Как китайские авто- и IT-гиганты угрожают будущему полуавтономных электромобилей Tesla
11 июня 2025
Китайский автопром продвигает автономные системы вождения за счет дешевых комплектующих
Александр Климнов, фото autonews.com, Bloomberg, Reuters
Китайские производители электромобилей во главе с BYD Co. обошли Tesla Inc. в конкурентной борьбе за производство доступных электромобилей.
Теперь многие из этих же самых яростных конкурентов вырываются вперед в глобальной гонке за производство беспилотных автомобилей.
В начале этого года BYD встряхнула китайскую индустрию интеллектуальных электромобилей, предложив бесплатно свой пакет помощи водителю God's Eye, что подорвало предложение технологии, которую Tesla Inc. продает в Китае за 64 000 юаней (почти $9000).
«С появлением God’s Eye стратегия Tesla начинает разваливаться», – сказал инвестор BYD из Шэньчжэня Тейлор Оган – американец, владевший несколькими «теслами» и управлявший легковушками BYD с автопилотом God’s Eye, которые он назвал более эффективными, чем «полуавтопилот» Full Self-Driving (FSD) от Tesla (фото на заставке).
И это не только BYD. Другие китайские автомобильные и технологические компании предлагают доступные электромобили с технологией, аналогичной FSD, за очень небольшие деньги.
Например, китайские Leapmotor и Xpeng предлагают системы, способные ездить по шоссе и городу в автомобилях стоимостью $20 000.
Множество китайских компаний гонятся за той же технологией в отрасли, поддерживаемой Пекином.
Согласно анализам, проведенным для Reuters компаниями, которые разбирают и анализируют автомобили для автопроизводителей, стоимость оборудования для «вспомогательного вождения» BYD намного ниже, чем у Tesla.
Сравнения, о которых ранее не сообщалось, показывают, что затраты BYD на закупку компонентов и создание системы с радаром и лидаром примерно такие же, как у FSD Tesla, в которой нет таких датчиков.
Это подрывает эксклюзивный технологический подход Tesla к автономному вождению, который направлен на экономию средств за счет исключения таких датчиков и использования исключительно камер и искусственного интеллекта (что отражается на безопасности эксплуатации в виде ДТП разной степени тяжести, вплоть до автокатастроф – авт.).
Растущая конкуренция со стороны китайских игроков на рынке «умных» электромобилей – одна из главных проблем, с которой сталкивается генеральный директор Tesla Илон Маск после своего непростого пребывания на посту советника администрации Трампа, поскольку буквально с этого понедельника он переориентируется на свою бизнес-империю, поскольку продажи электромобилей бренда Tesla падают по всему миру (это, вообще-то объективно закономерно, ведь мировая конкуренция в сегменте BEV растет буквально ежедневно, но и политическая непопулярность лично Маска тут, конечно, тоже сыграла свою негативную роль – авт.).
Ставки повышаются из-за момента истины, который состоится в этом месяце на главной базе Tesla Inc. в городе Остине (штат Техас), где компания планирует запустить испытание десяти или двадцати роботакси после бесконечно долгого десятилетия невыполненных обещаний Маска начать поставку полноценных полностью беспилотных электромобилей Tesla (Маск даже утверждал, что его робокары мгновенно обесценят обычные человекоуправляемые машины, по крайней мере самой марки Tesla – авт.).
Компания Tesla Inc. не ответила на запрос о ее китайских конкурентах.
Впрочем, ранее (год назад примерно – авт.) Маск описывал китайские автомобильные компании как самые конкурентоспособные в мире.
Tesla вынужденно свертывает свои планы по выпуску более дешевых электромобилей
Китайская конкуренция была одним из факторов, побудивших компанию Tesla Inc. отказаться в прошлом году от выпуска массовой бюджетной модели BEV, когда аналитическое агентство Reuters сообщило, что компания полностью свернула планы по созданию совершенно нового электромобиля, который, как ожидалось, должен был стоить около $25 000.
С тех пор Илон Маск сделал ставку на беспилотные роботакси Cybercab, надежды на успех которых сейчас и лежит в основе большей части рыночной капитализации автопроизводителя Tesla Inc., составляющей около триллиона долларов (впрочем, цены акций Tesla показывают такое биржевое ралли, что у трейдеров и аналитиков в ушах закладывает – авт.)!
Теперь компания Tesla Inc. сталкивается с той же жесткой конкуренцией в области автономности транспортных средств со стороны многих из тех же китайских автопроизводителей, которые подорвали ее планы по выпуску доступных электромобилей.
