Робот-доставщик последней мили Яндекс.Ровер начал развозить документы по Сколково
Александр Климнов, фото производителя и Continental
Беспилотный доставщик «последней мили» (или по-другому «автоматическое средство гиперлокальной доставки» – авт.) Яндекс.Ровер появился и на улицах Сколково. С конца апреля нынешнего года этот похожий на марсоход шестиколесный аппарат помогает администрации с доставкой документов и посылок на территории города (фото на заставке). Работа в Сколково стала первой постоянной работой Ровера за пределами Яндекса, когда, начиная с ноября 2019 года он также перевозил документы в штаб-квартире компании на улице Льва Толстого.
Робот-доставщик полностью автономен: он самостоятельно планирует движение, следит за окружающей дорожной обстановкой и объезжает препятствия. В отличие от беспилотных автомобилей (робокаров – авт.), которые движутся в Сколково по проезжей части, Ровер перемещается по тротуарам. Офисы администрации и отделение Почты РФ, куда робот также доставляет корреспонденцию, расположены в разных частях города, поэтому маршруты робота могут составлять несколько километров. Поставить Роверу задачу, открыть и закрыть его, наблюдать за передвижением робота на карте сотрудники Сколково могут самостоятельно с помощью смартфона. В случае надобности они могут также попросить помощи у инженеров Яндекса.
Руководитель направления беспилотных автомобилей Яндекса Дмитрий Полищук говорит: «Яндекс.Ровер был задуман, чтобы помочь людям автоматизировать рутинные задачи по доставке небольших грузов. Это наш первый опыт применения робота за пределами экосистемы Яндекса. Мы рады, что Ровер органично вписался в рабочие процессы Инновационного Центра. В дальнейшем мы вместе с командой Сколково будем смотреть, какие еще задачи может оптимизировать робот в городе».
Вице-президент, исполнительный директор ИТ кластера Фонда Сколково Константин Паршин отметил: «Впервые робот с искусственным интеллектом на борту помогает оптимизировать процесс доставки, и это не эксперимент, а работающий сервис. Вместе с командой Яндекса мы начинаем с собственного документооборота, но в дальнейшем планируем подключить к использованию Ровера и других участников экосистемы Сколково – стартапы, крупные корпорации и, конечно, жителей Инновационного Центра».
Руководитель Департамента стратегического развития Почты России Игорь Шиянов прокомментировал запуск: «Почта России с интересом наблюдает за работой Ровера в Сколково, поскольку в будущем беспилотные технологии могут быть полезны для оптимизации логистики. Мы уверены в росте гиперлокальной доставки, что повлечет рост отправлений, и здесь беспилотные технологии способны сыграть существенную роль. Это одно из возможных применений искусственного интеллекта в процессах Почты России, которые изучает компания».
Справка: 6-колесный беспилотный доставщик «последней мили» Яндекс.Ровер может применяться для широкого круга задач. В наши дни, когда сегмент e-Commerce продолжает быстро развиваться (рост ежегодно на десятки процентов – авт.), использование робота может оптимизировать этап «последней мили» в логистике в условиях растущего потока заказов. Ровер приспособлен для доставки посылок из интернет-магазинов, продуктов и готовых блюд. Робот также удобен и для использования внутри больших помещений, например, на складах или в больших торговых центрах.
Первоначально робота-доставщика, проверяли на сотрудниках Яндекса. С конца 2019-го и до апреля 2020 года (включая снежную зиму 20/21 года) Яндекс.Ровер перевозил только документы между корпусами штаб-квартиры компании на улице Льва Толстого. Далее его применение расширили для доставки сотрудникам Яндекса посылок от маркетплейса «Беру».
Схема доставки выглядит следующим образом: получателю высылают запрос о готовности принять заказ, и, если клиент свободен, то он указывает номер подъезда, к которому нужно подвезти посылку. После этого Ровер отправляется в путь, а получатель может следить за его перемещениями на странице заказа. Когда Ровер прибывает на место, адресат получает уведомление – выходит на улицу, открывает с помощью смартфона крышку грузового отсека и забирает свою посылку.
В дальнейшем Яндекс предполагает использовать Ровера для доставки блюд в сервисах Яндекс.Еда и Яндекс.Лавка, в складской логистике и т.п.
P.S. Самое важное, на мой, взгляд, в Яндекс.Ровер – это то, что робот справляется и с нашими снежными зимами, т.е. реально адаптирован к российской дорожной среде.
P.P.S. На западе же уже два года отрабатывают (например, компания Continental) в том числе логистику доставки, при которой роботов-доставщиков последней мили централизованно развозит между складом и, например, центром города также беспилотный грузовой шаттл. Возможно, это решение для России с ее большими расстояниями между поставщиками и клиентами с логистической точки зрения будет еще более актуально.