Первый в России беспилотный трамвай отметили премией CDO/CDTO Awards 2025

Первый в России беспилотный трамвай отметили премией CDO/CDTO Awards 2025

1 мая 2025


Глава Дептранса Москвы Максим Ликсутов пообещал, что к 2030 году большая часть столичной трамвайной сети станет беспилотной


автор

Александр Климнов, фото mos.ru, moskvichmag.ru



Первый в России беспилотный трамвай (фото на заставке) получил премию CDO/CDTO Awards 2025.
vn.jpg
Инновационный транспорт отмечен Гран-при в номинации «Цифровой регион».

Разработки оценивало профессиональное жюри, в состав которого входили ведущие эксперты по цифровизации организаций.

Программное обеспечение для системы беспилотного трамвая полностью разработано сотрудниками Московского метрополитена.

Запуск первого в России беспилотного трамвая осуществляется в три этапа.

Так, на первом этапе, который начался в мае 2024 года, проводили испытания инновационного транспорта на улицах города без пассажиров, с водителем и системой дублирования его действий.
DSC01908.jpg
Система обеспечивала движение трамвая, но конечные решения оставались за человеком.

В рамках первого этапа «робовагон» проехал более 800 километров по Москве по трассе маршрута № 10 («метро Щукинская» – «Улица Кулакова»), ни разу не нарушив правила дорожного движения.

В конце августа 2024 года приступили ко второму этапу испытаний. Все системы проверили: беспилотный вагон и его программное обеспечение были полностью готовы к первым тестовым поездкам с пассажирами.
_MG_8910.jpg
Заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов сообщал: «Беспилотный трамвай успешно проходит второй этап запуска на улицах города. За время поездок он ни разу не нарушил правила дорожного движения. Все благодаря тому, что специалисты Центра перспективных разработок московского транспорта создают самую современную систему для безопасного беспилотного движения. Она принадлежит Правительству Москвы. Мы внедряем решения на базе искусственного интеллекта в рамках транспортной программы до 2030 года, которую утвердил Сергей Собянин».

Проведение второго этапа стало возможным после того, как Правительство России установило в Москве экспериментальный правовой режим (ЭПР) для запуска беспилотного транспорта.

Документ был подготовлен Минэкономразвития России на основе инициативного предложения Московского метрополитена.

Столица впервые в России инициировала принятие ЭПР для внедрения беспилотного городского транспорта.
bespilotnii_tramvai-31_01_DT.jpg
В рамках второго этапа беспилотный трамвай выходил на маршрут по специальному графику как с пассажирами, так и без них.

Система беспилотного вождения на основе ИИ управляет движением вагона (выполняет функции управления и принятия решений), а оператор-вагоновожатый за пультом страхует его действия.

В салоне «роботрамвая» предусмотрен большой экран для трансляции основных показателей работы различных систем, который позволяет оценить, как трамвай «видит» окружающее пространство через систему машинного зрения.

Осенью 2025 года беспилотный трамвай начнет регулярные поездки с пассажирами по маршруту № 10 в районе Строгино в полностью беспилотном режиме.
DSC01898.jpg
В трамвае при этом останется сотрудник метрополитена, который будет мониторить работу техники и выполнять другие задачи.

Ликсутов рассказал: «Беспилотная технология для трамвая – полностью наша разработка, которая принадлежит Правительству Москвы. Система уникальна для мирового транспорта. Уже осенью этого года первый в России беспилотный трамвай начнет регулярные поездки с пассажирами по маршруту в районе Строгино. В соответствии с программой развития транспортного комплекса столицы, которую утвердил Сергей Собянин, к 2030 году большая часть городской трамвайной сети станет беспилотной».

Справка: премия CDO/CDTO Awards последние пять лет ежегодно вручается руководителям и компаниям с наибольшими успехами в области цифровой трансформации. Работы номинантов оценивает профессиональное жюри, в состав которого входят ведущие эксперты по цифровизации организаций.

И еще новости на трамвайную тему: столичный мэр Сергей Собянин осмотрел строящуюся трамвайную линию на проспекте Академика Сахарова.
_Gl_338.jpg
Работы планируется завершить до конца этого года.

Мэр Москвы сообщил: «Продолжаем развивать трамвайную сеть Москвы. Приступили к большому сложному проекту: на проспекте Академика Сахарова прокладываются трамвайные пути, которые соединят большую трамвайную сеть юга, центра, северо-востока и востока Москвы. Новые трамвайные маршруты охватят 19 районов Москвы и сделают транспортную доступность значительно лучше для жителей. Появятся новые маршруты. Площадь трех вокзалов, по сути дела, соединится трамвайными путями с Павелецким вокзалом».
05.jpg
Новая трамвайная линия на проспекте Академика Сахарова представляет собой сложный инженерный проект, реализуемый в условиях плотной городской застройки и активного трафика.

При ее строительстве применяют технологию бесшовной укладки путей без стыков на усиленном монолитном основании и используют специальные виброизолирующие маты.
04.jpg
Благодаря этому трамваи будут двигаться тихо и плавно.

