Почему электромобили в России не пользуются спросом?
5 августа 2020
Новых электромобилей в России за первое полугодие 2020 года продано всего 121 ед., а основной спрос пришелся на BEV с пробегом
Александр Климнов, фото electrek.com
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» отмечает, что за первое полугодие 2020 года россияне купили всего лишь 121 новый электромобиль, что на 18% меньше, чем за тот же период прошлого года (147 ед.). Более 40% от этого объема пришлось на модель Nissan LEAF, которая за январь-июнь разошлась тиражом в 49 ед. Электромобилей американского бренда Tesla приобретено 36 ед., в том числе 19 ед. – Model X, 16 ед. – Model 3 и одна – Model S. Электрокроссовер Jaguar I-Pace разошелся в количестве 28 ед. Результаты по другим моделям «электричек» выглядят скромнее: Peugeot Ion – 3 ед, Renault Twizy и JAC iEV7S – по 2 ед., Hyundai Ioniq – 1 ед. Каждый четвертый новый электромобиль по итогам полугодия был куплен в Москве (31 ед.). Жители Приморского края приобрели 14 ед. таких транспортных средств, Подмосковья – 11 ед. В Краснодарском крае за полугодие на учет поставлено 8 новых электромобилей, а в Новосибирской и Свердловской областях – по 5 ед. В других регионах РФ данные показатели еще ниже.
Как отмечают эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», в июне рынок новых электрокаров показал даже небольшой рост. Так, в первый месяц лета россиянами было приобретено 29 «электричек» против 28 ед, за этот же месяц 2019-го.
На вторичном рынке у электромобилей дела идут чуть лучше, хотя и здесь продажи исчисляются лишь десятками машин. Так, по итогам апреля-июня 2020 года спрос на электромобили с пробегом вырос на 6% по сравнению с первым кварталом 2020-го, но на 132% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го.
По мнению соучредителя ГК A3F Group и Marketcall Александра Дужникова упрощение процесса ввоза электромобилей в РФ может способствовать перераспределению пропорции новых и подержанных электромобилей на рынке, а также расширит круг их покупателей в целом. С таким предположением согласен и ГК «АвтоСпецЦентр», где отметили, что отмена пошлин уже привела и приведет в дальнейшем к снижению цен на «зеленые» машины, а также к расширению модельных рядов производителей.
Наиболее ярким примером может служить бренд Jaguar, который сразу после введения новых правил 4 мая переписал прайс на свой электрический кроссовер I-PACE, который теперь предлагается по цене 2-летней давности. Параллельно с этим о скором появлении электрической модели в своей российской линейке объявил и Nissan. В ближайшем будущем на российский рынок собираются выйти и еще несколько новых для России электромобилей – Audi e-tron и Mercedes-Benz EQC, уже давно получившие необходимые российские ОТТС.
Эксперты «Авито Авто» называют важнейшей проблемой российской мобильности на сегодняшний день – необходимость заряжать аккумуляторы BEV на специализированных зарядных станциях, которых пока еще совсем не много даже в столице, где их ~120, при том, что обычных АЗС порядка 740, ну, а в регионах этот разрыв еще больше. Реально, к существенному расширению парка электромобилей в России не готова в первую очередь инфраструктура.
Распоряжение Дмитрия Медведева об оснащении всех новых АЗС станциями для подзарядки электромобилей фактически проигнорировано. Да и на существующих станциях таких зарядок практически нет. С другой стороны без серьезных преференций и инвестиций со стороны государства ожидать столь дорогих и низкорентабельных вложений в инфраструктуру от рыночных игроков топливного рынка было просто бессмысленно. Здесь дилемма та же, что и с газобаллонными автомобилями: машин нет потому что нет сети заправок (в данном случае АГНКС), так и электромобили не заводят, потому что нет инфраструктуры, а инфраструктуру не развивают, поскольку нет электромобилей. В обоих случаях получается пресловутый «замкнутый круг».