Усугубляют проблему китайские IT-компании, включая китайского гиганта смартфонов Huawei, который поставляет технологии автономного вождения крупным китайским автопроизводителям.
За исключением полной автономности (5-го уровня, т.е. шаттлов вообще без руля и педалей – авт.), сегодняшние системы помощи водителю предлагают настолько совершенное конкурентное преимущество в Китае – крупнейшем в мире автомобильном рынке, где продажи Tesla падают на фоне затяжной ценовой войны между десятками отечественных брендов электромобилей (на эту тему есть отдельный материал – авт.).
Компания Tesla Inc. тем более ущемлена китайскими правилами, запрещающими ей использовать данные, собранные автомобилями Tesla в Китае, для обучения искусственного интеллекта, лежащего в основе FSD.
И хотя Tesla Inc. ведет переговоры с китайскими чиновниками, чтобы получить разрешение на передачу таких данных обратно в Штаты для анализа, но что пока безуспешно (ввиду обострения торговой войны между США и КНР – авт.).
Конкуренты Tesla Inc. в Китае получают выгоду от субсидий и других форм политической поддержки со стороны Пекина для разработки передовых технологий помощи водителю.
Их преимущества также вытекают из другого косвенного фактора: жесткой конкуренции со стороны интеллектуальных электромобилей, которая характеризовала их отрасль в течение последнего десятилетия.
Последовавший за этим бум электромобилей создал экономию масштаба и тенденцию отрасли отказываться от некоторых прибылей (читай, фактически разных форм демпинга – авт.), чтобы быстро расширить проникновение новых технологий на рынок, что привело к снижению производственных затрат.
Huawei становится национальным лидером КНР в области автономных легковушек
Инвестор BYD Оган из Snow Bull Capital из Шэньчжэня занимает лидирующие позиции на поле битвы за автономные технологии в Китае.
Недавно он тестировал несколько моделей BYD, оснащенных системой God’s Eye и рассказал, что ему, вообще не пришлось садиться за руль ни одной из них, путешествуя по перегруженным улицам Шэньчжэня – оживленного мегаполиса на юге Китая с населением 18 млн человек.
По словам экспертов, еще одним заметным игроком на рынке интеллектуальных электромобилей в Китае стала компания Huawei.
По словам представителей Huawei, эта компания предоставляет свои технологии и брендинг полудюжине автопроизводителей, включая таких тяжеловесов как Chery, SAIC и Changan, а также заключила менее масштабные партнерства с более чем дюжиной других автопроизводителей.
Журналисты Reuters прокатились в апреле по дорогам Шэньчжэня на Aito M9 – роскошном электрическом внедорожнике от Seres с технологией помощи водителю производства Huawei.
Aito (Seres) M9
Так, водитель-тестер полностью убрал руки с руля, и электромобиль плавно съехал с шоссе в перегруженную городскую зону, где M9 осторожно продолжил движение и замедлился до скорости черепахи, когда строительный рабочий, предположительно, мог выйти на дорогу.
В какой-то момент машина повернула направо и медленно сместилась влево, чтобы избежать столкновения с двумя грузчиками, выгружающими коробки из припаркованного грузовика.
Затем электромобиль легко параллельно припарковался у штаб-квартиры Huawei в Шэньчжэне.
Компания Huawei была среди нескольких китайских поставщиков, включая автопроизводителей Zeekr, Changan и Xpeng, которые рекламировали прогресс в направлении полностью автономных автомобилей на апрельском автосалоне в Шанхае, даже несмотря на то, что Пекин объявил о новых жестких мерах в отношении таких терминов, как «умное» и «интеллектуальное» вождение после автокатастрофы электромобиля Xiaomi SU7 с использованием технологии помощи водителю.
Поэтому Huawei заявила, что готова пройти новый режим проверки, разрабатываемый китайскими регулирующими органами, для сертификации так называемых систем вождения «3-го уровня», что означает, что они достаточно эффективны, чтобы позволить водителям отводить взгляд от дороги, если система не уведомит их о необходимости взять управление на себя.
Люксовый бренд Zeekr китайского автогиганта Geely, также планирует вскоре развернуть продажу машин с автопилотами «3-го уровня».
Причем, Tesla еще не выпустила аналогичную «неконтролируемую» версию FSD, поскольку ее технология требует большего объема обучения для работы без рук водителя на руле и его глаз на дороге.
