Беспилотные магистральные КАМАЗы пошли по федеральной трассе М-11 «Нева»
14 июня 2023
С 14 июня на трассе М-11 стартовал первый этап проекта «Беспилотные логистические коридоры» – запущено движение беспилотных магистральных тягачей КАМАЗ
Александр Климнов, фото КАМАЗ и forumspb.com
Сегодня, 14 июня, в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» состоялся запуск движения беспилотных магистральных тягачей КАМАЗ по федеральной трассе М-11 «Нева».
Запуск беспилотных грузовиков КАМАЗ на скоростной магистрали М-11 «Нева» для перевозки грузов по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Санкт-Петербург стал первым этапом проекта «Беспилотные логистические коридоры» и состоялся в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023).
Всего в рейс вышло четыре цифровых магистральных тягача, которые в составе автопоезда с полуприцепом будут осуществлять грузоперевозки между двумя городами.
Автомобили созданы на базе магистрального тягача КАМАЗ-54901 (фото выше и на заставке). Тягач оснащен системами связи, навигации, технического зрения, обработки входящей информации. Управление тормозной и рулевой системы, двигателя и АКП осуществляется с применением электронной кан-шины.
Беспилотные автопоезда будут работать между логистическими терминалами Москвы и Санкт-Петербурга по концепции hub-to-hub, без заездов в города. Протяженность маршрута составит 650 км.
Как пояснил главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко, беспилотные магистральные тягачи будут работать в режиме 24/7, то есть ограничения, связанные с режимом труда и отдыха водителей, на эту технику не распространяются. Автомобиль будет останавливаться только на погрузку-разгрузку, заправку топливом, а также для проведения технического обслуживания автомобиля – замену фильтров, масла и т. д. Во время движения, в соответствии с программой ЭПР (экспериментальный правовой режим) в кабине беспилотника будет находиться инженер-испытатель, готовый перехватить управление в экстренных ситуациях.
Движение высокоавтоматизированных транспортных средств на трассе М-11 «Нева» запущено в рамках введенного экспериментально-правового режима (ЭПР) для беспилотного грузового автотранспорта. Цель запуска – проведение исследовательских испытаний автомобилей-роботов на дорогах общего пользования, отработка алгоритмов, грузопотоков, организационных особенностей эксплуатации автомобилей-роботов. Также немаловажным будет параллельное выстраивание системы взаимодействия между оператором беспилотных перевозок, логистическим компаниями и оператором инфраструктуры.
Проектный консорциум сформирован с крупнейшими российскими разработчиками технологий, автопроизводителями, перевозчиками и грузоотправителями. Помимо производителя высокоавтоматизированных транспортных средств ПАО «КАМАЗ», участниками состоявшегося запуска беспилотной техники стали Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК), «Газпромнефть-Снабжение», ГК «Автодор» как оператор инфраструктуры, другие компании.
Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин так прокомментировал событие: «Развитие беспилотного транспорта – один из актуальных трендов автомобильной отрасли. «КАМАЗ» занимает лидирующие позиции в этой области. Компанией разработана линейка грузового беспилотного транспорта различного применения. Часть этой техники уже прошла испытания в реальных условиях эксплуатации на закрытых территориях. Введение экспериментально-правового режима на трассе М-11 «Нева» и состоявшийся запуск беспилотных магистральных тягачей КАМАЗ даёт возможность протестировать наши разработки в области беспилотного грузового транспорта на дорогах общего пользования, а также позволит на практике, в условиях реального движения апробировать коммерческое использование технологии беспилотных грузовиков».
Заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» – директор по развитию Ирек Гумеров рассказал: «Сегодня «КАМАЗ» работает над рядом проектов по беспилотной технике. В ближайшем будущем компания сможет расширить свою клиентскую базу, включив в семейство высокоавтоматизированных транспортных средств как привычные всем гражданские направления – перевозку пассажиров, грузов, так и узкоспециализированные технические решения. Результаты первого этапа проекта «Беспилотные логистические коридоры» определят планы по дальнейшему развитию направления и график производства этой техники».
Проект «Беспилотные логистические коридоры» выступает частью стратегических инициатив Минтранса России. Они разработаны в рамках исполнения поручений Президента России и Правительства РФ по подготовке Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли. Технологические, организационные и бизнес-решения, которые будут отработаны в рамках экспериментально-правового режима на М-11, лягут в основу и будущих транспортно-логистических коридоров. К 2030 году беспилотные перевозки планируется организовать на 19,5 тыс. км федеральных дорог.
По данным Минтранса, использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования позволит повысить безопасность движения, будет способствовать созданию новых видов коммерческой деятельности, сократит издержки на оплату труда водителей и на топливо.
На ПМЭФ-2023 на сессии «Поехали! Грузовые пилотные перевозки: впервые на магистрали – и комплексно» запуск проекта «Беспилотные логистические коридоры» был рассмотрен во всех подробностях. Ниже приводится часть стенограммы сессии.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ Реализация первого в России проекта беспилотной дороги позволит сократить расходы на перевозку грузов
Директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова сказала: «Сегодня мы открыли первую в России беспилотную дорогу. Да что там – первую в мире. <…> У нас во главе угла – экономика беспилотной перевозки, которая в итоге должна стать лучше, чем экономика с водителем, иначе зачем нам технологии, которые не дают экономического эффекта».
Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Альберт Каримов сказал: «Сегодня мы находимся на этапе нового большого пути. Уже ясно, что компетенции у нас есть, инженерная школа есть, разработки есть, софт есть».
Заместитель Министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов отметил: «Необходимо создать бизнес-модель, при которой беспилотная перевозка будет конкурентоспособна… или даже более эффективна и дешева. <…> Очень важно, что старт дан с отечественными транспортными средствами».
Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин сообщил: «После появления определенных ограничений мы были вынуждены переходить на российскую компонентную базу. <…> Все занимались радарами, лидарами, видеокамерами – сегодня мы имеем [базу] достаточно хорошую для того, чтобы утверждать, что мы можем независимо от них [бывших партнеров из стран Европейского союза] это сделать».
Заместитель директора ООО «ПЭК» Вадим Филатов резюмировал: «У нас будет реальный транспортный трубопровод, по которому будут беспрерывно двигаться грузы».
ПРОБЛЕМЫ Отсутствие юридической базы для работы с беспилотниками и недоверие людей
Генеральный директор SberAutoTech Григорий Форостовский сообщил: «Чем больше компаний вовлечено в разработку беспилотного транспорта, тем быстрее он станет реальностью. <…> Мы тоже вступаем в экспериментальный правовой режим».
Сергей Когогин задал резонный вопрос вопрос: «Юридический вопрос: кто несет ответственность за [беспилотное автоматизированное] транспортное средство, вышедшее на дороги общего пользования?».
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Андрей Белоусов заметил: «Сегодня говорили, что главная задача – создать правовой режим, вывести беспилотники на дороги общего пользования, сделать умную дорогу. <…> На самом деле главная задача в том, как сделать так, чтобы люди поверили».
Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Альберт Каримов рассказал: «Нужно формировать юридическую и нормативную базу под возникновение этой отрасли с точки зрения ответственности, стандартов безопасности. В этом направлении ведется большая работа — у нас на базе НАМИ сегодня создается полигон испытания, апробирования, сертификации беспилотных транспортных средств. В этот проект будет вложено порядка 4,5 млрд рублей, и мы рассчитываем, что он будет запущен в 2025 году».
Стабилизация рынка требует активного развития сети грузовых автономных перевозок
Заместитель директора ООО «ПЭК» Вадим Филатов сообщил: «Рынок автоперевозчиков находится в турбулентности, потому что у нас ушли семь производителей европейской автотехники, у нас очень поднялась стоимость автозапчастей – на 20–30%, есть запчасти, которые подорожали на 80%. У нас катастрофическая нехватка водителей – это стареющая профессия. В связи с этим новые технологии, запуск новых проектов, беспилотников в том числе – это те вещи, которые очень актуальны для автоперевозчиков».
Генеральный директор SberAutoTech Григорий Форостовский выразил озабоченность: «В данный момент 160 тысяч магистральных грузовиков простаивают из-за недостачи водителей. И эту проблему можно уже сейчас решить с помощью имеющихся технологий».
Гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин сообщил: «Организационные вопросы, которые нам предстоит решить, касаются беспилотной логистики, веб-системы «Заказчик», веб-системы «Диспетчер», веб-системы «Оператор». <…> Система взаимодействия оцифрована, включая детальный пользовательский интерфейс. На следующем этапе нам необходимо развивать логистический терминал».
РЕШЕНИЯ Привлечение в отрасль новых компаний, работающих в сфере безопасности
Сергей Когогин сказал в заключение: «Кибербезопасность: если мы с вами сегодня говорим о том, насколько транспортное автоматизированное средство безопасно на дорогах, как оно распознает препятствия, автомобили, людей и животных – на это все мы имеем четкие ответы. <…> Но когда стоит вопрос о кибербезопасности – это несколько иное. <…> Вопрос номер один – безопасность, вопрос номер два – продолжительность рабочего времени. Достаточное количество профессиональных водителей – это вопрос номер три, и, боюсь, сегодня он уже на первом месте. Очевидно, что все условия складывались заранее для того, чтобы эта тема имела право на жизнь».
Альберт Каримов сообщил: «Создание необходимой компонентной базы под оптимизированное движение — этот вопрос уже решается. Значительное число компонентов производится нашими отечественными производителями. <…> По мере того как сфера применения этих устройств будет расширяться, будет возникать локальный российский рынок, увеличиваться объем потребления этих изделий, будут реализовываться новые проекты с использованием инструментов государственной поддержки».
Создание под контролем государства условий для движения беспилотников с грузами, в том числе новых сервисов
Замминистра Минпромторга РФ Альберт Каримов сказал: «Развитие беспилотного движения – это магистральное направление развития технологического прогресса. <…> Наша промышленность способна справляться не только с самыми серьезными вызовами и проблемами, но при этом еще и думать, реализовывать проекты в области развития, поддерживать необходимый технологический уровень на современном этапе. <…> Это является стратегическим развитием промышленности. <…> Прорабатываем возможность создания полигона в области сельскохозяйственного машиностроения, поскольку это одно из перспективных направлений для применения беспилотных транспортных средств. Кроме того, проект полигона [беспилотников] по рельсовому транспорту – он на сегодняшний день активно прорабатывается вместе с горэлектротранспортом… города Санкт-Петербурга».
Председатель правления государственной компании «Российские автомобильные дороги» Вячеслав Петушенко уточнил: «Что качается сервисов… мы на своих трассах занимаемся связью в том числе, так, на трассе М-11 поставили 105 мачтовых опор. <…> На М-12… cразу при проектировании дороги заложили комплексный проект для того, чтобы там развивать все сервисы, которые сегодня нужны водителям, в том числе для перецепки, создания логистических центров перегрузки».
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Андрей Белоусов подвел итог: «Я уверен, что дорогу М-11 мы освоим, здесь будут ездить беспилотники».
P.S. Проблем перед беспилотными грузовыми перевозками еще множество как технических, так и юридических, а вот нехватка водителей уже вовсю проявляется здесь и сейчас, так что госорганам в союзе с предпринимателями надо уже вовсю думать как расшить данное узкое место национальной логистики помимо привлечения водителей-гастарбайтеров…