Сегмент коммерческих электромобилей растет в условиях замедления рынка
1 августа 2025
Прогресс коммерческих фургонов спасает американский рынок электромобилей
Александр Климнов, фото производителей
В то время как потребительский рынок электромобилей начинает замедляться, бизнес коммерческого транспорта все еще растет.
Согласно данным S&P Global Mobility, количество регистраций коммерческих электромобилей классов с 3-го по 8-й выросло на 274% до 24 871 ед. за период в 12 месяцев, закончившийся 31 мая, по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
К ним относятся развозные фургоны, среднетоннажные грузовые автомобили и тяжелые большие грузовики.
Регистрация электромобилей класса 2, часто используемых для развозной работы, выросла на 69% до 417 246 ед. за тот же период.
Легковые электромобили сократились на 2% до 694 678 ед.
Такие компании, как Ecolab, поставщик средств профилактики, водоснабжения и гигиены из Сент-Пола, штат Миннесота, стоят за ростом продаж коммерческих электромобилей.
Компания Ecolab располагает парком из 11 000 автомобилей, тысяча из которых в настоящее время представляют собой электромобили.
Менеджер по электрификации автопарка Ecolab Майк Хауге сказал: «Мы рассматриваем электрификацию транспортных средств в долгосрочной перспективе как действительно сильную бизнес-модель для нас».
Многие предприятия, переходящие на электрические автопарки, видят в этом ценовое преимущество по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания (ICE), сказал Джейкоб Ричард, менеджер технических проектов в Calstart, некоммерческой организации в области экологически чистого транспорта в Пасадене, штат Калифорния.
Так, в автопарке у Amazon уже имеется более 25 000 электрофургонов и все они одной модели Rivian EDV700.
Эти электромобили помогли снизить затраты, отчасти из-за оптимизации маршрутов, сказал в электронном письме Том Чемпананикал, директор глобального автопарка Amazon «последней мили».
Amazon пообещала расширить свой парк электромобилей до 100 000 машин к 2030 году.
Компании, которые используют автопарки для выполнения регулярных маршрутов, а затем возвращаются в депо для зарядки, часто ночью, лучше всего интегрируют электромобили в свою деятельность.
Электромобили также требуют меньше обслуживания, чем их аналоги с ДВС, а стоимость электроэнергии часто меньше, чем бензина, хотя обе статьи расхода могут варьироваться в зависимости от штата и модели автомобиля/электромобиля.
Для компаний, которые имеют контракты с поставщиками электроэнергии с фиксированной ценой, затраты, как правило, более стабильны, чем постоянно колеблющиеся цены на бензин.
Несмотря на то, что существует множество причин для электрификации преимущественно, более низкие эксплуатационные расходы – проблема начала дня с эквивалентом полного бака бензина и оптимизация маршрута, все еще выступают фактором сдерживания для некоторых корпоративных автопарков.
По словам Calstart, наиболее важными из них остаются высокие первоначальные затраты, слаборазвитая инфраструктура и политическая неопределенность.
Что удерживает грузовые автопарки от перехода на электромобили?
Усилия Белого дома по регулированию и стимулирование покупок EV помогли многим автопаркам справиться с высокими затратами на электрификацию.
Постановление Advanced Clean Trucks, разработанное в Калифорнии и принятое в 11 других штатах, включая Мэриленд, Нью-Йорк и Вашингтон, требует, чтобы автопроизводители, продающие грузовики средней и большой грузоподъемности, продавали машины с нулевым уровнем выбросов с ежегодным приростом процента от продаж.
Из общего числа грузовиков с нулевым уровнем выбросов в США 39% приходится на штаты, с регулированием в рамках стандарта Advanced Clean Trucks (ACT).
По данным Calstart, на штаты, которые следуют стандарту ACT, приходится 27% от общего парка грузовиков в стране.
«Если посмотреть на эту совокупную стоимость владения [электрофургоном], вам нужно иметь возможность получения авансовых стимулов в ближайшей перспективе», – сказал Ричард.
Доля пикапов и вэнов с нулевым уровнем выбросов в штатах, которые следуют постановлению Advanced Clean Trucks, неуклонно растет, увеличившись на 1% за все последние три отчетных периода – до 39%.
Однако администрация президента Дональда Трампа многие нормативные и экологические программы, которые поддерживали продажи электромобилей.
Так, Трамп подписал резолюции Конгресса, отменяющие исключения EPA (дотации из федерального и муниципальных бюджетов), которые поддерживали бы стандарты ACT.
Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом заявил, что штат подаст иск, оспаривающий способность Конгресса отозвать отказы от EPA.
Кроме того, губернаторы некоторых штатов, которые первоначально установили его правоприменение на 2025 или 2026 модельный год, включая Мэриленд, Массачусетс, Орегон и Вермонт, подписали указы, отодвигающие сроки соблюдения на год или дольше.
По словам Ричарда, несмотря на то, что сокращение стандартов ACT представляет собой «туманную политическую картину», это не остановит прогресс, потому что другие усилия на государственном и местном уровнях будут продолжать стимулировать инвестиции.
Проблемы с инфраструктурой препятствуют росту рынка коммерческих электромобилей
Инфраструктура остается еще одним серьезным препятствием для роста в сегменте коммерческих электромобилей.
Доведение местной инфраструктуры до уровня, который будет поддерживать потребности в электроэнергии коммерческих парков электромобилей, требует не только денег, но и времени.
По словам Ричарда, этот процесс может занять до двух лет.
«Процесс получения разрешений на коммунальные услуги и все это, вероятно, нужно ускорить», – сказал он.
Автопаркам, желающим электрифицироваться, иногда приходится брать на себя усилия по развитию инфраструктуры.
Так Amazon создала внутреннюю зарядную инфраструктуру, установив более 32 000 зарядных устройств на более чем 180 объектах в США.
Чтобы создать эту инфраструктуру, Amazon сначала нужно было понять как оптимизировать запас хода транспортных средств на маршрутах доставки.
Маршруты для электрических фургонов Amazon состоят из сочетания движения по шоссе, коротких отрезков старт-стоп в районах и стационарного времени во время доставки, что мешает точности отраслевых стандартов оценки запаса хода.
Amazon взяла на себя задачу узнать, каков запас хода автомобиля, чтобы получить максимальную отдачу от своих электромобилей – используя искусственный интеллект и машинное обучение для моделирования маршрутов с учетом расстояния, скорости, высоты и окружающей среды – и все это для получения точных оценок.
По словам Ричарда, образование и информационно-разъяснительная работа также остаются серьезным препятствием для роста.
Для того, чтобы рынок поддерживал устойчивый рост, обучение необходимо не только автопаркам, но и дилерам и политикам.
Были случаи, когда автопарки хотели электрифицироваться, но не было дилеров, которые могли бы помочь им осуществить этот переход.
Будущее рынка коммерческих электромобилей
В то время как количество регистраций коммерческих электромобилей остается высоким, угрозы для отрасли могут поставить этот рост под вопрос.
«Я не думаю, что мы увидим вероятный экспоненциальный рост, по крайней мере, в ближайшие несколько лет», – сказал Ричард.
Впрочем, эти изменения не станут концом электрификации, сказал он.
Многие проекты уже находятся в стадии реализации, в частности, проекты по производству аккумуляторов, которые помогут одомашнить цепочку поставок.
А усовершенствование батарей означает и лучшие цены.
По словам Ричарда, это может сделать 2027 год решающим годом для роста.
Люди в бизнесе уже мыслят в духе электрификации, и они не планируют останавливаться, добавил он.
Так штаты, у которых уже есть планы и усилия по сокращению выбросов углекислого газа, также не останавливаются.
По данным Calstart, Иллинойс, Массачусетс, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Орегон, Вашингтон и другие штаты имеют планы по стимулированию электрификации на уровне штатов.
«Это будет большое количество [электрифицированных] транспортных средств», – сказал Ричард: «Так что это все еще будет продолжаться».
P.S. Собственно, проблемы электрификации автотранспорта в США продолжаются, хотя некоторые компании все же начали ощущать ее преимущества. Отсюда тема электрификации в том числе коммерческого транспорта закрыта не будет, несмотря на многочисленных скептиков.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.