Советник по ИТ компании «ПЭК» Вячеслав Тимонин считает, что реально массовыми электромобили в России станут лишь тогда, когда будет решен вопрос по емкости их АКБ (т.е. когда появятся аккумуляторы следующего, а то и последующего поколений – авт.), удешевлению их производства, а тогда последует и расширение инфраструктуры для самих электромобилей. Кроме того, волатильная динамика цен на энергоресурсы может сыграть в ближайшем будущем снижение стоимости традиционных видов топлива. Это может привести к потере электромобилями одного из немногих (кроме экологии) на сегодня преимуществ в виде экономии на расходах на топливо.
Согласно результатам исследования аналитического центра НАФИ сами россияне пока что не горят желанием пересаживаться на электромобили. Лишь каждый четвертый опрошенный водитель заявил о своей готовности, причем, только чисто теоретически, приобрести «экологичную» машину. Среди главных преимуществ «электричек» россияне выделяют экономию на топливе, высокий комфорт, обеспеченный отсутствием шумов двигателя, ну и экологичность. Если первый пункт, в принципе, бесспорен, то последние два далеко не столь однозначны. Бесшумность электромобиля даже при наличии зуммера для низкой скорости может спровоцировать наезд на невнимательного пешехода, уткнувшегося в мобильник. Соответственно и неправильная утилизация литиевого аккумулятора может нанести серьезный вред окружающей среде (на уровне чуть менее тяжелом, чем радиоактивные отходы – авт.). При этом большинство респондентов (57%) понимает, что владельцы электромобилей испытывают острую нехватку станций для подзарядки. Завышенной стоимость электрических машин считают чуть меньше половины (47%). А столкнуться с проблемами дальнейшего технического обслуживания опасаются 25% участников опроса.
P.S. Основатель компании по производству графеновых нанотрубок OCSiAl Юрий Коропачинский считает, замена ДВС на электромоторы неминуемо приведет к падению автомобильной индустрии, что должно произойти уже в ближайшее время.
По его мнению электромобили (BEV) уверенно вытесняют автомобили с ДВС (ICE), и уже в следующем десятилетии нынешний автопром, текущий ежегодный объем продаж которого в автомобильном сегменте и смежных отраслях составляет $15 трлн, что составляет ~18% от мирового ВВП и 18% капитализации всего рынка акций, пройдет через жесточайший кризис.
Крах нынешней автоиндустрии как считает Коропачинский произойдет, потому что выпуском BEV уже занимаются (и еще больше займутся в будущем – авт.) совершенно новые компании, которым и будет принадлежать авторынок, где они унаследуют клиентуру традиционных автомобильных брендов.
Кроме того, эксперт считает, что компетенции современных автоконцернов ограничены, и они просто напросто не потянут огромные инвестиции в кардинальную перестройку своих предприятий. Те же, кто не сможет выдержать давления конкурентов, неминуемо придут к банкротству и закроют свои заводы, что выбросит на улицу огромное количество людей.
P.S. Мое мнение, что экологическую проблему выбросов парниковых газов в стране надо решать и решать достаточно интенсивно, но при этом комплексно и правильно расставлять приоритеты сообразно возможностям экономики и населения. Так, что электромобильность здесь выступает лишь одной из составляющих, к тому же дорогостоящей, а в условиях российского Севера пока еще и малоприменимой. Важнее для страны и планеты в целом на сегодня было бы активное обновление российского автомобильного парка (да и про парки тепловозов и речных судов, оперирующих на маневровых станциях и водоемах в пределах крупных городов стоило бы не забыть), а также совершенствовать технологии в металлургии и на прочих производствах, например, углублять степень переработки нефти и экологически чистую утилизацию биологических и прочих отходов.
В отношении же расширения применения автомобилей на газомоторном топливе (LGV и NGV) акцент должен ставиться на применение именно сжиженного метана (LNG) для автобусов и магистральных тягачей, а для городских развозных LCV и такси можно обойтись и сжиженным нефтяным газом (LPG) и(или) сжатым метаном (CNG). Развитие инфрастуктуры АГНКС именно под сжиженный метан может позволить в дальнейшем без чрезмерных затрат перейти и на водородное топливо (H2), которое можно использовать на всех видах транспорта при посредстве водородных топливных элементов (Fuel Cell). Электромобили же смогут занять нишу городских машин, включая электробусы и коммунальные машины, а также беспилотные такси-электрошаттлы (которые, впрочем, могут работать и на водородных топливных элементах).
Загрузка