Первое российское беспилотное аэротакси показали на форуме «Архипелаг 2023» в Новосибирске
7 августа 2023
Белгородская компания «Технологии будущего» намеревается выпустить к 2025 году 250 аэротакси Hi-Fly S-700 по цене в 40 млн рублей
Александр Климнов, фото производителя
С 28 июля по 7 августа в Новосибирском госуниверситете проходил научно-деловой интенсив «Архипелаг 2023» – главное мероприятие по поддержке технологических и социальных проектов БАС, биотехи и креативной экономики.
В числе целей «Архипелага 2023»: поддержка инновационных проектов, обеспечение сверхускоренного роста перспективных отраслей, формирование технологических команд, апробация инициатив в сферах БПЛА, биотеха и урбанизации, а также внедрение прорывных идей для благополучия страны.
Одной из главных задач участников «Архипелага» выступает реализация поручений Президента РФ по развитию беспилотных авиационных систем.
На мероприятии присутствовали 400 директоров компаний БАС, главы субъектов из 11 регионов, замгубернаторы из 40 регионов, более 10 региональных министров и ректоров университетов.
Стратегическим партнером «Архипелага» выступает компания «Транспорт будущего» (входит в ГК «Эфко»), которая в рамках мероприятия представила свои следующие разработки: беспилотный мультикоптер Hi-Fly S-700 в версиях Taxi и Cargo, а также агродрон S60, конвертопланы Эра 12 и Эра 14 и грузовой (БАС) R12.
Представители «Эфко», сообщили в СМИ, что на первом этапе инвестиции в проект составили более 1 млрд руб. В Белгороде создано собственное конструкторское бюро, построены Центр экспериментальных полетов, цех композитных материалов, сборочный цех производства летательных аппаратов, а также Центр испытаний и Лаборатория аддитивных технологий.
Пилоты компании «Транспорт будущего» участвовали в соревнованиях БЛА в составе команды Самарской области.
Главной премьерой компании на «Архипелаге» стало первое российское беспилотное 2-местное аэротакси Hi-Fly S-700 Taxi, рассчитанное полезную нагрузку в 200 кг (также в версии Cargo) и полет на скорости до 100 км/ч на дальность до 40 км (время в воздухе – 15-20 мин). В перспективе разработчики намереваются достигнуть более серьезных показателей: дальности – 600 км, грузоподъемности – 220 кг, времени полета – 180 мин и скорости – до 300 км/ч.
Паспортный потолок заявлен в 3500 м, но комфортный коридор 200–300 м. Интересно, что для пилота (оператора, присматривающего за автоматизированным полетом – авт.) и пассажира предусмотрены парашюты.
Оценено данное чудо «всего» в 40 млн рублей, причем, это за БЛА из первой опытно-промышленной партии в 250 ед., которые собираются выпустить в ближайшие полтора года, ну а дальнейшем цену на серийный Hi-Fly Taxi обещают опустить вдвое – до 20 млн руб.
Каждый БЛА Hi-Fly S-700 мультикоптерного типа на 70% сделан из отечественных запчастей и управляется автопилотом по заданному на планшете маршруту. Прототип Hi-Fly Taxi выполнен по схеме мультикоптера с 16-ю электрическими двигателями, расположенными в двух плоскостях. Известные летательные аппараты с верхним расположением винтов демонстрируют хорошую устойчивость в прямом полете, но плохой маневренностью, а с нижним расположением винтов, наоборот, – хорошую маневренность, но плохую устойчивость, поясняют разработчики.
Двухъярусный летательный аппарат позволяет достичь оптимального соотношения за счет обеспечения устойчивости винтами верхнего яруса, а маневренности – винтами нижнего яруса (технология запатентована инновационным центром «Бирюч»). Надежность системы позволяет продолжать полет и осуществлять посадку даже в случае выхода из строя до 4 двигателей.
В качестве тяговых аккумуляторов на первом этапе используются привычные литий-ионные. Для достижения целевых показателей проекта и возможности осуществлять полеты с учетом климатических особенностей в России, в том числе в условиях Крайнего Севера, разработчики ведут работы над созданием альтернативных источников энергии, делая ставку на мембранные технологии. Эта задача решается в сотрудничестве с Институтом физики твердого тела РАН и ведущими российскими учеными.
Аэротакси разрабатывается в рамках создания многофункциональной платформы Hi-Fly. Проектом предусмотрено и уже ведется создание грузового беспилотного летательного аппарата Hi-Fly Cargo, включая медицинскую, противопожарную, эвакуационную, полицейскую и другие модификации. При наличии спроса в «Технологиях будущего» надеются выпустить бюджетные версии S-700 и прочих аппаратов для оперслужб и прочих ведомств.
В целом в рамках проекта Hi-Fly «Эфко» создаст всю необходимую технологическую инфраструктуру для коммерческой эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, включая командно-диспетчерские центры (базируются на обычных фургонах LCV), посадочные площадки и сервисные центры.
P.S. Замах сразу на 250 аэротакси к 2025 году (и даже к 2028-му как изначально планировалось) сам по себе весьма амбициозен – найти сразу столько богатых покупателей, которые при этом еще должны будут заплатить вдвое, против последующих владельцев, представляется малореальным. Причем, вопросы эксплуатации пассажирских БЛА в отечественном законодательстве (весьма консервативном в отношении новых ТС, тем более, их использовании в городских условиях) еще только в стадии подготовки...