устойчивая связь.
Таким образом, качественно улучшены технические характеристики автомобиля в плане аппаратного обеспечения автономного движения.
Сергей Когогин сказал: «КАМАЗ – на сегодня единственный российский производитель высокоавтоматизированных транспортных средств на базе грузового шасси собственного производства. Компания располагает необходимой научно-технической компетенцией и продолжает работу по совершенствованию технологии беспилотной доставки. Как результат – сегодня я оценил машину уже второго поколения – МАЯК-2. Этот автомобиль – очередной шаг к итоговой версии беспилотника, который пойдет в серийное производство. С каждым годом мы приближаемся к конечной цели. Благодаря реализации федерального проекта и большому опыту, наработанному компанией к этому дню, то, что ещё вчера казалось мечтой, сегодня становится реальностью».
Говоря о планах, Сергей Когогин отметил, что в текущем году компания планирует выпустить образцы беспилотных грузовиков МАЯК-2.5 – это улучшенная, дополненная версия грузовиков МАЯК-2.
Еще через полтора-два года планируется выпустить МАЯК-3 – автомобиль, максимально близкий к серийному решению.
P.S. Развитие беспилотных грузовых перевозок по специально оснащенным для этого автотрассам, пожалуй, на сегодня наряду с шаттлами и роботакси – наиболее реалистичный тренд внедрения автоматизированного транспорта на дорогах общего пользования. Также развивается автоматизированный транспорт и в карьерах, по которым у КАМАЗа также есть собственные наработки.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.