Новые пути создают на обособленном полотне. Их отделят от проезжей части, что обеспечит бесперебойное движение трамваев.
02.jpg
На проспекте Академика Сахарова и улице Маши Порываевой будут обустроены 16 трамвайных остановок, в том числе 11 новых и пять обновленных с приподнятыми платформами и современными павильонами ожидания.

Помимо этого, организуют шесть наземных регулируемых пешеходных переходов и шесть светофорных объектов.

Справка: Протяженность трамвайных путей в Москве на май 2025 года составляет ~430 км, из них 82% отделено от автомобильных дорог и находится на обособленном полотне. В 2010 году на линиях было всего 4% новых трамваев, а на сегодня парк обновлен на 97%. Средний возраст подвижного состава не превышает 6 лет, что стало лучшим показателем не только по России, но и среди мегаполисов мира. Сейчас в столице действует 35 маршрутов, пассажиры которых ежедневно совершают около 750 000 поездок – по сравнению с 2023-м пассажиропоток вырос на 20%. Среди наиболее популярных маршрутов: № 17 «Медведково» – «Останкино» (более 52 000 поездок), № 6 «Братцево» – «метро Сокол» (38 000 поездок), № 12 «Восточное Измайлово» – «Дубровка» (более 33 000 поездок).
9dLmPlIvT61i.jpg
Также в апреле текущего года после масштабной реконструкции было открыто обновленное трамвайное депо имени П.Л. Апакова на улице Шаболовке.
c6GoHdNr7Eq0.jpg
Это старейшее действующее предприятие электрического транспорта столицы, существующее с 1909 года.

После обновления депо стало современным и инновационным и может обслуживать трамваи нового поколения, которые, работающие в столице.
Hq-2DdsfQT2K.jpg
Вместимость депо составляет 77 вагонов, включая односекционные и трехсекционные модели.
1.jpg
Кроме того, планируется дальнейшее расширение трамвайной сети Москвы, включая строительство новой линии на проспекте Академика Сахарова от Комсомольской площади до Чистопрудного бульвара (см. выше), так и восстановление трамвайной линии на Трифоновской улице до Рижской площади.

Новые линии позволят организовать дополнительные трамвайные маршруты и увеличат популярность этого вида транспорта.
DSC01754.jpg
В 2025–2026 гг. в городской парк поступит еще 100 современных односекционных трамваев нового поколения «Львёнок».

Все они придут в реконструированное депо имени П.Л. Апакова.

Это позволит завершить обновление парка трамваев.

Новые вагоны будут оборудованы всем необходимым для комфортных поездок: низким полом, системой климат-контроля, мультимедийными экранами и разъемами для зарядки мобильных устройств.

Трамваи оснастят системой увеличенного автономного хода, благодаря чему они смогут проезжать не менее четырех километров без контактной сети.

Кроме того, Сергей Собянин поручил провести модернизацию трамвайных депо.

Так, до 2030 года планируется реконструировать четыре депо, а также перепрофилировать бывший 7-й троллейбусный парк на Нагатинской улице в новое трамвайное депо – Нагатинское.

В результате все трамвайные депо Москвы (семь площадок) будут соответствовать современным стандартам обслуживания вагонов последнего поколения.
339.jpg
P.S. При мэре Сергее Собянине трамвай, в предыдущее градоначальство буквально изживаемый с московских улиц, реально получил второе рождение, с каждым годом становясь все более серьезной частью столичной транспортной системы, так при номинальном снижении числа вагонов их общая вместимость и провозная способность возросли.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

КАМАЗ запустил робофуры по ЦКАД

КАМАЗ запустил робофуры по ЦКАД

Сергей Когогин рассказал о перспективах беспилотных автомобилей КАМАЗ

09.04.2025

Роботакси TIER IV готово выйти на улицы японских городов

Роботакси TIER IV готово выйти на улицы японских городов

Японский стартап TIER IV разрабатывает для роботакси голосовой помощник с использованием ИИ и открытым кодом

27.03.2025

Zoox отзывает 258 роботакси из-за случаев внезапного торможения

Zoox отзывает 258 роботакси из-за случаев внезапного торможения

Подразделение компании Amazon по роботакси Zoox согласилось отозвать 258 шаттлов после начала расследования против нее NHTSA  

21.03.2025

Свыше 2,7 тыс. отечественных беспилотников будут выполнять задачи в интересах госкомпаний

Свыше 2,7 тыс. отечественных беспилотников будут выполнять задачи в интересах госкомпаний

Российский флот авиационных беспилотников на март 2025 года достиг 120 тысяч, включая 424 тяжелых БАС

14.03.2025

Станет ли концом европейской мечты об аэромобильности банкротство немецких стартапов Lilium и Volocopter?

Станет ли концом европейской мечты об аэромобильности банкротство немецких стартапов Lilium и Volocopter?

В Германии рушится не только автопром, но и рынок передовой воздушной мобильности в виде eVTOL

11.03.2025

Автопилот FSD пикапа Tesla Cybertruck привел к серьезной аварии в Неваде

Автопилот FSD пикапа Tesla Cybertruck привел к серьезной аварии в Неваде

Авария пикапа Cybertruck в Неваде вызвала тревогу по поводу надежности программного обеспечения автопилота Tesla FSD

18.02.2025

Возврат к списку