МФТИ и МАДИ создали беспилотную «Газель e-NN» c пятым уровнем автономности
23 декабря 2025
Ученые МФТИ и инженеры МАДИ создали полный стек технологий для беспилотной электрической «Газели e-NN»
Александр Климнов, фото пресс-службы МФТИ
Специалисты Института искусственного интеллекта МФТИ совместно с инженерами из МАДИ разработали систему навигации и управления для беспилотного электрического грузовика «Газель e-NN» (фото на заставке).
Технология позволяет автомобилю автономно передвигаться и перевозить грузы в реальных условиях.
Эффективность системы подтверждена победой в профильном конкурсе Up Great «Пятый уровень».
Специалисты Института искусственного интеллекта МФТИ совместно с инженерами из МАДИ разработали систему навигации и управления для беспилотного электрического грузовика «Газель e-NN»
Система представляет собой комплекс аппаратных и программных решений, включая алгоритмы распознавания препятствий, построения карт местности и управления электромобилем.
Технология ориентирована на доставку грузов на закрытых территориях и промышленных площадках.
Заведующий лабораторией интеллектуального транспорта Центра когнитивного моделирования МФТИ Дмитрий Юдин объясняет: «Наша система построена на непрерывном анализе данных с лидаров, камер и системы спутниковой навигации GNSS+RTK. Это позволяет в реальном времени строить точную цифровую модель окружения, находить препятствия, прогнозировать траекторию и корректировать маршрут, что и является основой полноценного автономного вождения».
Для создания автономной платформы инженеры из МАДИ модернизировали конструкцию электромобиля: установили электрический усилитель руля, блок управления тяговым двигателем с рекуперацией энергии, а также модули управления тормозной системой.
Все элементы объединили в единую электронную систему, обеспечивающую движение без участия водителя.
Команда из МФТИ разработала систему быстрого и надежного распознавания препятствий по данным лидара, реализовала метод построения трехмерной карты местности и локализации автомобиля в случае пропадания сигнала спутниковой навигации.
Руководитель Центра когнитивного моделирования Института ИИ МФТИ Александр Панов прокомментировал: «Для нас беспилотная "Газель" – это не просто испытательный образец, а полноценная исследовательская платформа. На ней проверяются алгоритмы нейросетевого компьютерного зрения, принятия решений и планирования движения, которые впоследствии могут использоваться в других робототехнических системах. Мы добились того, что ключевые элементы автономного вождения – локализация, построение карты, анализ обстановки – работают на собственных алгоритмах с необходимой стабильностью и точностью. Это важный шаг к инженерной независимости в сфере автономного транспорта».
Надежность и эффективность системы подтверждены на финальных испытаниях конкурса Up Great «Пятый уровень».
Так, на территории особой экономической зоны «Алабуга» беспилотная «Газель e-NN» преодолела в автономном режиме до 120 км, успешно доставив груз массой 625 кг (грузовой контейнер АУК-0,625) со средней скоростью более 17 км/ч, выполнив при этом три заезда в терминалы.
Данная разработка – часть стратегии МФТИ по созданию конкурентоспособных отечественных технологий автономного транспорта.
Опыт, полученный в ходе проекта, закладывает основу для будущих коммерческих решений в области беспилотной логистики.
P.S. Несмотря на проблемы с импортозамещением компонентной базы отечественные исследования в области автономного транспорта все же достаточно успешно продолжаются.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Масштабное отключение электроснабжения в Сан-Франциско в прошлый уик-энд привело и к сбоям в работе беспилотных такси Waymo из-за проблем со светофорами