Стартаперы электромобилей в Китае сорвались с цепи
20 декабря 2018
Пекин опасается получить к 2020 году 20 миллионов электромобилей вместо 2 миллионов
Александр Климнов, фото Nikkey Asian Review, wattev2buy
Благодаря щедрым государственным и муниципальным субсидиям Пекин сумел сделать Китай крупнейшим в мире рынком аккумуляторных электромобилей (BEV).
Тем не менее, поскольку объем производства электромобилей в стране быстро нарастает, а стартапы по их производству растут по всей стране еще быстрее, чем грибы после дождя, китайское правительство опасается, что потенциал госинвестиций будет растрачен слишком быстро.
В результате этих опасений Национальная комиссия по развитию и реформам Центрального агентства экономического планирования КНР, на этой неделе выпустило радикально пересмотренный вариант своей политики в отношении инвестиций в автомобильную промышленность.
Новый план, который должен вступить в силу 10 января, запрещает строительство новых заводов в традиционном сегменте автомобильной промышленности. Впрочем, это как таки раз и не инновация – данная комиссия прекратила утверждать отдельные проекты производства автомобилей, работающих на ископаемом топливе, еще несколько лет назад.
Основная цель пересмотренной политики Пекина состоит в том, чтобы обуздать процесс появления новых производителей BEV путем введения двух новых наборов ограничений.
Первый свод правил определяет, где будут разрешены новые производства NEV (электромобилей, подзаряжаемых гибридов PHEV и электромобилей на водородных топливных элементах FCEV), применительно к существующим крупным автопроизводителям и лицензированным стартапам. Правила требуют, чтобы новые производства реализовывались только в тех провинциях, где коэффициенты загрузки мощностей местных предприятий по выпуску NEV были бы выше среднего уровня по стране за последние два года.
Пекин разрешит вводить новые мощности по выпуску электромобилей только передовым и самостоятельным OEM-производителям
Другой свод правил призван поднять порог входа для новых производителей электромобилей и обуздать спекулятивные инвестиции в данный перспективный сектор.
Потенциальные производители электромобилей, в дополнение к определенным объемам выполнения НИОКР и доказанным производственным возможностям по разработке транспортных средств, должны будут также обладать правами интеллектуальной собственности на ключевые компоненты, включая системы управления транспортным средством, электродвигатели и аккумуляторные блоки.
Первичные инвесторы в новых проектах NEV также должны будут владеть более чем одной третью финансовой доли в стартапах и гарантировать, что у них достаточно средств для финансирования строительства и эксплуатации новых предприятий.
Правила также запрещают акционерам новых программ NEV отказываться от инвестиций до того, как проекты достигнут запланированных производственных мощностей.
Напомню, что производство электромобилей в Китае подскочило за первые 11 месяцев 2018 года на 56% до 791 тыс.
За последние несколько лет в КНР появилось более 400 стартапов NEV. Предполагается, что без должного контроля сверху эти компании, наряду с уже существующими автопроизводителями, увеличат годовые мощности по производству электромобилей в Китае до 20 миллионов уже в 2020 году. Это в 10 раз превышает целевой показатель правительства на этот период, составляющий «всего-то» 2 миллиона электромобилей в год.
Замедлит ли новая политика комиссии проекты NEV в Китае?
В долгосрочной перспективе новые ограничения могут подтолкнуть автопроизводителей к выпуску электромобилей исключительно на существующих заводах и убрать некоторых претендентов на кусок электрического «пирога». Однако в ближайшее время это маловероятно: так 16 (!) только китайских стартапов NEV, чьи производственные предприятия были лицензированы комиссией, уже в этом году достигли уровня годовых мощностей в объеме свыше 1 миллиона машин в год.
Производители электромобилей растут в Китае как грибы после дождя, и уже посматривают в сторону США
Кроме того, в этом году получили «зеленый свет» на строительство своих заводов в Китае еще два глобальных тяжеловеса.
Это Tesla Inc., чей завод, возводимый возле Шанхая, должен начать производство в конце 2019 года. Его полная годовая мощность составляет более 250 000 электромобилей.
Вторым тяжеловесом выступает Volkswagen Group, который начал строить завод по производству электромобилей в Шанхае в рамках своего совместного предприятия с SAIC Motor Corp. После запуска производства в 2020 году этот завод будет ежегодно собирать до 300 000 электромобилей на базе платформы VW MEB.
Сочетание усилий глобальных автопроизводителей и все новых и новых стартапов, кажется, однозначно продолжит нынешний бум NEV в Китае и в следующем году. Но дорога в будущее точно не обойдется без «коротких замыканий» и «блекаутов».
Бурный рост рынка электромобилей в Китае породил множество спекулянтов на их популярности