Автомагистраль между Азербайджаном и Нахичеванью названа «мостом Трампа»
23 июля 2025
Баку и Ереван согласовали открытие с участием США 42-километрового транспортного коридора через Сюникскую область Армении
Александр Климнов, фото Getty Images, vestikavkaza.ru
Испанское издание Periodista Digital со ссылкой на источники сообщает, что Армения, Азербайджан и США согласовали меморандум о создании Зангезурского коридора, который будет находиться под управлением частной американской компании.
Изначально (в 2020-м) при обсуждении этого маршрута предполагалось, что контроль за транспортным сообщением будет осуществлять Россия.
Испанцы ссылаются на документ, с которыми журналистам удалось ознакомиться при помощи неназванных представителей армянской диаспоры из Франции.
Утверждается, что меморандум предусматривает создание коридора протяженностью 42 км, который должен соединить западные районы Азербайджана с его эксклавом – Нахичеванской Автономной Республикой – через Сюникскую область Армении.
В документе маршрут назван «мостом Трампа».
По данным Periodista Digital, коридор будет использоваться частной компаний из США, при этом Армения сохраняет суверенитет над Сюникской областью Армении.
Напомним, что согласно трехстороннему заявлению Армении, Азербайджана и России от ноября 2020 года, контроль за транспортным сообщением в регионе должна осуществлять погранслужба ФСБ РФ.
При этом армянские власти позднее отвергли логику «коридора», поскольку в таком случае часть территории страны окажется под контролем третьей стороны.
Ереван предлагал транспортный проект, в рамках которого вся инфраструктура будет под контролем стран, через которые она проходит.
Источник Middle East Eye говорил, что передать управление коридором частной компании предложила Турция. Справка: в 2020-м предполагалось, что для России Зангезурский коридор станет новым наземным выходом в Армению и Турцию.
Сейчас российским машинами приходится ездить в эти страны через Грузию, по нестабильному горному серпантину «Военно-Грузинской дороги», который регулярно закрывается из-за непогоды.
Железнодорожная связь осуществляется так же, только через Грузию, причем в объезд через Азербайджан: сначала до Баку, а оттуда по международному маршруту «Баку-Тбилиси-Карс».
Зангезурский коридор обеспечит круглогодичный всепогодный доступ российского автотранспорта к Армении и Турции и позволит сократить железнодорожное сообщение с республиками приблизительно на 200 км.
И наоборот: Армения и Турция смогут возить пассажиров и грузы более стабильным и более коротким путем в Россию.
Кроме того, Армения откроет железнодорожное сообщение с Ираном через Нахичевань.
Азербайджан обретет не только долгожданное наземное сообщение с Нахичеванской Автономной Республикой, но и еще один выход к Турции с экономией платы за транзит (40 км по Армении или Ирану против 250 км по Грузии).
Вместе с ним этот выход получат все страны, транспортирующие грузы из Азии в Европу через каспийские порты Азербайджана, то есть в первую очередь Китай.
Зангезурский коридор обеспечит круглогодичный всепогодный доступ российского автотранспорта к Армении и Турции и позволит сократить железнодорожное сообщение с республиками приблизительно на 200 км.
И наоборот – Армения и Турция смогут возить пассажиров и грузы более стабильным и более коротким путем в Россию. Кроме того, Армения откроет железнодорожное сообщение с Ираном через Нахичевань.
Азербайджан обретет не только долгожданное наземное сообщение с Нахичеванской Автономной Республикой, но и еще один выход к Турции с экономией платы за транзит (40 км по Армении или Ирану против 250 км по Грузии).
Вместе с ним этот выход получат все страны, транспортирующие грузы из Азии в Европу через каспийские порты Азербайджана, то есть в первую очередь Китай.
В итоге Зангезурский коридор станет второй (после трассы «Баку-Тбилиси-Карс») транспортной артерией глобальных грузоперевозок в направлении «Восток–Запад» через Южный Кавказ.
Прямые выгоды от его запуска должны были получить Россия, Азербайджан, Армения, Иран и Турция, а также любые внерегиональные игроки, которым потребуется быстро и надежно доставить товары с восточного берега Каспия в Евросоюз и в обратном направлении.
P.S. Давняя логистическая проблема Закавказья, решение которой теперь политически переиграно не в пользу России именно из-за американского контроля, хотя очевидно, что дополнительная транспортная артерия между Россией и Турцией нужна… P.P.S. Кстати, 16 июля 2025 года был открыт участок платной трассы М-12 «Восток» от Москвы до Свердловской области – «Дюртюли – Ачит» протяженностью 275,3 км, который объединил 3 региона: республику Башкортостан, Пермский край и Свердловскую область.
Новый участок автодороги М-12 существенно повысил связанность Урала с Поволжьем, сократив время в пути легкового транспорта от Казани до Екатеринбурга более, чем на 6 часов, а грузового более, чем на 4 часа.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.