Яндекс вывел на дороги четвертое поколение беспилотников

Яндекс вывел на дороги четвертое поколение беспилотников

3 июня 2020


Суммарный пробег беспилотных прототипов «Яндекса», превысив 5 млн километров, стал 2-м в мире


автор

Александр Климнов, фото Яндекс



Российская транснациональная IT-компания ООО «Яндекс» заявила о выходе на второе место в мире по суммарному пробегу своих автоматизированных прототипов, который перевалил уже за пять миллионов километров. В качестве базы для прототипов IV поколения используется корейский седан Hyundai Sonata новой серии DN8, для которого дизайнеры Яндекса создали достаточно удачный в плане эстетики обвес из средств автоматизации вождения.
Zastavka_1.jpg
К концу 2020 года IT-компания планирует удвоить (почти до сотни машин) парк экспериментальных беспилотников Яндекса, который уже обошелся компании более чем в ₽2,2 млрд, за счет соответственно модифицированных седанов Hyundai Sonata 2019 года, т.е. 8-го поколения. Преобразованием автомобилей в робокары занимается ТЦ в Очаково, где уже собраны пять таких робокаров. Примерно тоже количество робокаров Prius V третьего поколения еще остается в строю. Для проекта беспилотников Яндекс со вторичного рынка России были выкуплены все мало-мальски приемлимые компактвэны, которые до последнего времени ввозились из Европы.

Идейные организаторы программы робокаров Яндекса давно мечтали о прямом сотрудничестве с известным автобрендом, для сокращения затрат на раскодирование или обход управляющих программ автомобилей под автономное управление. Даже с началом сотрудничества с Hyundai доступ непосредственно к исполнительным механизмам модели Sonata для Яндекса все еще оставался недоступным. Впрочем, дочернее подразделение корейского автогиганта под названием Mobis предоставило Яндексу специальный блок-посредник и помогло его инженерам с решением проблемы взаимодействия с электроникой седана. Последняя группа корейских специалистов успела покинуть Москву как раз накануне «локдауна».
1.jpg
Для своего проекта Яндекс берет седаны Sonata VIII с 2,5-литровым мотором и в базовом исполнении Elegance+, при этом умалчивая об условиях приобретения. Ранее приходилось индивидуально сертифицировать каждый прототип, а теперь НАМИ смогло предоставлять допуск уже на небольшую партию. При этом внешней световой индикации для езды в автономном режиме (кроме уже известного треугольного знака с литерой «А» – авт.), все же не предусмотрено.

Условно говоря, поколения беспилотников Яндекса на поколения можно разделить по «портфелю» и расположению сенсоров, так что нынешняя Sonata принадлежит к самому свежему из них – 4-му. Нынешнее поколение включает десяток видеокамер, шесть радаров и четыре лазерных дальномера, т.е. лидара. Аналогично беспилотнику на базе Prius, здесь не задействованы штатные приборы наблюдения, так как они недостаточно точны для автоматического вождения. Нынешняя система сверяет с собственными источниками даже показания датчиков ABS и прочие показатели обратной связи. Естественно, что 4-е поколение беспилотного комплекса Яндекса оснащено и собственным акселерометром.

В будущем, когда для Sonata потребуется система автопарковки, ей смогут пригодиться и встроенные штатные сонары, а пока что управление движением задним ходом осуществляется инженером-водителем. Пока что его присутствие за рулем робокара регламентировано согласно законодательству. Интересно, что Hyundai Sonata достаточно подготовлен для контроля системой типа Яндекса, включая коробку передач, управляемую «по проводам», да и его электронная архитектура создана именно с учетом автоматизации ряда процессов управления. Так, на ряде рынков Sonata оснащается продвинутым круиз-контролем и автопарковщиком. Тем не менее, эти функции и близко не стоят рядом с задачами, на которые нацелено оборудование от Яндекса.

