На Московском Международном автосалоне (ММАС) Группа ГАЗ в рамках технологического фестиваля "Mobilistic'18" показала сразу два беспилотника на базе электробусов "ГАЗель NEXT". Машины различаются не только цветом, но главным образом, технической начинкой систем автономного управления. Едва ли не самой актуальной для нашей страны функцией стала "интуитивная" система распознавания границ проезжей части при отсутствии дорожной разметки, а также защита от кибератак.
Это уже не первые разработки ГАЗа в области автономного движения. Сейчас компания осуществляет полевую обкатку нескольких вариантов машин с автопилоткамию различающимися как конструкцией, так и степенью автономности. Беспилотные ГАЗы могут выполнять самостоятельное движение по заданному оператором маршруту при этом самостоятельно определяя возникающие на пути препятствия (стационарного типа и движущиеся).
Центральный компьютер способен оценивать возможные пересечения траектории движения беспилотного автомобиля и препятствий. Соответственно компьютер выбирает вариант действий – остановить ли ему машину (включая экстренное торможение) или объехать препятствие.
Естественно, что обе машины укомплектованы системами позиционирования GPS/ГЛОНАСС с высокоточными модулями с приемниками дифференциальных поправок, которые позволяют устанавливать местоположение машины с точностью до 1 см.
Предусмотрены также блоки инерциальной навигации, которые позволяют не терять направление движения при кратковременном прерывании сигнала со спутника (в тоннелях, под мостами и проч.). Естественно, в наличии и системы распознавания дорожной разметки, знаков и прочей дорожной инфраструктуры.
Различия в беспилотниках заключаются в том, что на одном из них использована дополнительная система локализации с лидаром (лазерными датчиками), позволяющая задействовать оригинальную систему распознавания границ проезжей части без наличия на ней дорожной разметки, которая ориентируется по косвенным признакам. Данная уникальная технология – совместная разработка специалистов ГАЗа и группы ученых Нижегородского государственного технологического университета им. Р.Е.Алексеева.
Другой беспилотник оснащен системой управления на основе стереокамер, представляющих собой пассивные устройства сбора визуальной информации об окружающей машину обстановке. Такие стереокамеры отличаются низким уровнем внешнего излучения и не создают проблем прочим беспилотным автомобилям. При этом сами устройства надежно защищены от влияния внешних помех и кибератак. Система включает несколько блоков широкоугольных стереопар, которые формируют "карту глубин" вокруг машины, подсистему кругового обзора и подсистему ультразвуковых датчиков большого радиуса действия. Оптимальному использованию вычислительных мощностей управляющего компьютера способствует различная частота обработки данных от сенсоров и датчиков, что зависит от ряда внешних факторов: скоростного режима, помех, погодных и дорожных условий.
Отработанные на данных образцах передовые решения в рамках "беспилотных" проектов ГАЗов в дальнейшем найдут применение на последующих беспилотных транспортных средствах, а также в ассистерах водителей Advanced driver-assistance systems (ADAS), внедрение которых предполагается на будущих серийных моделях ГАЗа.
Испытания беспилотных автомобилей и системы ADAS проходят на специальном участке полигона ГАЗ, на котором имитирована городская среда, а машины можно гонять в круглогодичном режиме. Испытания внутризаводского транспорта ведутся на маршруте, проложенном внутри территории автозавода.
Опыт ГАЗа по разработке беспилотных транспортных средств и подготовке кадров для высокотехнологичных разработок насчитывает уже достаточно много лет. Так, с 2008 года компания участвует в программе "Робототехника", где к испытаниям автономных транспортных систем подключены ведущие профильные ВУЗы страны. Так, на сегодня уже 72 выпускника программы нашли работу по профилю в инженерных службах ГАЗа.
Продвигаются дела и внедрением беспилотников в реальную городскую среду. Так, согласно подписанному в июле 2018 года соглашению ГАЗа с Правительством Москвы, ФГУП "НАМИ" и компанией "Яндекс" намечается развитие и внедрение беспилотного транспорта в Москве. Соглашение предусматривает развитие телематических транспортных и интеллектуальных автомобильных систем и услуг на их основе. Намечена и совместная работа в сфере обеспечения кибербезопасности, что необходимо для перспективного развития беспилотных систем, а также популяризации такого транспорта для его эффективной работы в городской транспортной среде.
Загрузка