Мосгордума назначила для тестирования беспилотников 140 столичных улиц
24 ноября 2021
В Москве разрешат испытывать автоматизированные такси на 140 участках без пассажиров и на 19-ти – с ними
Александр Климнов, фото «Третий Рим», АГН «Москва», horoshevo-mnevniki.mos.ru, m.realnoevremya.ru, mskagency.ru
Мосгордума сегодня положительно оценила предложение ввести в Москве экспериментальный правовой режим для тестирования беспилотных такси и одобрила экспериментальный правовой режим для эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС).
Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников в ходе заседания сказал: «В Мосгордуму поступило письмо от заместителя мэра Москвы Натальи Сергуниной с просьбой предоставить позицию Московской городской думы по инициативному предложению министерства экономического развития РФ об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств, которые предлагается установить на территории города Москвы».
Это означает, что по словам депутата Мосгордумы Валерия Головченко, что тестирование беспилотных такси без водителя (оператора) на законных основаниях только на территориях, которые обозначены в программе эксперимента. Увидеть же такие робокары в иных регионах станет возможным лишь, когда эксперимент будет признан удачным. Согласно проекту, беспилотникам разрешат курсировать почти во всех округах Москвы. На 140 уличных участках робокары будут проходить тестирование без перевозки пассажиров и багажа, а на 19-ти – и с ними. В списке пилотных улиц: Аминьевское шоссе, проспект Вернадского, Новоясеневский проезд, Фрунзенская набережная, Университетский, Севастопольский и Комсомольский проспекты, улицы 1905 года и Паустовского, а также территория «Сколково» и проч.
Заместитель председателя столичной думы Степан Орлов озвучил проект протокольного решения: «Прошу принять протокольное решение – согласиться с возможностью установления указанного экспериментального правового режима на территории города Москвы и направить соответствующее протокольное решение в правительство Москвы».
По итогам голосования большинство «за» проголосовали 27 депутатов, а против – 8 депутатов и воздержались двое.
Как добавил г-н Шапошников, сегодня практически все страны мира активно работают над созданием беспилотных автомобилей как для личного пользования, так и для сферы такси, и Москва «как флагман smart-решений не отстает».
В своих социальных сетях Шапошников сообщил: «В марте этого года правительством РФ утверждены мероприятия по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). Наша задача – создать необходимые правовые условия для возможности объективной оценки и систематизации результатов эксперимента, чтобы этот опыт нашел свое отражение в окончательной редакции законопроекта правительства РФ, который будет регулировать правила эксплуатации беспилотников».
В июле 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций, так называемых «регуляторных песочницах». Он предусматривает право регионов вводить на своей территории особые условия для инновационных цифровых компаний – экспериментальный правовой режим. В рамках этого режима можно будет временно отменять действующие предписания, требования или запреты в цифровой сфере, включая установленные на федеральном уровне.
Ранее российский интернет-холдинг «Яндекс» сообщил, что с сентября запустил тестирование беспилотного такси в московском районе Ясенево и ожидает одобрения соответствующей программы экспериментального правового режима. Компания указывала, что на этапе тестирования сервис будет доступен ограниченному числу пользователей в окрестностях станций метро Ясенево, Новоясеневская и Битцевский парк. Чтобы принять участие в проекте, нужно будет заполнить заявку на специальном сайте.
При этом Москва не стала первым российским городом, где беспилотникам разрешили передвигаться по улицам без водителей. Так в городе Иннополис в Татарстане такие такси-беспилотники работают уже три года.
Впрочем, эксперты считают, что восприятие беспилотных автомобилей, как вполне обычного явления сложится не раньше, чем через 10 лет. Так, руководитель лаборатории «Школа дронов» при МАИ Кирилл Щукин сказал, что: «И беспилотные автомобили, и аэротакси – это неизбежное будущее, однако полной замены обычного транспорта с рулем и водителем в обозримом будущем ждать не нужно».
Он также отметил: «Москва не до конца готова к внедрению беспилотного транспорта, потому что должны быть созданы абсолютно все условия: безопасность как для людей, так и для других участников движения. Естественно, все нюансы как раз решатся в ходе тестирования, и условия для запуска беспилотников, безусловно, будут созданы. Но автомобили останутся как индивидуальный транспорт и они не будут подвержены влиянию беспилотных инноваций. Как люди на них ездили, так и будут ездить. Возможно внедрение более умных систем пилотирования, скажем так, автономной навигации, но пока не более. Но в обозримом будущем, речь о том, чтобы всех пересадить на беспилотный транспорт, – не идет. Так что водителям автобусов и такси беспокоиться точно не стоит».
P.S. Я бы лично добавил сюда и проблему (особенно актуальную для нашей страны в целом и Москвы в частности) недисциплинированности пешеходов, которых к тому же буквально провоцируют на нарушения абсолютно произвольно выбираемые «специалистами» по организации дорожного движения циклы светофоров на пешеходных переходах, которые иногда в разы превышают нормативный (не более 45 секунд) режим красного света.
Так, что очевидно, что беспилотники в будущем смогут успешно передвигаться по мегаполису лишь, когда буквально все напряженные пешеходные переходы (а даже по нынешнему нормативу это все дороги с количеством полос более двух в одном направлении) будут «осветофорены», т.е. перейдут в разряд регулируемых (но разумно регулируемых!), а среди пешеходов будут проводиться широкие разъяснительные кампании и возможно конкурсы с наградами за «безаварийную ходьбу» по типу нынешних за антиковидные прививки (метод «пряника»), плюс упорядочен режим штрафов (включая, как это не прискорбно, и систему распознавания лиц с ИИ, т.е. метод «кнута»).
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка