Почему электромобили в России не пользуются спросом?

Почему электромобили в России не пользуются спросом?

5 августа 2020


Новых электромобилей в России за первое полугодие 2020 года продано всего 121 ед., а основной спрос пришелся на BEV с пробегом


автор

Александр Климнов, фото electrek.com


Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» отмечает, что за первое полугодие 2020 года россияне купили всего лишь 121 новый электромобиль, что на 18% меньше, чем за тот же период прошлого года (147 ед.). Более 40% от этого объема пришлось на модель Nissan LEAF, которая за январь-июнь разошлась тиражом в 49 ед. Электромобилей американского бренда Tesla приобретено 36 ед., в том числе 19 ед. – Model X, 16 ед. – Model 3 и одна – Model S. Электрокроссовер Jaguar I-Pace разошелся в количестве 28 ед. Результаты по другим моделям «электричек» выглядят скромнее: Peugeot Ion – 3 ед, Renault Twizy и JAC iEV7S – по 2 ед., Hyundai Ioniq – 1 ед. Каждый четвертый новый электромобиль по итогам полугодия был куплен в Москве (31 ед.). Жители Приморского края приобрели 14 ед. таких транспортных средств, Подмосковья – 11 ед. В Краснодарском крае за полугодие на учет поставлено 8 новых электромобилей, а в Новосибирской и Свердловской областях – по 5 ед. В других регионах РФ данные показатели еще ниже.

Как отмечают эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», в июне рынок новых электрокаров  показал даже небольшой рост. Так, в первый месяц лета россиянами было приобретено 29 «электричек» против 28 ед, за этот же месяц 2019-го.

На вторичном рынке у электромобилей дела идут чуть лучше, хотя и здесь продажи исчисляются лишь десятками машин. Так, по итогам апреля-июня 2020 года спрос на электромобили с пробегом вырос на 6% по сравнению с первым кварталом 2020-го, но на 132% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го.

По мнению соучредителя ГК A3F Group и Marketcall Александра Дужникова упрощение процесса ввоза электромобилей в РФ может способствовать перераспределению пропорции новых и подержанных электромобилей на рынке, а также расширит круг их покупателей в целом. С таким предположением согласен и ГК «АвтоСпецЦентр», где отметили, что отмена пошлин уже привела и приведет в дальнейшем к снижению цен на «зеленые» машины, а также к расширению модельных рядов производителей.

Наиболее ярким примером может служить бренд Jaguar, который сразу после введения новых правил 4 мая переписал прайс на свой электрический кроссовер I-PACE, который теперь предлагается по цене 2-летней давности. Параллельно с этим о скором появлении электрической модели в своей российской линейке объявил и Nissan. В ближайшем будущем на российский рынок собираются выйти и еще несколько новых для России электромобилей – Audi e-tron и Mercedes-Benz EQC, уже давно получившие необходимые российские ОТТС.

Эксперты «Авито Авто» называют важнейшей проблемой российской мобильности на сегодняшний день – необходимость заряжать аккумуляторы BEV на специализированных зарядных станциях, которых пока еще совсем не много даже в столице, где их ~120, при том, что обычных АЗС порядка 740, ну, а в регионах этот разрыв еще больше. Реально, к существенному расширению парка электромобилей в России не готова в первую очередь инфраструктура.

Распоряжение Дмитрия Медведева об оснащении всех новых АЗС станциями для подзарядки электромобилей фактически проигнорировано. Да и на существующих станциях таких зарядок практически нет. С другой стороны без серьезных преференций и инвестиций со стороны государства ожидать столь дорогих и низкорентабельных вложений в инфраструктуру от рыночных игроков топливного рынка было просто бессмысленно. Здесь дилемма та же, что и с газобаллонными автомобилями: машин нет потому что нет сети заправок (в данном случае АГНКС), так и электромобили не заводят, потому что нет инфраструктуры, а инфраструктуру не развивают, поскольку нет электромобилей. В обоих случаях получается пресловутый «замкнутый круг».

Советник по ИТ компании «ПЭК» Вячеслав Тимонин считает, что реально массовыми электромобили в России станут лишь тогда, когда будет решен вопрос по емкости их АКБ (т.е. когда появятся аккумуляторы следующего, а то и последующего поколений – авт.), удешевлению их производства, а тогда последует и расширение инфраструктуры для самих электромобилей. Кроме того, волатильная динамика цен на энергоресурсы может сыграть в ближайшем будущем снижение стоимости традиционных видов топлива. Это может привести к потере электромобилями одного из немногих (кроме экологии) на сегодня преимуществ в виде экономии на расходах на топливо.

Согласно результатам исследования аналитического центра НАФИ сами россияне пока что не горят желанием пересаживаться на электромобили. Лишь каждый четвертый опрошенный водитель заявил о своей готовности, причем, только чисто теоретически, приобрести «экологичную» машину. Среди главных преимуществ «электричек» россияне выделяют экономию на топливе, высокий комфорт, обеспеченный отсутствием шумов двигателя, ну и экологичность. Если первый пункт, в принципе, бесспорен, то последние два далеко не столь однозначны. Бесшумность электромобиля даже при наличии зуммера для низкой скорости может спровоцировать наезд на невнимательного пешехода, уткнувшегося в мобильник. Соответственно и неправильная утилизация литиевого аккумулятора может нанести серьезный вред окружающей среде (на уровне чуть менее тяжелом, чем радиоактивные отходы – авт.). При этом большинство респондентов (57%) понимает, что владельцы электромобилей испытывают острую нехватку станций для подзарядки. Завышенной стоимость электрических машин считают чуть меньше половины (47%). А столкнуться с проблемами дальнейшего технического обслуживания опасаются 25% участников опроса.
P.S. Основатель компании по производству графеновых нанотрубок OCSiAl Юрий Коропачинский считает, замена ДВС на электромоторы неминуемо приведет к падению автомобильной индустрии, что должно произойти уже в ближайшее время.

По его мнению электромобили (BEV) уверенно вытесняют автомобили с ДВС (ICE), и уже в следующем десятилетии нынешний автопром, текущий ежегодный объем продаж которого в автомобильном сегменте и смежных отраслях составляет $15 трлн, что составляет ~18% от мирового ВВП и 18% капитализации всего рынка акций, пройдет через жесточайший кризис.

Крах нынешней автоиндустрии как считает Коропачинский произойдет, потому что выпуском BEV уже занимаются (и еще больше займутся в будущем – авт.) совершенно новые компании, которым и будет принадлежать авторынок, где они унаследуют клиентуру традиционных автомобильных брендов.

Кроме того, эксперт считает, что компетенции современных автоконцернов ограничены, и они просто напросто не потянут огромные инвестиции в кардинальную перестройку своих предприятий. Те же, кто не сможет выдержать давления конкурентов, неминуемо придут к банкротству и закроют свои заводы, что выбросит на улицу огромное количество людей.

P.S. Мое мнение, что экологическую проблему выбросов парниковых газов в стране надо решать и решать достаточно интенсивно, но при этом комплексно и правильно расставлять приоритеты сообразно возможностям экономики и населения. Так, что электромобильность здесь выступает лишь одной из составляющих, к тому же дорогостоящей, а в условиях российского Севера пока еще и малоприменимой. Важнее для страны и планеты в целом на сегодня было бы активное обновление российского автомобильного парка (да и про парки тепловозов и речных судов, оперирующих на маневровых станциях и водоемах в пределах крупных городов стоило бы не забыть), а также совершенствовать технологии в металлургии и на прочих производствах, например, углублять степень переработки нефти и экологически чистую утилизацию биологических и прочих отходов.

В отношении же расширения применения автомобилей на газомоторном топливе (LGV и NGV) акцент должен ставиться на применение именно сжиженного метана (LNG) для автобусов и магистральных тягачей, а для городских развозных LCV и такси можно обойтись и сжиженным нефтяным газом (LPG) и(или) сжатым метаном (CNG). Развитие инфрастуктуры АГНКС именно под сжиженный метан может позволить в дальнейшем без чрезмерных затрат перейти и на водородное топливо (H2), которое можно использовать на всех видах транспорта при посредстве водородных топливных элементов (Fuel Cell). Электромобили же смогут занять нишу городских машин, включая электробусы и коммунальные машины, а также беспилотные такси-электрошаттлы (которые, впрочем, могут работать и на водородных топливных элементах).

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

BYD все увереннее занимает место #1 производителя и продавца электромобилей и гибридов в мире

BYD все увереннее занимает место #1 производителя и продавца электромобилей и гибридов в мире

В апреле продажи электромобилей Tesla в Китае обвалились, а местных брендов – выросли

23.05.2025

BYD запустил бюджетный электромобиль Dolphin Surf сразу по всей Европе

BYD запустил бюджетный электромобиль Dolphin Surf сразу по всей Европе

BYD запустил свой самый продаваемый компактный электромобиль Seagull сразу в 15 странах Европы по цене от $26 000

22.05.2025

«Атом» выдержал удары и получил собственный голос

«Атом» выдержал удары и получил собственный голос

«Атом» успешно прошел первые краш-тесты и получил собственного голосового ассистента

20.05.2025

Москва обязала застройщиков устанавливать электрозарядки по квотам

Москва обязала застройщиков устанавливать электрозарядки по квотам

Московское правительство настаивает на установке электрозарядок на парковках и при новостройках, а ВАЗ показывает концепт седана LADA e-Aura

19.05.2025

КАМАЗ представил на «Электротранс'25» электробус нового поколения А5

КАМАЗ представил на «Электротранс'25» электробус нового поколения А5

Москвичам показали электробус следующего поколения КАМАЗ-5222

07.05.2025

AltoVolo показал свою версию eVTOL Sigma

AltoVolo показал свою версию eVTOL Sigma

Лондонский стартап AltoVolo анонсировал летательный аппарат типа eVTOL под названием Sigma

06.05.2025

Автопроизводители требуют от Конгресса вето на закон Калифорнии о запрете бензиновых авто с 2035 года

Автопроизводители требуют от Конгресса вето на закон Калифорнии о запрете бензиновых авто с 2035 года

Автопроизводители в США утверждают, что требование Калифорнии по продаже в штате 26% электромобилей, начиная с 2026 года, невыполнимо

02.05.2025

Возврат к списку