Китайские аккумуляторные гиганты считают, что массовые твердотельные АКБ появятся сильно позже 2030 года
24 ноября 2025
Dongfeng выпустит в 2026 году твердотельный аккумулятор с удельной емкостью 350 Вт·ч/кг, что обеспечит запас хода более 1000 км
Александр Климнов, фото carnewschina.com
По мере того как инвесторы продолжают вливаться в бурно развивающийся в Поднебесной сектор полностью твердотельных твердотельных аккумуляторов, лидеры отрасли вступают в это с долей реализма.
На Всемирной конференции 2025 года по аккумуляторам, прошедшей в Сычуани, эксперты ведущих китайских компаний по производству аккумуляторов и электромобилей предупредили, что технология, которую многие называют следующей революцией в области электромобильности, пока далека от готовности к масштабной коммерциализации, как сообщает First Finance.
У Чэнсинь, заместитель председателя Инновационной платформы по сотрудничеству между промышленностью твердотельных аккумуляторов и исследованиями университета, заявил в кулуарах форума, что, несмотря на стремление отрасли к достижению прорыва, технология все еще сталкивается с множеством вызовов.
Он подчеркнул, что до достижения коммерциализации еще должны пройти значительные научные эксперименты, создание оборудования и проектные работы, описав это как долгосрочный исследовательский процесс.
Китай поддерживает крупнейшую в мире индустрию по производству аккумуляторов на протяжении уже восьми лет подряд.
С января по сентябрь 2025 года внутрикитайские продажи тяговых аккумуляторов достигли 786 ГВт·ч, а экспорт превысил 129 ГВт·ч, что соответствует годовому росту на 48,9% и 32,75% соответственно.
Несмотря на столь сильный рост, эксперты предупредили, что коммерциализация полностью твердотельных аккумуляторов еще впереди.
Председатель и генеральный директор SVOLT Energy Technology Ян Хунсинь заявил, что опытные демонстрационные АКБ на элекромобилях могут стать возможными к 2027 году.
Тем не менее, масштабная коммерциализация твердотельных аккумуляторов потребует дальнейшего сокращения их себестоимости и более зрелой цепочки поставок.
Он оценил, что фактическое массовое производство таких АКБ может появиться только после 2030 года.
Вице-президент Changan Auto и председатель Deepal Дэн Чэнхао предложил даже более консервативную оценку, предположив, что масштабная коммерциализация к 2030 году будет «самым оптимистичным» сценарием, тогда как 2035 год – более реалистичной целью.
Он предостерег от преувеличенных ожиданий, отметив, что в Сети часто преувеличивают удачные «лабораторные» достижения исследователей и считают их уже за «глобальные прорывы».
Дэн добавил, что как технологии жидкоэлектролитных, так и полутвердых «твердо-жидкие» аккумуляторов все еще имеют значительный потенциал и не должны быть преждевременно отвергнуты.
Особенно быстро продвигаются к воплощению в серии именно полутвердые аккумуляторы.
Ян отметил, что для потребителей, планирующих покупку электромобилей в ближайшие три-пять лет, существующие жидкие и полутвердые аккумуляторы остаются отличным выбором.
Дэн также утверждает, что гибридные твердо-жидкие аккумуляторы представляют собой эволюционный шаг в повышении безопасности и плотности энергии, наряду с продолжающимися возможностями инноваций в системах с жидкими электролитами.
Председатель Китайского общества автомобильных инженеров Чжан Цзиньхуа, представил на открытии конференции доклад «Прогноз развития силовых аккумуляторов на 2030 год», в котором спрогнозировал, что широкое коммерческое использование гибридных твердо-жидких аккумуляторов начнется с 2030 года, а полностью твердотельные аккумуляторы к этому времени только-только завершат опытно-промышленую стадию.
Председатель Китайской ассоциации науки и технологий, Ван Ган на том же мероприятии призвал к продолжению инноваций в области высокобезопасных, высокоэнергетических жидких аккумуляторов и к постоянным усилиям по преодолению технических узких мест в твердотельных и гибридных системах.
Всемирная конференция по аккумуляторам 2025 года включала шесть специализированных сессий, посвященных переработке аккумуляторов, инновациям в хранении данных, международной логистике и сотрудничеству отрасли.
Всего было подписано 180 новых проектов с общей инвестиционной стоимостью 86,13 миллиарда юаней (~$11,9 млрд), охватывающих энергетические аккумуляторы, новые способы хранения энергии, фотоэлектрические (солнечные) электромобили и умные (беспилотные) электромобили.
Компания Dongfeng Automobile намеревается выпустить в 2026 году твердотельную батарею нового поколения с удельной плотностью энергии 350 Вт·ч/кг, что обеспечит электромобилю запас хода более 1000 км.
Как ожидается, такие тяговые АКБ поступят в производство и станут использоваться на электромобилях уже с сентября 2026 года.
Компания уже запустила пилотную производственную линию мощностью 0,2 ГВт·ч.
Предполагается, что электромобили с аккумуляторами такого типа будут проезжать более 1000 километров на одной зарядке.
Напомним, что в твердотельном аккумуляторе используется многокомпонентная схема устройства, состоящая из тройного катода высокой емкости, кремний-углеродного анода и твердого электролита на основе оксидного полимера.
Компания Dongfeng сообщает, что при температуре –30 °C аккумулятор сохраняет более 72 % своей энергии по сравнению с примерно 60 % у обычных жидкостных тройных аккумуляторов.
Аккумулятор также прошел испытание на безопасность в термокамере при температуре +170 °C, превысив национальный стандарт в +130 °C.
На той же Всемирной конференции Dongfeng представил чисто электрическую платформу Mach Super-kV с высоковольтной архитектурой 1200В и разработанным компанией силовым модулем из карбида кремния на 1700В.
Платформа включает в себя быстрозаряжающуюся композитную ячейку 12C, совместимую с одноканальным зарядным устройством мощностью 2 МВт, обеспечивающим производительность «2,5 км пробега за 1 секунду и 450 км за 5 минут».
Она поддерживает автономную зарядку и бесконтактную оплату.
Платформа оснащена высокооборотным электромотором, способным развивать скорость до 30 000 мин-1.
В сочетании с аккумулятором высокой емкости эта система позволяет транспортным средствам преодолевать расстояние более 1000 км.
Функции безопасности включают в себя ударопрочный (до 1500 Дж) аккумулятор, 48-часовой мониторинг теплового баланса и технологию предохранителей для запуска двигателя.
Также компанией ведется разработка твердотельного аккумулятора на основе сульфидов с плотностью энергии 500 Вт·ч/кг.
Внедрение в производство такой батареи запланировано на декабрь 2027 года.
P.S. Пусть китайские «академики» и высказывают свой скептицизм, китайский автопром, напротив, демонстрирует, что готов к внедрению самых инновационных решений в области аккумуляторных технологий и средств зарядки, что закрепляет ведущее положение КНР в этой сфере, невзирая ни на какие тарифные санкции США и Европы. Впрочем, посмотрим как дела, той же Dongfeng, сойдутся с ее обещаниями, но в случае успеха, это будет сильно круче проекта Tesla Илона Маска.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Первый электромобиль бренда Suzuki – SUV e Vitara, получил специальную награду «Автомобиль Года 2026» от ассоциации японских автомобильных экспертов и журналистов RJC