Напомним, что вся мировая общественность ждет анонсированного запуска в этом месяце роботакси Tesla Cybercab в Остине (на фото выше).
Компания заявила, что изначально намерена развернуть от 10 до 20 беспилотных роботакси для сбора платы за проезд в ограниченных географических районах города, которые, впрочем, Tesla публично не обозначила.
BYD предлагает автономную технологию для недорогих моделей
Аналитики говорят, что китайские производители электромобилей быстро разрабатывают системы помощи водителю на рынке, где покупатели легковушек требуют их еще активнее, чем в других регионах.
Их способность делать это с меньшими затратами представляет наибольшую угрозу для новой бизнес-модели Tesla Inc., основанной на автономности.
Покупатели BYD могут получить версию God’s Eye, сопоставимую с FSD от Tesla, в качестве стандартной функции в автомобилях стоимостью около $30 000.
Самая дешевая Tesla с FSD в Китае – это электроседан Model 3, который продается примерно за $41 500.
Согласно анализу A2MAC1 – парижской компании по разборке, которая проводит сравнительный анализ компонентов, версия God’s Eye среднего уровня, наиболее сопоставимая с FSD Tesla, работает на вычислительном чипе Nvidia с данными, собранными с помощью 12 камер, 5 радаров, 12 ультразвуковых датчиков и одного лидарного датчика, по цене $2105.
Для сравнения, по оценкам компании, FSD Tesla, в котором используются камеры без датчиков и два чипа ИИ, стоит $2360.
По оценкам A2MAC1, камеры, радары и ультразвуковые датчики на 40% дешевле в Китае, чем аналогичные устройства в Европе и США.
В Поднебесной лидарные датчики стоят примерно на 20% дешевле, заявляет компания A2MAC1.
Расходы на датчики так сильно упали, потому что бум электромобилей в Китае создал экономию за счет масштаба, сказала инженер A2MAC1 Елена Желондз.
Жесткая конкуренция также подтолкнула автопроизводителей и поставщиков к принятию более низкой прибыли на оборудование помощи водителю, сказала она.
Поэтому 22-процентная валовая прибыль BYD, вероятно, снизится, поскольку компания откажется от God’s Eye, но выиграет от роста продаж автомобилей, сказал Крис Макналли, руководитель отдела глобальных исследований в области автомобилестроения и мобильности в консалтинговой компании Evercore.
Получение данных с дорог Китая повышает возможности ИИ
Отставание от китайских брендов в области технологий помощи водителю определенно усугубит проблемы Tesla Inc. в Китае, где она уже теряет долю рынка на фоне конкурентов, включая BYD, которая, например, продает электромобиль начального уровня (Seagull, только что дебютировавший в Европе как Dolphin Surf – авт.) менее чем за $10 000.
Растущий масштаб производства и продаж BYD и других марок электромобилей также может обеспечить технологическое преимущество: увеличение пробега их парков машин по дорогам Китая помогает обучить технологию ИИ, что необходимо для совершенствования систем автономного вождения.
У BYD имеется также «явное и постоянное преимущество в доле рынка» перед Tesla в сборе таких данных на дорогах для совершенствования God’s Eye, сказал Макналли из Evercore, добавив, что это преимущество в дальнейшем может только возрастать, поскольку предложение God’s Eye бесплатно, а это помогает продавать больше электромобилей и гибридов BYD.
Масштаб деятельности BYD также помогает снизить издержки, предоставляя необычные рычаги воздействия на поставщиков.
Так, в ноябре руководитель BYD, отвечающий за операции с пассажирскими транспортными средствами, написал поставщикам, что автопроизводитель продал 4,2 млн машин в прошлом году (более чем вдвое против продаж Tesla) благодаря «техническим инновациям, экономии за счет масштаба производства и недорогой цепочки поставок».
Руководитель отметил, что новый год, скорее всего, принесет больший рост, но и более жесткую конкуренцию.
Не упоминая конкретно God’s Eye, он закончил письмо, попросив поставщиков о всеобщем снижении цен на все детали и системы на 10%, начиная с 1 января, назвав новый год финальным «раундом на выбывание».
P.S. Проблема демпинга в китайском автопроме стала настолько серьезной, что в Пекине было собрано совещание руководителей крупнейших автопроизводителей, которые, обвинили в демпинге именно BYD, располагающую собственным почти что самодостаточным производством комплектующим и за счет этого, имеющей возможности по снижению розничных цен.
Впрочем, это тема для отдельной статьи…
Загрузка