Прототип безкабинного роботрака назван КАМАЗ-3373 «Челнок»
Александр Климнов, фото КАМАЗ
Недавно мы рассказывали о том, что в открытой базе Роспатента появились изображения безкабинного грузовика с электроприводом. Заявка, поданная еще летом 2019 года, указывает патентообладателем ПАО «КАМАЗ». При полном отсутствии кабины грузовик выглядит для сегодняшнего дня достаточно странно – просто прямоугольный кузов на двухосном шасси, с некрупным дорожным просветом, круглыми фарами, задними фонарями и вентиляционной решеткой.
КАМАЗ-3373 «Челнок»
На фирменном сайте производителя выложены первые технические подробности. Так, оказывается новинка, по которой сейчас ведутся отладочные работы получила отраслевой индекс КамАЗ-3373 и собственное название «Челнок». Это автономный аккумуляторный грузовой электромобиль с бортовой платформой грузоподъемностью 10 т. Конструктивно машина представляет собой двухосное шасси с симметричной платформой, расположенной по центру шасси, где обе оси поворотные, для максимального увеличения возможности маневрирования на небольших участках.
Это шестой по счету беспилотный автомобиль компании КАМАЗ и первый – безкабинный (на заставке вместе стоят «Челнок» и беспилотный грузовик предыдущего 5-го поколения на базе вездехода КАМАЗ-43118).
Электромобиль «Челнок» оснащен дублированной передней и задней светотехникой, как следствие – позволяющей осуществлять равнозначное направление движения вперед или назад (по принципу «тяни-толкай»). Во время движения в одном направлении зажигаются соответствующие передние фары, а на противоположной стороне – задние габаритные фонари. При смене движения «Челнока» в обратную сторону освещение переключается соответственно направлению движения.
Основным формообразующим и стилистическим элементом экстерьера автомобиля стали оригинальные боковые облицовочные панели, которые гармонично соподчинены с передним и задним бамперами. Бамперам приданы четко выраженные лаконичные линии. Боковые облицовочные панели включают вентиляционные решетки, которые предназначены для забора воздуха для охлаждения тяговых батарей и электродвигателя. Низкий центр тяжести обеспечивает расположение тяговых батарей в нижней части шасси. Батарейный блок, расположенный в пределах колесной базы, обслуживается через откидные боковые панели.
Передняя и задняя части «Челнока» оснащены одинаковыми элементами машинного зрения, обеспечивающими работу роботрака в автономном режиме
Они скомпонованны таким образом, чтобы создать еще и формообразующие линии, подчеркивая тем самым единое стилевое решение и придавая целостное восприятие «Челнока» со стороны.
Главный конструктор инновационных автомобилей Научно-технического центра ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко рассказал: «Занимаясь разработкой беспилотных автомобилей, мы поняли, что автономные грузовые автомобили – это уже не фантастика, а новые реалии, – поделился. – Если машина работает автономно, то исключается необходимость кабины, которая добавляет к стоимости машины значительную сумму. Создание бескабинного грузовика позволит избежать этих затрат, сделает машину более симметричной. Любая инженерная мысль стремится к простоте и совершенству. «Челнок» можно смело назвать мировой премьерой. С геометрической точки зрения он представляет собой простой параллелепипед, имеющий целый ряд преимуществ перед обычными грузовыми автомобилями».
Среди бесспорных преимуществ «Челнока» разработчики выделяют возможность движения электромобиля как передней, так и задней частями, что позволяет избежать лишних манипуляций при смене траектории движения. Формула рулевого управления 1-2 (обе оси поворотные) обеспечивает возможность управления обеими осями одновременно, что значительно повышает маневренность. Естественно, что «Челнок» отличается и идеальной развесовкой по осям – 50:50.
Кроме того, «Челнок» оснащен уникальной надстройкой, предусматривающей пятистороннюю загрузку и разгрузку груза. Это позволяет использовать любую инфраструктуру логистических хабов автопредприятий.
Габариты безкабинного прототипа «Челнок» составляют 8,0x2,5x4,0 метра. Максимальная скорость машины ограничена электроникой 40 км/ч. Электрический роботрак оснащен синхронным электродвигателем на постоянных магнитах с векторным управлением, что дает постоянную частоту вращения при различных нагрузках.
P.S. Многое из того, что еще вчера было непривычным (самый яркий пример – мобильные телефоны и смартфоны) – сегодня уже неотъемлемая часть окружающего нас мира. Несомненно, так будет и с автономными грузовиками, т.е. роботраками. Во всяком случае отсутствие кабины или какой-либо передней стенки, позволяющее осуществить разгрузку-погрузку с пяти сторон – оригинальное передовое технологическое решение, которое может, если, не завтра, то послезавтра стать отраслевым стандартом в мире автотранспортной логистики.
Загрузка