Так, только лишь для обеспечения энергопитания системы управления мощностью более 1 кВт для беспилотной Sonata получила новый мощный генератор. На гибридном Prius электроэнергия имеется в достатке, тогда как на Sonata, особенно, на холостых и малых оборотах необходимо обеспечивать более высокую производительность.
Под лобовым стеклом размещен блок из трех видеокамер с различным фокусным расстоянием, без вредного для распознавания светофоров мерцания картинки. Поскольку беспилотник рассчитан на круглосуточную работу, то Яндекс предъявляет весьма высокие требования к динамическому диапазону камер, т.е. их способности работать при разном уровне освещенности и быстроте подстраивания к ее изменениям. Интересно, что на рынке имелось единственное и к тому же слишком дорогое решение, из-за чего Яндекс решился на собственную сборку подходящих компонентов из покупных деталей. Это должно позволить выпустить конечный продукт вдвое дешевле аналога. Еще ранее компанией был анонсирован выпуск собственных лидаров.

Расходы на новый прототип Яндекс не обнародует. Например, Prius у него подешевел с ₽9,5 млн за аппарат в 2017 году до ₽6,5 млн в 2019-м. При этом компания считает, что столь дорогое роботакси надо оценивать уже как оборудование технологического уровня 6.0 и оно эквивалентно расходам на обычное такси с двумя водителями в расчете на весь жизненный цикл.

Камер и лидар интегрированы в решетку радиатора и сканируют пространство непосредственно перед автомобилем. Так как они установлены под небольшим наклоном, то способны оценивать также качество поверхности, а их крепление учитывает требования безопасности пешеходов. Соответственно препятствия по ходу движения контролируются одновременно четырьмя лазерными лучами, что повышает точность распознавания даже мельчайших объектов.
4.jpg
На крыльях расположены т.н. «фендеры», представляющие собой интегрированные в едином пластиковом корпусе камеру, лидар и радар. Зоны покрытия лидаров достигают 215º и пересекаются. Соответственно радары сканируют вбок, а камеры смотрят назад – вдоль бортов.

Верхняя надстройка с оригинальным дизайном интегрирует не только лидар с круговым охватом, четыре камеры, направленные в разные стороны, и столько же радаров, а также систему очистки самостоятельной разработки. В ней датчики омываются под давлением, а затем просушиваются сжатым воздухом. Аналогичное решение со временем обещают применить и в боковых «фендерах» (на фото вверху). Пока что эти системы не стандартизированы, поэтому компоненты работают в нескольких сетях при разном напряжении, а для высоковольтных потребителей применены преобразователи.
6.jpg
Со временем на Prius-ах появится набор сенсоров от Sonata. Существующее оборудование проходит постоянную модернизацию. Радиус действия радаров до 250 м, а лидаров – до 100 м. Наибольшим преимуществом нового комплекса стала более детальная информация об объектах вблизи машины.

Кроме того, хотя бы ради дискуссии, был обозначен горизонт реального внедрения беспилотных такси на дорогах общего пользования. Так, Яндексу для этого потребуется от трех до пяти лет, но лишь при благоприятном отношении со стороны регулирующих органов. Технологически инженеры-наблюдатели могут исчезнуть из салона и раньше, но вряд ли до этого к этому времени дорастет российское законодательство. Так, что первый коммерческий маршрут Яндекс.Такси, возможно, будет запущен за рубежом.

Даже в случае затрат на программу в объеме ₽10 млрд, это кардинально меньше, чем на Западе. Так, по данным журнала Car & Driver, подразделение Google – Waymo уже потратило $3,5 млрд на тесты автономных компактвэнов Chrysler Pacifica в Финиксе. При этом они не делают ничего большего, чем Prius от Яндекса в Иннополисе под Казанью, т.е. перевозят пассажиров по подписке и в присутствии инженера на переднем пассажирском сиденье. Кстати, Sonata в Татарстане будет представлена как сервис «Комфорт Плюс». Кстати, денег с «пользователей-испытателей» Яндекс пока не требует.
3.jpg
Еще одной актуальной задачей стало – обеспечить общение роботакси с клиентами. Пока что пассажиры могут обращаться к инженеру в случае непонимания, ситуации. Считается, что ощущение безопасности в салоне беспилотника будет зависеть так и от доступности информации.

