В ПДД предложено ввести порядок взаимодействия с беспилотными ТС

В ПДД предложено ввести порядок взаимодействия с беспилотными ТС

29 января 2024


Общественная палата России собрала лучшие инициативы по реформированию ПДД в области взаимодействия с беспилотниками


автор

Александр Климнов, фото pnp.ru



В итоговый документ Общественной палаты России вошли предложения по изменениям в ПДД, новая редакция которых сейчас находится в разработке. Предлагается структурировать правила от простого к сложному, прописать аспекты взаимодействия водителей и операторов беспилотного транспорта и избавиться от устаревших запретов.
Holodov.gif
О том, как именно следует изменить Правила дорожного движения в интервью «Парламентской газете» рассказал заместитель председателя комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов.

Дорогу роботам
Прежде всего, значительная часть предложений связана с изменением структуры новых правил.

Александр Холодов поясняет: «На наш взгляд, ПДД должны строиться от простого к сложному. Сначала раздел о правах и обязанностях пешехода, потом — водителей велосипедов, потом – средств индивидуальной мобильности: электрических самокатов, моноколес и так далее. Чтобы человек по мере того, как он осваивает все более и более серьезные и технологичные средства передвижения, осваивал и связанные с ними правила дорожного движения».
Robocars.gif
Кроме того, отмечает г-н Холодов, отдельный раздел документа посвящен предложениям, которые призваны увязать на дорогах России водителей и беспилотный транспорт.
Он констатирует: «Даже те же роботы-доставщики при всей их кажущейся миниатюрности и незначительности влияют на дорожное движение. Недавно у моего знакомого произошла ситуация, когда он, выезжая на машине, наткнулся на такого робота. Знакомый его пропускает, а робот не двигается. Как поступать в такой ситуации? Получается своего рода лакуна – технически беспилотный транспорт у нас уже есть, его можно запускать на улицы, а вот никаких юридических основ под него не подведено. Это, безусловно, нужно исправить».

Привел Александр Холодов и другой пример: перекресток Невского проспекта и Казанской улицы в Санкт-Петербурге.

Он рассказал: «Казанская улица небольшая, машин там немного, зато очень плотный пешеходный поток. По идее, беспилотный автомобиль должен пропускать пешеходов. Но если он будет так делать, он с этим перекрестком никогда не справится и будет стоять там вечно. И таких перекрестков и улиц немало по России. Или, например, желтый сигнал светофора. Поскольку роботу не объяснишь понятие «приготовиться», желтый для него должен быть знаком остановки. А если для него, то и для обычных водителей, получается, тоже. Возможно, проезд на желтый свет следует сделать нарушением правил, но штраф за это не взимать».

«Разгрузить» и «прояснить»
Кроме того, отметил Александр Холодов, в действующей редакции ПДД накопилось немало установок, которые по современным меркам могут считаться либо устаревшими, либо недостаточно четко прописанными, либо попросту излишними.

Эксперт уточняет: «Здесь один из самых ярких примеров – использование мобильного телефона во время движения. В ПДД сказано четко: за рулем по телефону нельзя разговаривать! А сообщения в мессенджерах отправлять, получается, можно? Или играть в онлайн-игры? На наш взгляд, этот пункт можно прописать куда как более понятно и четко, например, запретить, чтобы телефон во время движения находился у водителя в руках. А отвечать на срочные звонки можно и по беспроводной гарнитуре».

Другой похожий пример, по словам Александра Холодова, – требование, предписывающее водителям останавливаться не менее чем в пятнадцати метрах от знака автобусной остановки: «Допустим, в прежние времена, когда ПДД только формировались, экономили краску для нанесения разметки. Но сейчас-то вроде бы с этим проблем нет. Так что мешает просто нарисовать ограничительную разметку и не заставлять водителя каждый раз высчитывать эти пятнадцать метров в уме?».

Таких предложений, по словам Холодова, в итоговом документе скопилось достаточно. Однако далеко не факт, что все они будут учтены при подготовке чистовой версии новых правил.
Эксперт заключает: «Решение, конечно, будет принимать Правительство, тут мы никакими полномочиями не обладаем. Но все же, на наш взгляд, должно состояться некое трехстороннее обсуждение с участием ГИБДД, Минтранса как профильного ведомства и Общественной палаты, уже собравшей и систематизировавшей несколько сотен предложений от самих граждан. Пока что никаких, даже предварительных, разговоров о том, когда такое обсуждение состоится и состоится ли вообще, не велось — будем ждать, когда нас пригласят».

Кстати, Общественная палата предложила создать межведомственную рабочую группу по совершенствованию ПДД. Так, ее пресс-служба сообщает: «Учитывая, что сфера безопасности дорожного движения имеет межотраслевой характер и высокую социальную значимость, одно из предложений Общественной палаты – объединить усилия государства, общества и бизнеса для обеспечения эффективного взаимодействия в решении вопросов совершенствования ПДД, а именно – создать рабочую группу с представителями профильных федеральных органов исполнительной власти».

P.S. Эксперт Холодов вполне резонно акцентирует внимание на ряде аспектов развития автоматизированной мобильности, ряд из которых может проявиться только при реальной эксплуатации, но, например, та же дорожная разметка даже будучи правильно нанесенной (как и дорожные знаки) в зимнее время может быть скрыта обильным снегом и в таком случае робокар может (и должен) ориентироваться на цифровую картину в которой и габариты разметки и наличие знаков зафиксированы, а как быть обычному «аналоговому» водителю и как ему взаимодействовать с теми же робокарами? А взаимодействие с пешеходами на нерегулируемых перекрестках с плотным потоком? Вопросов еще масса, но как гласит старинная китайская пословица – путь в десять тысяч ли начинается с первого шага.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Минтранс определил виновных при авариях с робокарами

Минтранс определил виновных при авариях с робокарами

Для робокаров (ВАТС) разрабатывается регламент эксплуатации на дорогах общего пользования уже с 2025 года

09.02.2024

Изобретатель из Приморья создал беспилотный транспортер ПШ-56 для эвакуации раненных с поля боя

Изобретатель из Приморья создал беспилотный транспортер ПШ-56 для эвакуации раненных с поля боя

В Приморье проходят испытания «самодельного» транспортера-эвакуатора переднего края

07.02.2024

Volkswagen ищет международных партнеров для создания «лаборатории искусственного интеллекта»

Volkswagen ищет международных партнеров для создания «лаборатории искусственного интеллекта»

Концерн Volkswagen Group всерьез озаботился разработкой ИИ с международными партнерами

01.02.2024

Tesla вынуждена отозвать 2 миллиона электромобилей из-за дефектных автопилотов

Tesla вынуждена отозвать 2 миллиона электромобилей из-за дефектных автопилотов

Компания Tesla Inc. отзывает более 2 миллионов электромобилей из-за проблем с безопасностью системы автоматизированного вождения Autopilot

13.12.2023

Российский пилот Даниил Квят протестировал беспилотный болид Dallara SF23

Российский пилот Даниил Квят протестировал беспилотный болид Dallara SF23

Искусственный интеллект добрался до автогонок

28.11.2023

КАМАЗ представил беспилотного «Робокопа» для угольных разрезов

КАМАЗ представил беспилотного «Робокопа» для угольных разрезов

КАМАЗ показал беспилотный «Робокоп» на базе карьерного самосвала «Атлант 49»

16.11.2023

Возврат к списку