Яндекс выпустит на улицы российских городов 20 тысяч роботов-курьеров нового поколения
27 октября 2025
Яндекс готовится выпускать на улицы российских городов в месяц по 1300 новых роботов-доставщиков «последней мили»
Александр Климнов, фото Яндекс и «Ъ»
Яндекс намеревается значительно расширить флот своих автономных роботов-доставщиков.
Уже через год компания обещает производить по 1300 роботов в месяц, а к концу 2027 года выпустит в общей сложности 20 тысяч роботов нового 4-го поколения.
Это поможет сервисам Яндекса и компаниям-партнерам решить проблему нехватки курьеров и еще снизить стоимость доставки.
Роботы-доставщики впервые выйдут на улицы Санкт-Петербурга, Казани и других российских городов, а также расширят присутствие в Москве.
Роботы нового, четвертого поколения – первые, которые будут выпускаться серийно.
Они стали гораздо проще в производстве, а себестоимость их ниже, чем у предыдущих поколений.
При этом функционально новые роботы превосходят своих предшественников.
Так, у них обновлена подвеска, которая обеспечивает более высокую проходимость, более производительный вычислительный блок и новый лидар, с которым картина окружающей обстановки стала еще детальнее.
На одном заряде новые роботы-доставщики могут преодолеть дистанцию до 70 км, чего достаточно для работы без подзарядки целую смену.
У R-4.0 съемная батарея: когда заряд подходит к концу, ее можно просто заменить за несколько секунд, что сводит к минимуму время простоя.
Роботы-доставщики способны работать круглые сутки и в любую погоду – не только в дождь, но и в сильные снегопады.
Еще одной особенностью роботов четвертого поколения стал грузовой отсек, который можно разделить на две части и доставлять два заказа за один рейс, что кардинально повышает эффективность доставки.
Первые роботы Яндекс нового 4-го поколения появятся на столичных улицах уже в ноябре.
Они будут доставлять заказы сервисов «Яндекс Еда», «Лавка», «Доставка», а также компаний – партнеров Яндекса.
В компании Яндекс отмечают, что стоимость доставки роботами с 2019 года снизилась в пять раз и сейчас сравнялась с обычной курьерской доставкой людьми.
После запуска робота-доставщика четвертого поколения доставка будет обходиться дешевле, чем доставка обычным курьером.
Справка: роботы-доставщики Яндекса впервые вышли на улицы Москвы в 2019 году. Сейчас их можно встретить в 21 районе столицы, в Мурино – пригороде Санкт-Петербурга и в Иннополисе под Казанью. В 2025 году роботы выполнили более 250 тысяч доставок для Яндекса и его партнеров.
Сейчас в компании уже идет разработка роверов поколения R 5.0 с расширенными функциональными возможностями за счет более мощного вычислительного блока с применением ИИ.
Напомним, что в августе Минэкономики вынесло на обсуждение постановление (ЭПР), которое должно узаконить присутствие роботов-доставщиков (роверов) на улично-дорожной сети.
Для рободоставки будут введены лимиты скорости: общий – 25 км/ч, при движении по тротуарам – 10 км/ч и при пересечении проезжей части – 6 км/ч.
На каждый ровер будет оформляться страховка на случай ДТП с лимитом покрытия ущерба 500 тыс. руб. в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.
Проект также устанавливает протоколы действий при совершении дорожно-транспортных происшествий. Среди обязательных технических требований к роверам: 100-сантиметровый «флажок» красного цвета (для обозначения на дороге), вес не более 120 кг, максимальная мощность двигателя не более 4 кВт (5,4 л.с.).
На сегодня суммарный парк роверов Яндекса составляет 150–160 ед.
К сервису подключено более 580 ресторанов и других партнеров.
Например, в Москве, по оценкам Минэкономики, роверы ежемесячно выполняют 30 тыс. доставок.
Однако ни в ПДД, ни в законодательстве такие транспортные средства не упоминаются и поэтому де-юре они находятся вне правового поля.
В пояснительной записке к проекту постановления говорится: «Целесообразность установления ЭПР вызвана наличием в законодательстве РФ положений, которые делают невозможным или существенно затрудняют внедрение цифровой инновации».
После принятия постановления, как ожидают в Минэкономики, роботы-доставщики должны появиться в 37 регионах, в том числе в Удмуртии, Краснодарском и Красноярском краях, Калужской, Рязанской и Тюменской областях.
Общий парк устройств за три года действия ЭПР увеличится до 2,6 тыс.
P.S. В случае успеха по расширению парка роверов Яндекса, уже через пару лет каждый десятый курьер, похоже, станет роботом. Впрочем, чтобы забрать заказ, клиенту все же придется выходить на улицу.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.