Вместо Сколково Яндекс решил переориентироваться на Детройт. Так, по приглашению организаторов местного мотор-шоу, российская компания намеревается наладить для обслуживания автосалона несколько маршрутов роботакси. Однако, мотор-шоу отменено из-за коронавируса, впрочем, желание работать в Америке у Яндекса осталось. Например, в Неваде благодаря режиму благоприятствования проектам беспилотников, Яндекс хочет подготовить дюжину прототипов на базе Sonata. При этом в Израиле, где данная модель еще не продается, останется Prius. Главной же тестовой площадкой останется московская, где масса неожиданных дорожных сценариев, как раз подходящих для обучения системы на основе искусственного интеллекта.
2.jpg
Беспилотник от Яндекса работает по сантиметровой карте. Графика актуального контрольного интерфейса (слева и в центре) больше напоминает серийное приложение Яндекс.Навигатор, чем техническую визуализацию. Справа на фото – картинка с системой второго поколения с планшета в Prius.

Директор по развитию программы Артем Фокин считает, что пока что никто еще не знает наверняка как именно должен выглядеть и каким функционалом должен распологать робомобиль (читай роботакси), предназначенный для передвижения в плотном потоке мегаполиса без участия человека. Он добавил: «Эта задача пока решается. Наши нынешние машины способны самостоятельно ездить в условиях предсказуемого трафика, будь то Иннополис или даже Лас-Вегас. Но чтобы безошибочно пересекать условную полухаотичную Таганку в час пик раз за разом, нам понадобится еще пара лет».
5.jpg
Вычислительный блок «мозга» робокара размещен в нише запасного колеса. Задние радары ранее монтировались по углам бампера, но теперь размещены в надстройке на крыше, что, соответственно, увеличило радиус их действия. Заднее стекло, как и положено по закону, украшено треугольным знаком с литерой «А».

P.S. Российский Яндекс надеется, что при идеальном развитии событий его партнерство с Hyundai Motor Group позволит создать серийный робокар, который позволит разделить зоны влияния. Автопром должен производить и заниматься сервисом беспилотников (т.е. «хардом»), тогда как за IT-компанией будет закреплено развитие ПО (т.е. «софта»). При этом Яндексу предстоит буквально натаскивать партнеров: самостоятельно разрабатывать оборудование, выпускать прототипы и содержать их тестовый парк, включая большой коллектив программистов и инженеров, а также лоббировать нужные законы. Кстати, в этом году регулятор должен представить дорожную карту, которая будет определять дальнейший ход развития отрасли беспилотников в России.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Роботакси фирмы Waymo устроили незапланированный и шумный флэшмоб

Роботакси фирмы Waymo устроили незапланированный и шумный флэшмоб

Пробка из нескольких десятков роботакси Waymo не смогла разъехаться и разбудила гудками целый район в Южном Сан-Франциско

21.08.2024

Электролифтбек Xpeng MONA M03 отличился совершенной аэродинамикой

Электролифтбек Xpeng MONA M03 отличился совершенной аэродинамикой

У китайского электрического лифтбека Xpeng MONA M03 коэффициент Сх равен всего 0,194!

26.06.2024

«Яндекс» подал в «Роспатент» заявку на товарный знак «Автономный транспорт»

«Яндекс» подал в «Роспатент» заявку на товарный знак «Автономный транспорт»

Беспилотные автомобили и роботы-доставщики «Яндекса» выделены в отдельный проект под брендом «Автономный транспорт»

18.06.2024

Китайское правительство дало разрешение 9 производителям на испытания беспилотников всех типов на дорогах общего пользования

Китайское правительство дало разрешение 9 производителям на испытания беспилотников всех типов на дорогах общего пользования

На улицах китайских городов будут испытывать беспилотники третьего уровня автономности

14.06.2024

Китай сделал еще один шаг к достижению воздушной мобильности

Китай сделал еще один шаг к достижению воздушной мобильности

Китай дозволил массовое производство летающих такси

26.04.2024

НАМИ успешно обкатывает беспилотную LADA Vesta

НАМИ успешно обкатывает беспилотную LADA Vesta

Испытания беспилотной LADA Vesta в НАМИ проходят успешно

04.04.2024

Российская компания «ЭвоКарго» рекомендует роботрак Evocargo N1 для реальной логистики

Российская компания «ЭвоКарго» рекомендует роботрак Evocargo N1 для реальной логистики

Компания «ЭвоКарго» предлагает высокоавтоматизированный электрический грузовик Evocargo N1 полностью российской разработки

29.03.2024

Возврат к списку