МФТИ и МАДИ создали беспилотную «Газель e-NN» c пятым уровнем автономности

МФТИ и МАДИ создали беспилотную «Газель e-NN» c пятым уровнем автономности

23 декабря 2025


Ученые МФТИ и инженеры МАДИ создали полный стек технологий для беспилотной электрической «Газели e-NN»


автор

Александр Климнов, фото пресс-службы МФТИ



Специалисты Института искусственного интеллекта МФТИ совместно с инженерами из МАДИ разработали систему навигации и управления для беспилотного электрического грузовика «Газель e-NN» (фото на заставке).
2.jpg
Технология позволяет автомобилю автономно передвигаться и перевозить грузы в реальных условиях.

Эффективность системы подтверждена победой в профильном конкурсе Up Great «Пятый уровень».
1.jpg

Специалисты Института искусственного интеллекта МФТИ совместно с инженерами из МАДИ разработали систему навигации и управления для беспилотного электрического грузовика «Газель e-NN»

Система представляет собой комплекс аппаратных и программных решений, включая алгоритмы распознавания препятствий, построения карт местности и управления электромобилем.

Технология ориентирована на доставку грузов на закрытых территориях и промышленных площадках.

Заведующий лабораторией интеллектуального транспорта Центра когнитивного моделирования МФТИ Дмитрий Юдин объясняет: «Наша система построена на непрерывном анализе данных с лидаров, камер и системы спутниковой навигации GNSS+RTK. Это позволяет в реальном времени строить точную цифровую модель окружения, находить препятствия, прогнозировать траекторию и корректировать маршрут, что и является основой полноценного автономного вождения».

Для создания автономной платформы инженеры из МАДИ модернизировали конструкцию электромобиля: установили электрический усилитель руля, блок управления тяговым двигателем с рекуперацией энергии, а также модули управления тормозной системой.
4.jpg
Все элементы объединили в единую электронную систему, обеспечивающую движение без участия водителя.

Команда из МФТИ разработала систему быстрого и надежного распознавания препятствий по данным лидара, реализовала метод построения трехмерной карты местности и локализации автомобиля в случае пропадания сигнала спутниковой навигации.

Руководитель Центра когнитивного моделирования Института ИИ МФТИ Александр Панов прокомментировал: «Для нас беспилотная "Газель" – это не просто испытательный образец, а полноценная исследовательская платформа. На ней проверяются алгоритмы нейросетевого компьютерного зрения, принятия решений и планирования движения, которые впоследствии могут использоваться в других робототехнических системах. Мы добились того, что ключевые элементы автономного вождения – локализация, построение карты, анализ обстановки – работают на собственных алгоритмах с необходимой стабильностью и точностью. Это важный шаг к инженерной независимости в сфере автономного транспорта».

Надежность и эффективность системы подтверждены на финальных испытаниях конкурса Up Great «Пятый уровень».
3.jpg
Так, на территории особой экономической зоны «Алабуга» беспилотная «Газель e-NN» преодолела в автономном режиме до 120 км, успешно доставив груз массой 625 кг (грузовой контейнер АУК-0,625) со средней скоростью более 17 км/ч, выполнив при этом три заезда в терминалы.

Данная разработка – часть стратегии МФТИ по созданию конкурентоспособных отечественных технологий автономного транспорта.

Опыт, полученный в ходе проекта, закладывает основу для будущих коммерческих решений в области беспилотной логистики.

P.S. Несмотря на проблемы с импортозамещением компонентной базы отечественные исследования в области автономного транспорта все же достаточно успешно продолжаются.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru





Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В России к 2028 году появятся еще два прототипа робокаров 5-го уровня автономности

В России к 2028 году появятся еще два прототипа робокаров 5-го уровня автономности

Российская дорожная карта по цифровизации транспорта предусматривает, что в 2026 году пробег беспилотных автомобилей по дорогам составит 16,5 млн км

26.12.2025

Роботакси Waymo заблокировали улицы Сан-Франциско из-за массового отключения электричества

Роботакси Waymo заблокировали улицы Сан-Франциско из-за массового отключения электричества

Масштабное отключение электроснабжения в Сан-Франциско в прошлый уик-энд привело и к сбоям в работе беспилотных такси Waymo из-за проблем со светофорами

22.12.2025

К 2035 году до 90 процентов трамваев в Москве будут беспилотными

К 2035 году до 90 процентов трамваев в Москве будут беспилотными

До конца 2025 года в Москве начнется тестирование четвертого беспилотного трамвая

18.12.2025

Российский стартап Navio представил на конференции AI Journey'25 полностью автономный шаттл L5 – видение пассажирского транспорта будущего

Российский стартап Navio представил на конференции AI Journey'25 полностью автономный шаттл L5 – видение пассажирского транспорта будущего

Беспилотный 36-местный шаттл Navio L5 с автономностью 5-го уровня по SAE  демонстрирует российский взгляд на будущее городского транспорта

21.11.2025

Китайская компания Xpeng Motors ввела в строй производственную линию по выпуску летающих автомобилей

Китайская компания Xpeng Motors ввела в строй производственную линию по выпуску летающих автомобилей

Xpeng Motors запускает первую в мире серийную линейку модульных летающих автомобилей

06.11.2025

В Самаре тестируют беспилотное аэротакси

В Самаре тестируют беспилотное аэротакси

Рейс от Самары до Тольятти на беспилотном аэротакси займет всего 20 минут вместо 2 часов сообщает местный губернатор Вячеслав Федорищев

27.10.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.